Коммуникабельные компетенции в формировании гражданско-патриотического потенциала учащихся

Разделы: Литература


Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло “на нет”. Этому способствовало усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая могла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Но учителя стараются формировать патриотическое сознание учащихся на своих уроках и на уроках внеклассного чтения, способствующих на развитие коммуникативности.

Уроки русского языка и литературы, а также внеклассного чтения должны выступать в различных аспектах, обеспечивающих формирование коммуникативной языковой культуры учащихся.

Системная работа по этому направлению поможет вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом – “патриот”.

По мере вырастания у школьников начинает формироваться так называемый “родничок героизма”, который требует реализации.

Герои и их подвиги не умирают, они живут вечно. Вечную жизнь им дает народная память, память всех предыдущих поколений, память каждого нового поколения.

Школьники помнят своих героев, гордятся им, увековечивают их и их бессмертные подвиги в литературе и искусстве. Художественные образы произведений литературы вызывают у детей чувства любви, уважения и благодарности к героям своего народа, отдавшим свои жизни во имя Родины.

Школа должна стремиться к тому, чтобы посредством литературы, этнокультурных компонентов воспитать у ребенка коммуникабельные компетенции, чтобы он как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, к судьбам героических людей и смог выразить все это в своих суждениях и творческих работах.

В.А.Сухомлинский писал: “…чтобы чужие судьбы входили в его сердце, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов, чтобы, приближаясь к идеалу – верному служению Отечеству, борьбе за его честь, - человек всегда видел самого себя, правильно относился к себе и своим делам”.

Воспитание патриотизма с использованием этнокультурного компонента – неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим его совершениям и достойным страницам прошлого.

Большой интерес у учащихся вызывают произведения, посвященные Сталинградской битве. О своих впечатлениях по прочитанному они рассказывают со слезами на глазах. Именно на таких уроках можно развивать коммуникабельные компетенции учащихся, где они свободно излагают свои мысли и суждения, открывают для себя неизвестные страницы истории.

Хочу остановиться на некоторых фрагментах урока внеклассного чтения по произведению Ю.Бондарева “Горячий снег”. Речь в нем идет о событиях Сталинградской битвы.

К уроку внеклассного чтения в 11 классе учащиеся должны были подготовить следующие задания:

1. Прочитать роман Ю. Бондарева “Горячий снег” и подготовить сообщение по теме “Проверка через испытание огнем”.

2. Подобрать и выучить стихотворения местных авторов о событиях Сталинградской битвы (индивидуальное задание).

3. Подготовить интервью с участником Сталинградской битвы – нашим земляком (индивидуальное задание).

4. Подготовить заочную экскурсию “На Мамаевом кургане” (индивидуальное задание).

Сообщение ученика: “Проверка через испытание огнем”

В Сталинграде окружена трехсоттысячная группировка войск Паулюса. Ему на выручку рвется танковая армия Манштейна. Армия генерала Бессонова прибыла под Сталинград сутки назад. Предстояло совершить двусоткилометровый бросок, чтобы вступить в бой с Манштейном, преградить ему путь и не пропустить к Сталинграду.

Писатель останавливает наше внимание на самых напряженных событиях этого сражения: армия Бессонова в романе заслоняет путь танковым полчищам Манштейна, дивизия Деева из этой армии оказывается на “направлении главного удара”, а батарея, в которой служит лейтенант Кузнецов, действует в качестве ударного клина…

Хочу отметить и о нравственных проблемах, которые находятся в центре внимания писателя.

Герои Бондарева проверяются на человечность, которые прошли проверку через испытание огнем. Весь ход событий в романе убеждает нас в том, что лейтенант Кузнецов и его друзья устояли потому, что в них была сильна добрая, человечная основа. Писатель доказывает, что судьбы Сталинградской битвы и всей Великой Отечественной войны решались в судьбах людей: победа советского народа стала победой человечности над “звериностью” фашизма.

Но проверяя своих героев на человечность, Ю Бондарев не упрощает ситуацию. Он исследует сложные проблемы человечности в условиях войны, когда нередко добро может быть осуществимо только через сознательную беспощадность.

Не все выдерживают проверку на человечность. Например, комбату Дроздовскому не хватает гуманного начала. Когда он приказал Сергункову гранатой уничтожить самоходку, это было бесполезное дело, и Сергунков погиб зря. Кузнецов не мог Дроздовскому простить этого и просит его самого уничтожить самоходку…

На войне наши потери были несравнимо больше потерь фашизма. Все ли они оправданы? Именно об этом заставил нас задуматься автор в своем произведении.

