Основная цель интегрированного урока – освоение учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях; формирование эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям науки и культуры, понимания учащимися ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью. Необходимо было доказать, что глобальная цель человечества – предотвращение всемирного экологического кризиса; подчеркнуть имеющиеся возможности (знания) и трудности (необходимость единых усилий всех народов и каждого отдельного человека) на этом пути.
На уроке обращались к произведениям русской литературы 19-20 веков: рассказу А.П.Чехова «Летающие острова», сказу Н.Лескова «Левша», романам М.Е.Салтыкова-Щедрина «История города Глупова», А.Платонова «Котлован», Е.Замятина «Мы», пьесам В.Маяковского «Клоп», К.Чапека «Средство Макропулос», повестям М.Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца», стихотворениям М.Волошина, анализировали высказывания В.С. Дерябина о счастье, Н. Бердяева об утопии. Обсуждали вопросы: «Какой смысл нашей личной и общей жизней? Неужели мы – вымирающий переходный тип от биологической цивилизации к технической?»
Учащиеся представили сообщения о
наиболее интересных направлениях
нанотехнологий, биотехнологий, биофизики и
медицины.
Насколько актуальна проблема ответственности
науки в наше время? Обращение к произведениям
искусства ( литературе, живописи) помогло
учащимся задуматься над поставленными на уроке
проблемами. Сатирические произведения
поднимают сложные, философские вопросы, отвечать
на которые приходится каждому поколению. Что
действительно ценно для человека? Может ли он
устраниться от хода истории? В заключение
урока учениками были сделаны выводы о том,
что важно не просто напряжённо и
лихорадочно искать выход из сложившейся
трагической ситуации. Выход известен. Он очень
прост: у нормального человека духовные
потребности должны преобладать над
материальными. Нельзя не согласиться с
древнегреческим мыслителем Гераклитом из
Эфеса: «Человек неразумен… умом обладает только
окружающая среда».
Цели: создать условия для
- освоения учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях; формирования эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям науки и культуры,
- понимания учащимися ответственности науки ( и теории вообще) перед живой жизнью.
Задачи:
- закрепить понятие о сатире,
- прояснить цели сатиры,
- показать мастерство и гражданское мужество писателей начала 20 века(В.Маяковского, Е.Замятина, М.Булгакова, А.Платонова),
- доказать, что глобальная цель человечества – предотвращение всемирного экологического кризиса; подчеркнуть имеющиеся возможности (знания) и трудности (необходимость единых усилий всех народов и каждого отдельного человека) на этом пути.
ХОД УРОКА
Инсценировка рассказа А.П.Чехова «Летающие острова».Глава IV. Скандал на небе. (Приложение 1)
Учитель литературы: В этой шутке
есть доля истины. В технической цивилизации
главной ценностью стали деньги, даже не золотые,
а бумажные, на которых отпечатано их
достоинство. Они позволяют их владельцу
приобретать различные блага, в том числе и
кислород, воду, пищу, одежду, жилище.
А если говорить серьёзно, то нам всем, землянам,
обитателям планеты, невозможно жить без
окружающей природы. Это и есть наш единственный
во всей Вселенной обитаемый космический остров,
наш космический дом. От его состояния зависит
наша судьба – и каждого в отдельности, и всех
вместе, и будущих поколений. Казалось бы, на Земле
есть всё необходимое для нормальной жизни людей:
солнечное тепло, воздух, вода, растения и
животные. Однако воздух, особенно в городах,
загрязняется смрадным дыханием техники (прежде
всего автомобилями), природные воды из-за
повсеместного загрязнения становятся
непригодными для питья, дикие животные и
растения уже не могут «предоставлять» пищу для
огромного количества людей… Пришла пора нам
всерьёз позаботиться о состоянии окружающей
природы. По этой причине за последнее
десятилетие вошло в обиход слово «Экология».
Учитель экологии: Экология – это
наука о связях живых организмов с окружающей
средой. Эти связи образуют единую и очень сложную
систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Очень часто мы сталкиваемся с подменой понятий.
Экологией называют только лишь уровень
загрязнения. Мы часто слышим «плохая экология
города», на самом же деле речь идёт о том, что в
этом городе плохо работают ЖКХ, происходит
«замусоривание», а в атмосферу, почву, воду
выделяется огромное количество токсинов.
Конечно, связи при этом нарушаются, но не только
уровень загрязнения влияет на них.
