Языковой анализ художественного текста – важнейшая составляющая комплексной работы над изучением художественного произведения на уроках литературы, так как внимание к речевому оформлению художественного произведения, работа над семантикой слова и его выразительными возможностями способствует более глубокому проникновению в содержание текста, пониманию его внутреннего смысла.
Не секрет, что этот вид работы достаточно сложен для учеников, так как предполагает наличие многих умений и навыков: выявлять содержательность формы анализируемого произведения, оперировать литературоведческими терминами, подбирать для доказательства своего суждения примеры из текста и комментировать их, наблюдая, таким образом, взаимосвязь формы и содержания для понимания текста как единого художественного целого.
Сегодняшняя форма экзаменационных заданий в 9– м и 11– м классах предполагает наличие таких умений у учеников, а это значит, что для успешной подготовки их к итоговой аттестации формирование навыков лингвостилистического анализа текста необходимо начинать уже с 5– го класса.
Особого внимания требует такая форма работы, как сопоставительный анализ текста. При работе над ним учитель ставит задачу: сформировать у учеников умение находить общее в тематике, образном строе двух разных произведений, выделяя при этом то, что определяет своеобразие поэтического мировосприятия каждого из писателей.
Хочу поделиться опытом такой работы на уроке литературы в 8– м классе. Цель урока – наблюдение над сохранением живых традиций в литературе, обуславливающим её дальнейшее развитие, на основе сопоставительного анализа произведений сентиментализма и романтизма.
Ученикам предлагаются для анализа два текста: отрывки из повести Н.Карамзина “Бедная Лиза” (произведение уже изучено) и стихотворения В.Жуковского “Певец” (проведены первые уроки по изучению произведений романтизма).
Текст 1. “Бедная Лиза”
“…никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты…
…Внизу расстилаются тучные, густо– зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река…
…На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные.
…Но всего чаще привлекает меня… воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезу нежной скорби.”
“Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!” Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов.”
“Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!
Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле. Туту часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.”
Н.М.Карамзин
1792
Текст 2.
Певец
В тени дерев, над чистыми водами
Дерновый холм вы видите ль, друзья?
Чуть слышно там плескает в брег струя;
Чуть ветерок там дышит меж листами;
На ветвях лира и венец…
Увы! друзья, сей холм – могила;
Здесь прах певца земля сокрыла;
Бедный певец!Он сердцем прост, он нежен был душою –
Но в мире он минутный странник был;
Едва расцвёл – и жизнь уж разлюбил
И ждал конца с волненьем и тоскою;
И рано встретил он конец,
Заснул желанным сном могилы…
Твой век был миг, но миг унылый,
Бедный певец!Он дружбу пел, дав другу нежну руку, –
Но верный друг во цвете лет угас;
Он пел любовь – но был печален глас;
Увы! он знал любви одну лишь муку;
Теперь всему, всему конец;
Твоя душа покой вкусила;
Ты спишь; тиха твоя могила,
Бедный певец!Здесь у ручья, вечернею порою,
Прощальну песнь он заунывно пел:
“О красный мир, где я вотще расцвел;
Прости навек; с обманутой душою
Я счастья ждал – мечтам конец;
Погибло всё, умолкла лира;
Скорей, скорей в обитель мира,
Бедный певец!Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
О пристань горестных сердец,
Могила, верный путь к покою,
Когда же будет взят тобою
Бедный певец?”И нет певца.. его не слышно лиры…
Его следы исчезли в сих местах;
И скорбно всё в долине, на холмах;
И всё молчит…лишь тихие зефиры,
Колебля вянущий венец,
Порою веют над могилой,
И лира вторит им уныло:
Бедный певец!
В.А.Жуковский
1811
В начале урока формулируем взаимосвязь понятий “традиции” и “новаторство” как условие движения, развития литературы. Учениками называются сменяющие друг друга литературные направления. Определяется задача исследования: рассмотрение процесса перехода ценного, что есть в художественном произведении (слово, тема, образ), в “копилку” художественных находок, которые служат подспорьем писателю для создания нового мира образов и чувств.
Ученикам предлагается ответить на вопросы:
– Как происходит смена сентиментализма романтизмом? Полностью ли вытесняется одно направление другим?