Таким образом ребята на уроке выявляют сущность гуманистической проблематики во всей ее неодназначности и противоречивости, подчеркивают столкновение подлинно человеческого со всем жестоко-звериным, что нес фашизм.

Интервью с участником Сталинградской битвы

Ученик (в роли корреспондента). В 1942 году, когда над родиной нависла страшная угроза, и Сталин отдал приказ: “Ни шагу назад!”, на помощь Сталинграду пришли тысячи воинов- татарстанцев, целые полки и дивизии. В завершающих боях по разгрому гитлеровцев под Сталинградом приняла участие и 44-ая гвардейская дивизия. Один из воинов этой дивизии, доцент, историк ТГГПУ, Почетный ветеран России и КПРФ, Заслуженный работник культуры Татарстана – Рой Вафинович Гатауллин присутствует сегодня на нашем уроке.

- Рой Вафинович, вот уже в течение пяти лет мы ведем с Вами переписку, читаем Ваши статьи в газетах и журналах, ознакомились с мемуарами “Поколение романтиков и мечтателей”, который носит автобиографический характер, прочитали отрывки из Вашей книги “Путешествие в молодость”. Во всех работах звучит призыв к активной жизненной позиции.

Рой Вафинович, расскажите немного о себе.

- Рой Вафинович . Родился я в селе Каргали Чистопольского района. Окончил школу и семнадцатилетним парнем с первого дня войны добровольцем ушел на фронт. После подготовительных курсов военного училища нас отправили в Сталинград, где служил минометчиком в 44-й гвардейской дивизии.

- Корреспондент. Нам известно, что во время одного из сражений Вы получили тяжелое ранение. Как это случилось?

- Рой Вафинович. В завершающих боях по разгрому гитлеровцев под Сталинградом приняла участие и наша 44-ая гвардейская дивизия, где я получил тяжелое ранение в ногу. Когда пришел в себя, услышал неразборчивые слова немецких солдат, один из которых своим хромовым сапогом ударил по моей раненной ноге. Я застонал от боли и меня приподняли. Немецкий офицер спрашивал, командир я или коммунист, и, не дождавшись ответа, выстрелил в меня из своего “вальтера”. Я потерял сознание и очнулся только в госпитале через несколько суток. Оказалось, что пуля прошла через правую челюсть, минуя головной мозг на 2-3мм. Стал инвалидом в свои 18 лет. Меня демобилизовали и вернулся я в свою родную деревню.

- Корреспондент. Чтобы стать патриотом, недостаточно просто любить свою Родину, а доказать это своими делами, поступками, посвятить себя служению народу. Как участник Сталинградской битвы, Вы написал свою книгу “Путешествие в молодость”. Скажите, а какова основная цель этой книги?

- Рой Вафинович. Основная цель книги – это раскрытие подвигов героев войны и труда, о земляках-татарстанцах-героях Сталинградской битвы.

На помощь Сталинграду пришли тысячи воинов-татарстанцев. В боях за город с самого начала до победного конца сражалась 38-ая стрелковая дивизия, которой командовал наш земляк-полковник Гани Беккинович Сафиуллин. Он был удостоен звания Героя Советского Союза. Лучшим снайпером Сталинграда был назван Анатолий Чехов, бывший рабочий Казанской фабрики кинопленки. Среди защитников дома Павлова также были наши земляки – бронебойщик сержант Ф. Рамазанов и боец Шкуратов.

Молодежь, воспитанная советской школой, советские патриоты с честью выдержали экзамен войны.

Путешествие в Волгоград и посещение мест жарких сражений оживило в моей памяти воспоминания о друзьях-однополчанах, живых и погибших, оставшихся лежать вечным сном в донских степях. И я посчитал своим долгом рассказать о некоторых из них в своей книге.

Такого рода встречи с интересными людьми и общение с ними развивает речь учащихся и способствует нравственному и духовному росту личности школьника.

Хочется подчеркнуть, что не только чтение художественной литературы о войне, встречи с интересными людьми способствуют развитию коммуникабельных компетенций у учащихся, но также поездки по стране и изучение архитектурных памятников. Мемориальные комплексы пробуждают в сердцах детей скорбь о павших, любовь и уважение к старшему поколению, отстоявшему Родину, гнев и ненависть к врагам.