Работа в группах, анализ высказывания психолога В.С.Дерябина о счастье. (Приложение 2)
Учитель литературы: Всем хорошо известен афоризм В.Г.Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Но что же такое счастье? Может ли быть представление о нём одинаково у всех людей?
Результаты проведённого опроса. Мнение
детей, учителей, родителей: что такое счастье?
(Приложение 3)
Учитель литературы: Искусственная среда «пересоздаёт» – преимущественно духовно – человека. Согласитесь ли вы сегодня отказаться от телефонов, компьютеров, бытовой техники? (Ответы учащихся) Как точно отметил Максимилиан Волошин:
Ученик: Отрывок из стихотворения М.Волошина «Машина». (Приложение 4)
Учитель литературы: Поэт имел в виду пролетариат и техническую интеллигенцию. Однако с той поры, когда это писалось, количество рабочих существенно уменьшилось, их квалификация и заработки, в общем, увеличились. Теперь преобладают разного рода служащие. Стремление человека к техногенному комфорту продолжает распространяться: 1 и 2 автомобиля на семью, бытовая техника, компьютер, отдельный коттедж и т.д. Для многих людей такой идеал представляется совершенно нормальным и необходимым условием для счастливой жизни. Но если он осуществится, то на земле появится 2 миллиарда легковых автомобилей, в десять раз возрастёт потребление энергоресурсов, и произойдёт глобальная экологическая катастрофа.
Учитель экологии: Получат массовое распространение техногенные развлечения и удовольствия, связанные с физическими или химическими (нарковеществами) воздействиями на «центры удовольствий» головного мозга. Известно, что нейрон можно вживлять электроды. Поэтому можно передавать сигналы на любой желаемый нейрон. Разработка такого рода «коммутаторов» позволит создавать пространственные нейроструктуры, состоящие как из нейронов человеческого мозга, так и из искусственных нейронов. Подключая через «коммутатор» к человеческому мозгу внешнюю нейросеть, мы как бы вживляем в мозг дополнительные, ещё не обученные нейроны, которые при взаимодействии с обученным будут постепенно приобретать свойственную зрелому разуму структуру связей (аналогичный процесс имеет место при развитии ребёнка, когда большая часть нейронов мозга также ещё не обучена). Высказано мнение, будто для нормального существования на Земле следует оставить «золотой миллиард», лучшую часть человечества; остальные пусть вымирают как можно быстрее. Идея бесчеловечная. Но дело не в том, какое количество людей на Земле. Вовсе не этим определяется уровень загрязнения и разрушения биосферы. А прежде всего материальные потребности, духовные качества определяют экологическое состояние биосферы. Поэтому следует уделять пристальное внимание проблемам психоэкологии, организации духовного мира человека.
Учитель литературы: Известный
русский философ начала 20 века Н.А.Бердяева
заметил: «Иногда представляется такая страшная
утопия. Настанет время, когда будут
усовершенствованы машины, которыми человек мог
бы управлять миром, но человека больше не будет.
Машины сами будут действовать в совершенстве и
достигнут максимальных результатов. Последние
люди сами превратятся в машины, но затем и они
исчезнут за ненадобностью и невозможности для
них органического питания и кровообращения…
Природа будет покорна технике. Новая
действительность, созданная техникой, останется
в космической жизни. Но человека не будет».
Бердяев ещё не знал о телевизорах и компьютерах,
о заводах-автоматах и автоматических планетных
станциях, о глобальной компьютерной сети
Интернет, которая на свой лад перестраивает
сознание миллионов людей. Как будто мы уже
вплотную приблизились к той утопии, о которой он
писал, упорно приближаем её, забывая о живой
природе Земли и человеческой природе самих себя.
Согласились бы вы, чтобы вас отождествляли с
какой-то разновидностью техногенного человека?
Хочется верить, что ты – совсем другой,
особенный, не поддающийся массовым внушениям,
живущий собственным умом. Но каждый из нас в той
или иной степени обладает чертами техногенного
человека. Это не только наша беда, но и благо: так
проще приспосабливаться к окружающей среде. Но
следует помнить, что при этом мы постепенно
отрешаемся от лучших человеческих качеств, от
высоких идеалов. И всё отчётливей проясняется
мысль: зачем на Земле такое
техногенное создание? Какой смысл нашей личной и
общей жизней? Неужели мы – вымирающий переходный
тип от биологической цивилизации к технической?