Отмечаем, что Н.М.Карамзин, представитель сентиментализма в русской литературе, и В.А.Жуковский, “отец” русского романтизма, – современники, а значит, эти два литературных направления существовали одновременно.
Внимание учеников обращается на то, что одно произведение – прозаическое, а другое – стихотворное. Есть ли основания для сравнения? Вспоминаем, что писатели– сентименталисты обращались к чувствам читателей, несли в своих произведениях чувства, мысли, переживания. Это в полной мере относится и к лирическому произведению. Значит, основания для сопоставления есть. В подтверждение предлагается высказывание В.Г.Белинского: “Без лиризма эпопея и драма были бы слишком прозаичны и холодно равнодушны к своему содержанию…” Другие же основания для сопоставления предлагается найти при анализе предложенных текстов. Элементы этой работы на уроке представлены ниже.
– Итак, какое “ключевое” слово связывает оба текста? (Бедный.) Почему певец бедный? (Рано закончилась жизнь.) Схожа ли в этом смысле его судьба с судьбой Лизы?
– Какое настроение вызывает у вас слово “бедный”? ( Грусти, уныния.) Что ещё помогает передать это настроение? Обратимся к текстам. С чего начинается повесть? А стихотворение? (С описания пейзажа.) Есть ли общие образы (приметы) в этих двух описаниях? (Деревья, зелень, травы, вода.) Почему описания даны в начале произведений? (Чтобы вызвать у читателей определённое настроение, с которым они узнают о судьбах героев.) Какова роль пейзажа в тексте? (Пейзаж созвучен настроению произведения, вызывает грусть.)
– Есть ещё один образ, который встречается и в первом, и во втором текстах и усиливает ощущение грусти. Он является частью пейзажа. (Образ могилы.) Что символизирует этот образ? (Смерть, утрату, уход.)
– Образ природы рождает особое настроение, ведущее к потребности вспоминать, мечтать, размышлять. Какой жанр лирики возникает в сентиментализме и становится ведущим в романтизме? (Элегия.) Элегичны ли по настроению наши произведения?
– Кто вспоминает героев, размышляет о них? (Автор.) Автор “Бедной Лизы” как– то определяет себя в тексте? (Местоимение “я”.) Как он относится к своей героине? (Сопереживает.) А в “Певце” автор определён? (“Я” нет.) А сопереживание есть? (Да, мы видим изображаемое через его эмоциональное состояние.) Таким образом, какая особенность присуща и первому, и второму текстам? (Сопереживание автора героям.)
– В повести “Бедная Лиза” есть местоимение “мы”. Кто это? Только ли автор и его героиня? С кем автор делится своими переживаниями?( С читателем. В контексте повести есть прямое обращение к нему.) А есть ли образ читателя в стихотворении “Певец”? (Обращение “друзья”.) Как сформулировать это сходство? (Общение автора с читателем.)
– Есть ли в текстах местоимение третьего лица? (Он, она.) Кто это? (Лиза и певец.) Тогда откуда появляется местоимение “ты”? К кому обращаются авторы с речью? (К уже умершим героям, к их душе.) Какой эффект, благодаря этому, достигается? (Эффект их присутствия.) Где– то есть место обитания их души. Как оно названо в повести? (Там.) А в стихотворении? (Обитель мира.) Таким образом, что объединяет оба текста? (Общение автора с душой умершего героя.)
– И последнее. Эмоциональность – важная примета как произведений сентиментализма, так и романтизма. Эмоциональны ли оба текста? Какими средствами это передаётся? Обратите внимание на слова, впрямую передающие чувства (волненье и тоска, желанный, унылый, очарованье, горестный, плачевный, слеза нежной скорби, горе, восторги и прочее, междометия “ах”, “увы”), на поэтический синтаксис (много риторических вопросов, восклицаний, многоточий).
– Итак, какой вывод мы можем сделать по результатам сопоставительного анализа? (В произведениях сентиментализма и романтизма много общего: велика роль пейзажа, присутствуют общие символы, произведениям присуща элегичность, авторы сопереживают героям, видят в читателе собеседника, обращаются к ушедшим в иной мир героям, тексты отличаются повышенной эмоциональностью.) То есть лучшие традиции сентиментализма оказываются живыми, востребованными, остаются в литературе.
