"Опять весна" (мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по лирике Б.Л. Пастернака)

Разделы: Литература


1. Организация работы в группах.

Вы продолжаете постигать поэзию Пастернака, и сегодня я приглашаю вас в мастерскую по лирике Бориса Леонидовича, которую я назвала "Опять весна".

Вам нужно разбиться на две группы

Задания. Представители групп вытягивают одну из двух карточек со словами, взятыми соответственно из двух стихотворений Пастернака:

1. Лёд, снег, вода, весна, солнце.

2. Ручей, льдины, чудо, весна, Снегурка.

Комментарий. Каждый член группы выбирает для себя наиболее симпатичное ему слово.

2. Ход работы. Индуктор и социализация

Задание и ход его выполнения. Запишите ряд ассоциаций, связанных с выбранным словом. ( индуктор )

После выполнения этого задания каждый из членов группы рассказывает другим случай из жизни, связанный с ассоциативным полем выбранного слова.

Проходит первый этап социализации.

Назовите эмоции, которые вы пережили в этих случаях, и расскажите о них. Давайте запишем названия эмоций на доске. (Подчёркиваем те названия эмоций, которые повторяются, т. е. общие для членов разных групп)

Готовится следующий этап социализации.

3. Работа с текстами стихотворений

Рекомендация. Группам раздаются тексты стихотворений Пастернака "Весна в лесу", "Опять весна", "Весна! Не отлучайтесь сегодня в город" (Приложения 1-3)

Задания:

1. Опознайте "своё" стихотворение. (Для этого потребуется прочитать все три )

2. Подготовьте выразительное чтение "своего" стихотворения.

3. Отследите авторские эмоции, связанные с ключевыми словами, перечисленными на карточках.

4. Отметьте совпадение-несовпадение авторских и читательских эмоций по поводу ключевых слов.

Это задание может привести к первому разрыву.

5. Проанализируйте стихотворение "по подсказкам" (Приложения 4-8)

6. Проследите авторские мысли, связанные с интересующим нас кругом понятий и срвните с собственными мыслями.

Это задание может привести ко второму разрыву.

Подготовка к ответам и выступлениям могут занять довольно продолжительное время.

4. Итоги работы. Рефлексия.

Заслушаем ответы учащихся. После ответов необходима рефлексия.

1. Объясните смысл названия занятия, предложите своё название

2. Если вы испытали неожиданные эмоции в какой-то момент мастерской, расскажите о них.

3. Если вы в течение занятия поняли что-то новое для себя, то поделитесь с классом.

Ну что ж, желаю вам "во всём дойти до самой сути", и всё-таки должна быть

Опять весна! Спасибо за работу.


Приложение 1

Весна в лесу.

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печёт,
Ещё недели целые
Дороги сковывает лёд
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Приложение 2

Опять весна.

Поезд ушёл. Насыпь черна.
Где я дорогу впотьмах раздобуду?
Неузнаваемая сторона,
Хоть я и сутки только отсюда.
Замер на шпалах лязг чугуна.
Вдруг - что за новая, право, причуда,
Сутолока, кумушек пересуды.
Что их попутал за сатана?

Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.

Это она, это она,
Это её чародейство и диво,
Это её телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.
Это Снегурка у края обрыва.
Это о ней из оврага со дна
Льётся без умолку бред торопливый
Полубезумного болтуна.

Это пред ней, заливая преграды,
Тонет в чаду водяном быстрина,
Лампой висячего водопада
К круче с шипеньем пригвождена.
Это, зубами стуча от простуды,
Льётся чрез край ледяная струя
В пруд и из пруда в другую посуду.
Речь половодья - бред бытия.

Приложение 3

Весна! Не отлучайтесь

Сегодня в город. Стаями
По городу, как чайки,
Льды раскричались, таючи.

Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны,
Чернеющие улицы -
Им, ветреницам, холодно.

По ним плывут, как спички,
Сгорая и захлёбываясь,
Сады и электрички, -
Им, ветреницам, холодно.

От кружки синевы со льдом,
От пены буревестников
Вам дурно станет. Впрочем, дом
Кругом затоплен песнью.

И бросьте размышлять о тех,
Кто выехал рыбачить.
По городу гуляет грех
И ходят слёзы падших.

 Приложение 4

Лирика Б. Л. Пастернака в оценке критиков, писателей, литературоведов

Л. А. Озеров

Поэтический мир Пастернака предстаёт перед нами во всём богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин природы и жизни человека, во всей самобытности характера художника. <. . . . . . >

Какая связь между кочегаром на баке и благоухающим табаком, цветком и одеждой моряков? Поэт соединяет, казалось бы, несоединимое, и от этого выигрывают обе части сравнения, обновляется их восприятие. <. . . . . . . >

Читателя, знакомого с русской поэзией 19 и начала 20 века и открывающего книгу стихотворений и поэм Пастернака, ждут определённые трудности, не преодолев которых он не сможет приблизиться к пониманию этого поэта.

Во- первых, это трудности, связанные со словарём поэта<. . . . . >Чем менее литературным было слово, чем меньше оно было в книжном обороте, тем оно лучше для поэта, тем сподручней и свежей <. . . . . . . >

Точное знание слова даёт возможность отрыть скрытую доселе образную связь.

Следующий, второй, более сложный этап в постижении текстов поэта - это синтаксис. Пастернак нарушает привычные для нашего слуха нормы <. . . . . . >

Для Пастернака важно, не называя объекта описания, наговорить вокруг него столько и такое, чтобы он проступил сам сквозь кипень этих слов и косвенных обозначений. Словноидёт игра: главного слова не называть, а отгадывать, о чём идёт речь. Это приём синтаксический, но имеет он сугубо смысловое значение. Позднее сам поэт назовёт это желание избежать подлежащего, эту косвенную образность - праздной образностью.

