Литература
-
"Сохраним родную природу!". Конкурс презентаций 2011
В работе дается материал из урока родной (якутской) литературы в 8-м классе по прохождению раздела «Родина». Дается отрывок из урока – выступление учителя по проблеме экологии, бережного отношения к родной природе. Основной целью является выработка интереса к проблемам экологии у ребят, беспокойства за состояние родного края, развитие экологического сознания ребёнка.
-
Коммуникабельные компетенции в формировании гражданско-патриотического потенциала учащихся 2011
В настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло «на нет». Этому способствовало усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая могла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Но учителя стараются формировать патриотическое сознание учащихся на своих уроках и на уроках внеклассного чтения.
-
Внеклассное занятие по литературному краеведению для 8–9-х классов. Заочное путешествие «Маршруты гордого терпенья» (декабристы и Екатеринбург) 2011
Внеклассное занятие по литературному краеведению «Маршруты гордого терпения» проводится в форме заочного путешествия по местам, связанным с пребыванием декабристов в Екатеринбурге. В подготовке материала творческими группами учащихся («Краеведы», «Экскурсоводы») используются мемуарные источники и стихотворения уральских поэтов о декабристах.
-
Литературно-музыкальная композиция для 7–11-х классов «Пушкин и музыка не разделимы» 2011
Пушкин! Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть его слова: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе или о скромной, доброй царевне живет с нами и позже, в школьные годы: «Там чудеса, там леший бродит...».
-
Любовь и природа в творчестве Ф.И. Тютчева. 9-й класс 2011
На уроке речь идет об известном поэте Ф.И. Тютчеве, чье поэтическое творчество украшает русскую культуру. Поэтическое наследие Тютчева – небольшого объема. Но он принадлежал к числу гениальных русских поэтов. Лев Толстой, высоко ценивший Тютчева, ставил перед его стихами пометы: Глубина, Красота, Чувства.
-
Урок внеклассного чтения на тему "Уроки нравственности на страницах повести В.П. Астафьева "Кража". 9-й класс 2011
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие же уроки нравственности получили герои повести и что вынесли из них во взрослую жизнь.
-
Урок литературы по теме "Но в мире есть душа одна…" по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны…". 8-й класс 2011
Данный комбинированный урок показывает методы и приёмы, помогающие сформировать у учеников навыки и приёмы анализа лирических произведений. Урок также готовит учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
-
Интегрированный урок "Господин из Сан-Франциско" 2011
Цель урока: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
С.Есенин – народный поэт. 11-й класс
2011
Цель урока – познакомить учеников с особенностями мировосприятия поэта; показать народность творчества С.Есенина.
-
Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы 2011
Материалы к урокам литературы для 5–8-х классов. Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы, посвященных творчеству В.Г. Короленко. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в стенах школы в условиях социально-экономического развития общества является одной из важнейших задач учителя-словесника. Время требует новых подходов, новых решений.
-
Взаимосвязь традиций и новаторства как условие литературного процесса (из опыта сопоставительного анализа) 2011
Языковой анализ художественного текста – важнейшая составляющая комплексной работы над изучением произведения на уроках литературы. В статье представлен опыт такой работы на уроке литературы в 8-м классе. Цель урока – наблюдение над сохранением живых традиций в литературе на основе сопоставительного анализа произведений сентиментализма и романтизма.
-
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…». Природа в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2011
Комбинированный урок по литературе в 7-м классе призван научить анализировать описания природы на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», служит формированию умения строить текст-описание, развитию способности сознательного использования языковых средств текста в собственной речи.
-
Урок доброты (по рассказу Ю.Я. Яковлева "Баваклава") 2011
Урок внеклассного чтения по литературе в 5-м классе – урок раздумья, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек: что такое дружба? Как стать необходимым людям? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем? Ответить на эти вопросы помогают книги. Урок содержит презентацию, выполненную в программе Power Point.
-
Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2011
Автор знакомит учащихся с героями поэмы М.Ю. Лермонтова.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе 2011
Урок литературного чтения является обобщающим в разделе "Природа летом". Урок спланирован так, что все дети включены в учебную деятельность, использована индивидуальная, фронтальная формы опроса на этапе актуализации знаний.
-
Имена существительные собственные и нарицательные 2011
Урок знакомит учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные с помощью карточек, самостоятельной работы, интерактивной доски и т.д. При объяснении нового материала используется поисковый метод.
-
Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации 2011
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности.