Работа в группах: экология – литература
1 группа: «Учёные исследователи»
Инсценировка:
Н.Лесков «Левша». Разговор левши и государя. (Приложение 5)
Б Житков «Микроруки» Фантастический очерк (Приложение 6)
Нанотехнологии. Сообщение ученика: (Приложение 7)
2 группа: «Медики»
Обращение к пьесе В. Маяковского «Клоп»
– Пьеса В.Маяковского «Клоп» была написана в 1928 году. Какому произведению близок её сюжет? (М.Булгаков «Собачье сердце»)
Ученик: В пьесе «Клоп» профессор размораживает Присыпкина, пролежавшего 50 лет в погребе. Учёный наблюдает его оживление и приспособление к жизни нового времени. Это напоминает нам наблюдение профессора Преображенского за стадиями очеловечения Шарика. Маяковский отказывает Присыпкину, этому закоренелому мещанину, жить в человеческом обществе и в результате помещает его в зоосад.
Вопрос: Каким изобразил общество будущего автор?
Инсценировка (Приложение 8)
Вопрос: Каково отношение к человеческой личности в этом обществе? Каковы отношения прошлого и будущего в пьесе?
Учитель литературы: Будущее
в «Клопе» абсолютно условное, вымышленное.
В.Маяковский высмеивает рационалистическое
общество будущего, оно стерильно, выхолощено,
заорганизовано. Здесь отсутствуют чувства и
нормальные человеческие отношения. Утопия
оборачивается антиутопией.
Н.Бердяев: «Утопии выглядят гораздо более
осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне
перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем
иначе: как избежать их окончательного
осуществления?»
Вопрос: Утопия – это мечта. Почему философ Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии?
Нанотехнологии. Беседа с учащимися. (Приложение 9)
Ученик: Извечная мечта многих членов технократического общества – быстрая замена или даже улучшение «природных» человеческих органов – частей тела. Очень спорный вопрос, но… соединение электроники и живых клеток все равно является одним из наиболее интересных направлений нанотехнологий, биотехнологий, биофизики и медицины и с точки зрения фундаментальных исследований, и практической значимости полученных результатов.
Вопрос: Может ли
полупроводниковый транзистор принимать сигналы
от нервной клетки?
Вопрос: Может ли нервная клетка
принимать сигналы от электронной микросхемы?
Вопрос: Может ли нервная клетка
обмениваться сигналами с электродами
микрометровых и нанометровых размеров
электронных устройств? Обоснуйте свои ответы.
Вопрос: Из каких материалов должны быть
изготовлены электроды, контактирующие с
нервными клетками?
Вопрос: Каково преимущество
наноматериалов при изготовлении таких
электродов?
Вопрос: Каков механизм передачи
сигналов между нервной клеткой и транзистором
(или электродом), если это возможно?
Вопрос: Какими характеристиками должен
обладать транзистор, чтобы была возможна
передача сигналов между ним и нервной клеткой?
Вопрос: Какие характеристики должны
иметь сигналы от электронного устройства, чтобы
нервная клетка могла их воспринять?
Вопрос: Какие факторы могут
препятствовать передаче сигналов между нервной
клеткой и транзистором (или электродом)?
Вопрос: Можно ли ввести электрод
нанометровых размеров в клетку, не повредив ее?
3 группа: «Архитекторы»
Обращение к роману Е.Замятина «Мы»
Вопросы: Что является предметом
изображения Замятиным в романе «Мы»?
Для чего изображается это далёкое будущее? Как
устроено «счастливое» общество будущего? Какова
модель этого общества? В чём заключается
заветная мечта главного героя романа, Д-503? («Проинтегрировать»
грандиозное вселенское уравнение, «разогнуть
дикую кривую», потому что линия Единого
Государства – это прямая – мудрейшая из линий».
Формула счастья математически точна:
«Государство (гуманность) запрещало убить
насмерть одного и не запрещало убивать миллионы
наполовину. Убить одного, т.е. уменьшить сумму
человеческих жизней на 50 лет, – это преступно, а
уменьшить сумму на 50 миллионов лет – это не
преступно. Ну, разве не смешно?».) (Запись 3-я)
Учитель литературы: Вспомним
Ф.М.Достоевского, «Преступление и наказание»,
разговор офицера со студентом: одна ничтожная
старуха и тысячи молодых жизней: «Да тут
арифметика!»
Счастлив ли человек в Едином Государстве? Что в
романе противопоставлено духовности,
гуманности? (Наука. Система научной этики
основана «на вычитании, сложении, делении,
умножении. ) (Запись 3-я)
– Насколько актуальна проблема ответственности
науки в наше время?