– А теперь вспомним, что стихотворение “Певец” – произведение романтизма. А это значит, что образ певца наделён чертами, присущими только романтическому герою. Назовите черты героя романтического произведения.
– Загадочен ли наш герой? Известны ли нам подробности его жизни? Сравните его с образом Лизы. (О Лизе мы знаем много: детство, дом, родители, о певце – почти ничего, нет даже имени.) Одно мы знаем определённо: он певец, т.е…. (Поэт.) Образ певца = поэта характерен для романтической поэзии и является символом принадлежности к поэтическому творчеству.
– Есть ли в стихотворении другие слова – символы поэзии? (Лира, венец.) Обратите внимание на слово “венец”. Какое прямое значение имеет оно в контексте стихотворения? (Венок на могиле.) Но слово употреблено в высоком стиле, значит, есть и более глубокое его значение в контексте романтической поэзии. (То, что венчает, выделяет лучшего, избранного, т.е. поэта.)
– Вернёмся к нашему герою. Почему так трагична его судьба? Сравним её с судьбой Лизы. Почему Лиза покинула этот мир? (Несчастная любовь.) А если бы её любовь была ответна, была бы она счастлива в этом мире? (Да.) Почему покинул мир бедный певец? (Разочаровался в нём, не нашёл того, что искал.) Какая главная идея лежит в основе трагедии романтического героя и является основной в направлении романтизма? (Двоемирие, противоречие мира мечты и мира реальности.) Найдём приметы этих двух миров в тексте. К первой группе слов отнесите те, которые олицетворяют то счастье, которое ищет герой, ко второй – то, что он находит в реальности.
Мир мечты – дружба, любовь, мечты, счастье, очарованье, блаженство, желанья.
Мир реальности – тоска, унылый, угас, печален, мука, заунывно, пропасть, скорбно, уныло.
– Достижима ли мечта нашего героя? Сможет ли он быть счастлив в этой жизни? (Нет.) И тогда каков его выбор? (Могила.) Проследите, как часто встречается это слово в стихотворении? (В каждой строфе, кроме последней.) Смерть – неизбежность. Другого выбора нет. Но могила – это не только смерть. Что за ней? Что она несёт певцу? Что он обретает?
Могила – сон, покой, конец муки, верный путь к покою, пристань горестных сердец, обитель мира.
Обитель мира – тот иной, “третий” мир, где душа героя обретает покой.
– “…его не слышно лиры… Его следы исчезли в сих местах…” – говорит автор о своём герое. Так ли это? Что осталось? ( Песнь, стихи (они выражены через прямую речь).) Мы уже говорили о том, что автор сожалеет о рано прервавшейся молодой жизни. Почему ему так близок певец? (Он сам певец.) А романтик ли? Случайно ли автор обращается к читателям – “друзья”? Кого хочет увидеть в них? (Романтиков.)
Итак, что нового привносит романтизм в литературу? (Нового героя– романтика, идею двоемирия, романтические символы.)
Работа над сопоставительным анализом текстов завершена. Для того, чтобы обобщить результаты исследования и сформулировать итоги урока, ученикам предлагается самостоятельно заполнить следующие карточки:
Мы можем наблюдать сохранение живых литературных традиций, сравнив произведения двух направлений:___________________________ и____________________________.
В произведении Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” и стихотворении В.А.Жуковского “Певец” много общего (2– 3 примера):____________________
_____________________________________________.
В то же время в стихотворении “Певец” воплощена главная идея романтизма: _____________________________. Герой произведения обладает всеми чертами романтического героя (2– 3 примера):__________________________________________________________ .
В стихотворении много символов (1– 2 примера):______________________________________ .
Всё это делает художественный мир романтического произведения более сложным, интересным, многоплановым и открывает возможность глубоко, по– новому осмысливать жизнь. А это и есть главная цель художественного произведения.
Учащиеся зачитывают свои записи. Урок заканчиваем высказыванием К.Ф.Рылеева: “…нет ни классической, ни романтической поэзии, а была, есть и будет одна истинная, самобытная поэзия…”.
Список использованной литературы
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл. М., Дрофа, 1996.
- Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. М., Вербум. – М., 2005.