-
Из сказок жизни 2011
Каждый человек должен ощущать свою принадлежность к религии, даже если он не религиозный человек. Духовное возрождение должно начинаться с семьи. На уроке учащиеся знакомятся с рассказом Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика". Рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику Тимофею Осиповичу и как научен был мужик устроить в своем сердце ясли для рожденного на земле Христа.
-
Итоговое произведение в творчестве А.П. Чехова "Черный монах" 2011
В работе предпринята попытка анализа рассказа «Чёрный монах». Высказан ряд предположений, некоторые из которых текстуально подтверждены. Выдвинут тезис о том, что «Чёрный монах» - итоговое произведение в жизни и творчестве А.П. Чехова. Собраны воедино некоторые мотивы его произведений, художественные и авторские детали.
-
Итоговое занятие по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
2011
Работа представляет разработку урока «Итоговое занятие по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» по литературе в 9-м классе. Основные цели урока: продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения; выявление степени усвоения учащимися пройденного материала.
-
"И близких всех душа не позабудет…" В.П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет". 8-й класс 2011
Урок знакомит с творчеством В.П. Астафьева. У учащихся формируются навыки анализа текста; развиваются навыки выразительного чтения.
-
Особенность поэтического таланта А.Фета. 9-й класс 2011
Урок на тему «Особенность поэтического таланта А.Фета» – интегрированный урок, цель которого – нахождение связей между фактами, которые подтверждают и углубляют выводы, наблюдения учащихся в области литературы, музыки и живописи.
-
Игра "Как стать миллионером?" (Внеклассное мероприятие в рамках декады словесности)
2011
Внеклассное мероприятие может быть проведено в рамках декады словесности и рассчитано на пятиклассников, у которых вызывает неизменный интерес. Правила и ход заимствованы из телевизионной версии. Вопросы касаются не только преподавания русского языка и литературы (источники - "Русский медвежонок" прошлых лет, игра "О, счастливчик!"). Основа – презентация, поэтому обязательным условием является наличие мультимедийного проектора или интерактивной доски, чтобы заинтересовать и "зрителей".
-
Конспект урока по литературе в 6-м классе по теме "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»" 2011
Данный урок проводится в 6-м классе после того, как обучающиеся познакомятся с биографическими сведениями о Н.В. Гоголе, с историей создания повести «Ночь перед Рождеством» и прочитают первые главы произведения. Ученики учатся анализировать характеры героев, обогащают свой словарный запас, знакомятся с понятием «юмор». Использование различных методических приемов, а также презентации активизирует работу школьников на уроке.
-
Урок-экскурсия "М.Ю. Лермонтов. Тарханы"
2011
В своей работе автор стремится познакомить учащихся с жизнью М.Ю. Лермонтова в Тарханах, показать необычность его судьбы с детства, его рано проявившуюся гениальность, воспитываать любовь к русской поэзии.
-
Ночное в творчестве русских писателей XIX века 2011
Это второй урок по теме "Ночное в творчестве русских писателей XIX века". На уроке учащиеся знакомятся с основными этапами жизни и творчества Ивана Захаровича Сурикова; учатся сопоставлять тексты разных жанров (проза, лирика, живопись) по теме и основной мысли. К уроку подготовлена презентация.
-
Нет возможности никому отойти в сторону. 11-й класс 2011
Урок внеклассного чтения в 11-м классе проводился в канун 20-летия вывода войск из Афганистана. Это урок-диалог. Школьники зачитывали отрывки из книги. Отвечали на вопросы, сами задавали вопросы, читали стихи. Органично влился в урок документальный фильм "Война матерей". Урок был интересен одиннадцатиклассникам и имел большое воспитательное значение.
-
Урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". 10-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с первой главой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"; выделить главные образы первой главы; определить черты сходства и различия между Евгением Онегиным и лирическим героем романа (автором); познакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения; формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала
-
Путешествие в мир Андерсена. 5-й класс 2011
Урок-путешествие знакомит с биографией великого сказочника Х.К. Андерсена, чертами его характера, мотивами произведений, позволяет учащимся задуматься над секретами мастерства известного писателя.
-
Перевод романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на якутский язык". 9-й класс 2011
Материал урока-исследования по литературе формирует знания учащихся о значении поэзии А.С. Пушкина в развитии якутской литературы; знакомит с историей перевода романа «Евгений Онегин» на якутский, с системой требований к профессиональному переводчику; учит навыкам сопоставительного анализа отрывков текста-оригинала и текста-перевода.