Вопросы:
– Какие литературные традиции
продолжает Е.Замятин? (М.Е.Салтыкова-Щедрина)
– Как складываются отношения общества и природы
в городе Глупове и в Едином Государстве? (Стремление
правителей уничтожить всё живое)
– О чём хотели сказать М.Е.Салтыков-Щедрин и
Е.Замятин в произведениях «История города
Глупова» и «Мы»?
– О чём предупреждают писатели? (Как страшна
любая система, фиксирующая в массовом порядке
людей-роботов, делающая главным инструментом
своей политики насилие во всех его формах. Это
произведения дают возможность в полной мере
понять тревогу за будущее России).
– О чём предостерегает Е.Замятин и философ
Н.Бердяев? (Замятин показал трагедию
преодоления человеческого в человеке, потери
имени как потери собственного «я». От того,
как избежать «окончательного осуществления»
утопий).
Обращение к иллюстрации: «Проект «Гексаэндра», дома-гиганта будущего высотой более 1 км, вмещающего более 170 тысяч жителей». (Приложение 10)
Обсуждение. Неужели люди так безнадёжно оторвутся от земли?
Работа со статьёй. «Материал для орбитального лифта». Доктор биологических наук В.З. Мордкович. (Приложение 11)
Учитель литературы: В письме к художнику Юрию Анненкову, которое тот назвал очень метко и точно – «кратчайшим шуточным конспектом романа «Мы», Замятин с неподражаемым юмором отмечал: (Приложение 12)
Выступление группы искусствоведов. Нанопутия.
Сообщение ученика. Статья «Путешествие в Нанопутию» Е. Павшук. (Приложение 13)
Обращение к репродукциям картин художников: (Приложение 14)
- немецкого художника Шлихтера «Человек – покоритель природы»
- Ж.Лагариг «Духовная тюрьма»
- Французского художника А.Робиды (19 век) «Техническая цивилизация 20 века» \
- Французского художника А.Робиды (19 век) «Погоня за наживой»
– Насколько актуальна проблема ответственности науки в наше время?
Обсуждение.
Учитель литературы: Тему ответственности науки ( и теории вообще) перед живой жизнью М.А.Булгаков поставил в произведениях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Выступление группы медиков.
Сообщения о произведениях.
Вопросы: Что объединяет «Роковые
яйца» и «Собачье сердце» Булгакова? (Образы
учёных, тема ответственности науки, тема
разрушительной силы невежества, сатирический
пафос)
Можно ли считать Персикова и Преображенского
положительными героями? (Интеллигенты,
преданные науке люди, совершающие великие
научные открытия, имеющие чувство
собственного достоинства. Но: оба живут
изолированно от общества, оба приверженца
«чистой науки» открытия учёных выходят из-под
контроля. Последствия неожиданны, драматичны,
даже трагичны).
В чём актуальность предупреждений Булгакова?
Нужно ли искусственно фабриковать людей? Нужно
ли вмешиваться в жизненные процессы?
Ученик: Вечная молодость – мечта многих. В МГУ им.М.В.Ломоносова, как и во многих других исследовательских организациях, делаются попытки найти чудодейственные рецепты избавления от болезней и преждевременной старости. Несмотря на всю фантастичность этой затеи, она реалистична и в ряде случаев имеет фундаментальное научное обоснование. Так, например, большого успеха удалось добиться после открытия так называемых «ионов Скулачева».
Ученик: В произведении К. Чапека «Средство Макропулос» рассказывается об удивительном средстве, которое может подлить жизнь. Сам писатель отмечал: «Толчок к ней дала мне теория, кажется, профессора Мечникова, о том, что старение есть самоинтоксикация организма».
Инсценирование: (Приложение 15)
– Как вы думаете, почему Кристина
сжигает рецепт вечной молодости?
– Что помогает остановить катастрофу в повести
«Роковые яйца» М.Булгакова? (Сама природа
ставит всё на свои места. Внезапно наступившие
холода избавляют страну от гадов)
Учитель литературы: Сатирические произведения поднимают сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Что действительно ценно для человека? Может ли он устраниться от хода истории?
Подведение итогов урока. Обсуждение
Учитель литературы: Вопрос не в том, чтобы напряжённо и лихорадочно искать выход из сложившейся трагической ситуации. Выход известен. Он очень прост: у нормального человека духовные потребности должны преобладать над материальными.