Третья ступень трудности проникновения в мир Пастернака - это ассоциативные ряды его образов. Они непривычны и подчас очень сложны, требуют внимания.

Предметы и явления, входящие в состав образа, отдалены друг от друга необычайно, но они вместе с тем и сближены. Сближение отдалённого делает образ необычным, заставляет читателя открывать - вслед за поэтом - новые связи в мире.

В зрелом творчестве Пастернака сохранится его фонетическое мастерство, но слова в его стихах будут соседствовать не по принципу звучания, а по принципу значения.

1. Обратите внимание на словарь поэта. Объясните значение слова "амурится"

2. Обратите внимание на построение предложений, на расстановку слов в строфе.

 М. Цветаева

Кстати, о световом в поэзии Пастернака. - Светопись: так бы я назвала. Поэт светлот (как иные, например, темнот). Свет. Вечная Мужественность. - Свет в пространстве, свет в движении, световые прорези (сквозняки), световые взрывы, - какие - то световые пиршества. Захлестнут и залит. И не солнцем только: всем, что излучает, - а для него, Пастернака, отвсего идут лучи.

 А. Синявский

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Содержание этих стихотворений шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирового бытия, исповедует веру в жизнь, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет её нравственную основу. Жизнь в его толковании - нечто безусловное, вечное, абсолютное, всепроникающая стихия и величайшее чудо. Удивление перед чудом существования - вот поза, в которой застыл Пастернак, навсегда поражённый, завороженный своим открытием: "опять весна". <. . . . . . >

В произведениях Пастернака особое значение имеет звуковая организация стиха. Она не сводится к рифме, хотя эта сторона его поэтики также чрезвычайно нова и разнообразна. В стихах Пастернака рифмуются не только окончания строк, но - по существу - любые слова внутри текста. Для него характерно своеобразное звуковое уподобление слов, лежащих рядом или поодаль друг от друга. . .

Приложение 5

На начальном этапе разбора стихотворения "Опять весна" внимание обращается прежде всего на синтаксис стихотворения. Для первой строфы с точки зрения ритмико-синтаксической характерно наличие коротких предложений. Практически количество предложений совпадает с количеством стихов, а если учесть, что первый стих распадается на два предложения , делящих его на симметричные полустишия, своим звучанием как бы передающие звучание поезда, а стихи 3-й и 4-й объединены в одну синтаксическую конструкцию. Средняя длина предложений в первой строфе чуть больше четырёх слов, включая и все служебные слова.

Со второй строфы картина меняется. Здесь всего лишь четыре предложения, то есть каждые два стиха объединены в одну синтаксическую конструкцию. Соответственно увеличивается и средняя длина предложения - до десяти слов.

Итог: хаотическая раздробленность впечатлений преодолена, наступает гармония.

 Приложение 6

Анафора, или единоначатие, -повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

1. Найдите анафору в стихотворении "Опять весна"

2. Для чего поэт использует анафору?

Метафора - буквально "перенесение", представляет собой перенос значения по сходству. Иначе говоря, это скрытое сравнение.

3. Какова роль метафоры в лирике Пастернака?

Приложение 7

Для олицетворения постепенно гармонизирующего сознания Пастернак использует приём анафоры, придающий стихотворной речи более плавное, напевное звучание.

Помимо напевного звучания анафора придаёт строфе синтаксическую законченность, соединяя в одно смысловое целое самостоятельные предложения, тоже знаменуя собой образ преодоления хаотической раздробленностивпечатлений.

Именно этот мотив и становится одним из основных в стихотворении. (О стихотворении "Опять весна" )

Приложение 8

Р. Якобсон

<. . . . . . >Не метафоры, несмотря на их богатство и изощрённость, определяют поэтическую тему у Пастернака, не они служат путеводной нитью. Система метонимий, а не метафор - вот что придаёт его творчеству "лица необщее выраженье". Его лиризм, в прозе или в поэзии, пронизан метонимическим принципом, в центре которого - ассоциация по смежности. В пастернаковском лиризме образы внешнего окружения оказываются отброшенными бликами, метонимическими выражениями лирического "я". <. . . . . >Совершенно откровенный антропоморфизм захватывает мир неодушевлённых предметов.

Элементарная форма ассоциации по смежности - захват ближайшего предмета. Поэт знает и другие метонимические отношения: от целого к части и наоборот, от причины к следствию и от следствия к причине, от пространственных отношений к временным и наоборот и т. п. Но предпочтительный его приём - упоминание какого - нибудь рода деятельности вместо самого действующего лица;какого-то состояния, выражения или свойства, присущего личности, на месте и вместо самой этой личности.

Актив изгнан из поэтической грамматики Пастернака. Метонимия <. . . . . . > на место действующего лица ставит само действие.

Схема лирического повествования у Пастернака:

Герой, восторженный или ошарашенный, одержим каким-то импульсом, идущим извне:чем сильнее внешнее воздействие, тем вернее теряет герой всякий контакт с ним, пока какой-нибудь новый импульс не сменит прежнего.

(Из статьи "Заметки о прозе поэта Пастернака)

Примечание: Метонимия - вид тропа, в основе которого лежит замена слова, за которым стоит определённый предмет (явление), другим словом, обозначающим смежный с ним предмет (явление), т. е. связанный с ним пространственными (близость), временными (одновременность), причинно-следственными отношениями или отношениями "целое - часть".

Антропоморфизм - перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, на животных, предметы и т. п.