После рассказа героя нашего урока о своей поездке по памятным местам боевых действий в Волгограде Садыков Ильгизар провел заочную экскурсию

Заочная экскурсия по Мамаеву кургану (показывает слайды).

Прошлым летом фортуна была на моей стороне. Наконец-то сбылась моя давнишняя мечта побывать на Мамаевом кургане. Я хочу поделиться своими впечатлениями об увиденном во время моего путешествия и провести заочную экскурсию по памятным местам города Волгограда.

Итак, я стою у подножия “Памятника-ансамбля в честь победы над Сталинградом” в центральной части Волгограда. Ансамбль расположен террасами на Мамаевом кургане – месте самых ожесточенных боев. У подножия кургана находится скульптурная композиция “Память поколений”. От нее ступени лестницы ведут к фигуре воина-богатыря – защитника Родины. На следующей террасе – площадь Героев, где шесть скульптурных композиций изображают подвиги солдат, моряков, командиров, женщин.

Далее расположены здание Воинской Славы и площадь Скорби. При входе в этот зал от музыки, похожей на стон людей, щемит сердце. На стенах зала Воинской Славы на золотом фоне мы видим красные знамена с именами павших воинов. На широкой ленте над знаменами написаны слова: “Да, мы были простыми смертными. И мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной Матерью-Родиной!”. В центре зала – мраморная рука с факелом Вечного огня.

….Перед выходом из зала Воинской Славы находится скульптурная композиция площади Скорби. Женщина-Мать склонилась над погибшим Воином-сыном. Это символ памяти всем сыновьям, не вернувшимся с войны, и их вечно скорбящим матерям. Выше площади Скорби – братские могилы защитников города.

….Ансамбль завершает 52-метровая скульптура Матери-Родины, которая в гневе мужественно подняла карающий меч.

Таким образом, в ходе таких заочных экскурсий ребята не только непосредственно видят и “впитывают” живую историю борьбы своих соотечественников за свободу и независимость Родины, но и имеют возможность свободно мыслить и выражать свои мысли, развивая при этом культуру речи.

В ходе переписки вместе с письмами и некоторыми материалами Рой Вафинович прислал нам и свой реквием, который называется “Память”.

Двое учащихся, которые получили индивидуальное задание, читают реквием Роя Гатауллина и стихотворение “Крик души ветерана”, написанного А.П. Исхаковым, ветераном Великой Отечественной войны, участником Сталинградской битвы, проживающим в г. Казань.

Память

История, как добрая старушка -
Хранитель памяти поколений;
Помогает людям на жизненном пути
В поисках истины, добра
и справедливости.
Опыт прошлых лет, веков
Помнит добро и зло,
победы и поражения,
Завет людей на творческие свершения,
На подвиги героев старших поколений.
История вдохновляет и окрыляет юность,
Мстит лишь тем, кто, забыв ее уроки,
Обрекает людей на повторение
Фарсов и трагедий, гнета и лишений.
“Никто не забыт и ничто не забыто”-
В память о Победе и павших героях
Народ воздвиг “Мамаев Курган”- на века;
К нему не зарастет народная тропа.
Светлая память о советских солдатах,
романтиках и мечтателях
победив фашизм, оставшихся
на полях сражений,
Будет гореть ярким маяком,
Вечно храниться в сердцах поколений!

Крик души ветерана

Мы те, кто в восемнадцать под Москвой
С отцами насмерть встали рядом.
Кто в девятнадцать закрывал собой
Родную Русь под Сталинградом.
Кто песню юности прервав,
Под Курском в двадцать лет сражался
Кто о любви недомечтав,
в земле украинской остался.
Мы те, кто девичьей рукой
Оружье грозное ковали,
Растили хлеб и всей душой
За тех, кто воевал, страдали.
И, потеряв родных парней,
Рыдали голосом охрипшим.
Прожили век свой без мужей,
Оставшись верными погибшим.
Теперь мы Родине обуза
Живем с протянутой рукой.
И ждем,
Когда от всех конфузов
Уйти бесславно в мир иной.

Такого рода реализация этнокультурного компонента на уроках внеклассного чтения способствует обогащению словарного запаса школьников, воспитанию любви и уважения к родному слову, отражающему культурно-исторические ценности русского народа. За последние несколько лет был наработан немалый опыт по воспитанию коммуникабельных компетенций учащихся. Сложилась определенная система работы с одаренными учащимися, что позволило добиваться хороших показателей на олимпиадах по предмету, на научно-практических конференциях.

Думается, что такая форма образования и воспитания учащихся имеет право на жизнь.