Ученик: древнегреческий мыслитель Гераклит из Эфеса: «Человек неразумен… умом обладает только окружающая среда».
Ученик: Ответ сформулировал
Сент-Экзюпери: «Если именно эта вера,
эта культура, эта мера вещей, эта форма
деятельности, а не какая-нибудь другая даёт
человеку ощущение духовной полноты, могущества,
которое он в себе не подозревает, значит, именно
эта мера вещей, эта культура, эта форма
деятельности и есть истина человека.
Истина человека – то, что делает его человеком».
Учитель экологии: На Земле должен господствовать не очень новый, но пока ещё не слишком распространённый вид: Хомо сапиенс хомини (Человек разумный человечный). У него ограничены материальные и безграничны духовные потребности. Для всего человечества тоже есть возможность восстановить нарушенные взаимосвязи с окружающей природой. Для этого надо, чтобы в действиях своих люди исходили из приоритета биосферы, а не техники и тем более частных капиталов или государственных структур. Люди спокон веков стараются достичь счастья, но не стремятся быть достойными счастливой жизни. Каков человек, таков и мир вокруг.
Ученик: стихотворение М.Волошина «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток». (Приложение 16)
Учитель экологии: Когда-нибудь, когда все сегодняшние проблемы будут решены и восторжествовавший на планете Разум заполонит всё доступное для себя пространство, возникнет вопрос – что делать дальше? Что станет с человечеством после того, как будет порожден Новый разум? Скорее всего, человечество будет существовать и далее, но в другом качестве, в роли питомника для зародышей Нового разума.
Ограниченность личной жизни перед лицом временной и пространственной бесконечности Космоса ощущается человеком как трагедия, однако Новый разум сталкивается с еще более страшным испытанием – его ожидает вечная жизнь в бесконечном мире. Воистину не знаешь, что безнадёжнее.
Необходимо вырастить психику, способную осознанно противостоять бесконечной Вселенной! Этого не добиться без высшего напряжения душевных сил формируемой личности. Кипение страстей, реальная опасность гибели и вместе с тем взлёт духа, полет фантазии – где их взять? Это возможно лишь в молодом обществе, чьи силы еще не растрачены. В тот момент на Земле такого уже не будет. Хочется надеяться, что человечеству и Новому разуму хватит мужества взглянуть в глаза реальности.
Не исключено, что человечеству придётся вернуться на варварскую стадию развития, начав всё с начала, но под наблюдением Нового разума, отбирающего из этого кипящего котла страстей наиболее интересные экземпляры. Круг замкнется. Вкусив от дерева познания слишком много, человечество должно быть изгнано из своего рукотворного рая, где его ожидают лишь смерть и забвение. Неведение, в которое будут снова отброшены люди, станет единственным способом развития лучших качеств личности. Человечество подошло к тому рубежу, когда оно начнет создавать высшие миры, о которых люди так мечтали. Это будет синтез всех достижений человечества, триумф, воплощение в жизнь мечты, согревшей души на протяжении тысячелетий.
Учитель литературы: стихотворение Велимира Хлебникова:
Нам много ль надо?
Нет: ломо'ть хлеба,
С ним каплю молока,
А солью будет небо
И эти облака.
Литература:
- Баландин Р.К. Человек и природа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 350с.: илл.
- Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945) /Сост. В.А.Кондратьев, З.Н.Политов. – М.: Политиздат, 1982.
- «Химия и жизнь – 21 век» Ежемесячный научно-популярный журнал. – М.: Издательство научно-популярной литературы «Химия и жизнь». № 3, 4 2004, № 3 2006.
- Лесков Н.С. Левша. – М.: Русская книга, 1994.
- Е. Замятин. Избранное. – М.: Правда, 1989.
- В. Маяковский. Сочинение в двух томах. Т.2/Сост.Ал.Михайлова; Прим.А.Ушакова. – П.:Правда, 1988. – 768.
- К.Чапек «Средство Макропулос» – lib.ru/.../CHAPEK/makropulos.txt
- М.Булгаков «Белая гвардия. Повести. Рассказы. /М.Булгаков.– М.: ООО «Издательский АСТ», 2002.
- М.Булгаков. Морфий/Сост., предисл. и коммент. В.Казака. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 479 с.
- А.П.Чехова «Летающие острова» – lib.ru/LITRA/CHEHOW/ostrova.txt
- www.nanometer.ru