Тип урока: урок внеклассного чтения.
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие же уроки нравственности получили герои повести и что вынесли из них во взрослую жизнь.
Задачи:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ.
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.
- Продолжить обучение детей анализу художественного текста, научить выделять в нём главное.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ.
- Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.
- Воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.
Оформление:
1. Эпиграф к уроку.
Если мир расколется - трещина прежде всего пройдёт по судьбам детей.
В.П.Астафьев.
2. Астафьев В.П. Кража; Последний поклон. - М.: Просвещение, 1990.
3. Портрет В.П.Астафьева.
4. Видеофрагмент встречи Н.С.Михалкова с В.П.Астафьевым.
5. Иллюстрации к повести "Кража".
6. Л.Бетховен "Лунная соната".
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
"Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже, все морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение...
Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнет усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси, - слышишь? - воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...
...Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого, - неужто он был мною, а я им?!.."
Урок я начала словами русского писателя В.П. Астафьева из "Оды русскому огороду". Именно о нем и об одной из его книг мы будем говорить сегодня на уроке.
2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (обзорно).
- С творчеством В.П. Астафьева вы знакомы по его детским рассказам. Вспомните и назовите их?
("Васюткино озеро", "Конь с розовой гривой", "Монах в новых штанах", "Фотография, на которой меня нет").
В основе своей все эти рассказы автобиографичны. Герои рассказов о детстве разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней, и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно, бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая родная...
- Что же мы знаем об Астафьеве?
Сообщение ученика.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Семи лет лишился матери (Лидия Ильинична - мать будущего писателя - утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено сиротское детство.
Но, как ни тяжело было детство, главные трудности лежали впереди. А впереди ожидали будущего писателя и беспризорность с ее голодной и опасной вольницей, и детский дом, отпугивающий своим казенным укладом, и интернат, и железнодорожная школа ФЗО в Базаихе, и, наконец, фронт. Весной 1943 года рабочий В. Астафьев уже на передовой. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист.
Пройдет много лет, и бывший беспризорник станет "укладывать" слова на белые листы бумаги, чтобы поведать тысячам незнакомых ему людей о пережитом и перечувствованном им. В 1951 году в газете "Чусовской рабочий" был опубликован первый рассказ Астафьева "Гражданский человек" (окончательное название "Сибиряк"), но известность и признание к нему пришли не сразу. С 1951 года Астафьев становится литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий", печатает на страницах ее многочисленные рассказы, корреспонденции, очерки. В эти же годы он начинает печататься в пермских газетах "Звезда" и "Молодая гвардия". В Перми же вышла его первая книга "До будущей весны" (1953) и книги для детей: "Огоньки" (1955), "Васюткино озеро" (1956), "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957), а в 1958 - роман "Тают снега".
Переломным в творческой судьбе писателя можно считать 1959 год, когда в альманахе "Прикамье" (кн.27) была напечатана повесть "Стародуб", а в журнале "Урал" (№5) повесть "Перевал", привлекшие внимание критиков.
Осенью того же года Астафьев поступает на Высшие литературные курсы в Москве. С этого времени его произведения широко печатаются в центральных журналах и издательствах.
Произведения, созданные В.П. Астафьевым, хорошо известны широкому кругу читателей. Это книги о войне, о мире, о детстве. Среди них повести "Кража", "Пастух и пастушка", "Где-то гремит война", книга "Последний поклон", повествование в рассказах "Царь-рыба", роман "Печальный детектив" и многие-многие другие.
3. Просмотр видеофрагмента встречи Н.С.Михалкова и В.П. Астафьева в селе Овсянка.
Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни несколько лет назад. Но остались его книги, фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и чувствах.
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент встречи Н.С.Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У нас есть возможность увидеть Астафьева таким, каким был он в жизни. (Просмотр видеофрагмента)
Таких людей, как В.П. Астафьев, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность - лишь некоторые черты его неординарной личности. И убедиться в этом нам помогут его книги, об одной из которых мы будем сегодня говорить.
4. Работа по теме урока. Беседа по повести.
Повесть "Кража" появилась впервые на страницах журнала "Сибирские огни" (№8-9) в 1966 году. В общей сложности Астафьев работал над ней 4 года (1961-1965).
"Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все продумано, все учтено: еще днем отперто окно, приготовлены необходимые подручные средства.
Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать еще не угасшего волнения, - ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома, если только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей городской судьбой. Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго... Сегодня они забрались в местную библиотеку.
Ребята завороженно смотрят на губы своего товарища, с которых слетают слова. А теперь и слов нет, есть волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полный красоты и таинственности. И этот мир, чужой и далекий становится вдруг твоим собственным. И ты уже там.
А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный..."
Это об Астафьеве. Но как похожи эти беспризорные мальчишки на тех, о ком рассказывает В.П. Астафьев в повести "Кража".
- Кто герои повести? (Воспитанники и воспитатели краесветского детского дома)
- Как называется город, в котором происходит
действие повести?
(Краесветск)
- О чём говорит такое название? (Находится на Крайнем Севере)
- Кто жители города? (Половина города - ссыльные заключенные и раскулаченные переселенцы, другая половина - жители вольные, приехавшие по своему желанию обживать Север, "оттаивать мерзлоту своим дыханием")
- С какого события начинается повесть? (Смерть Гошки Воробьёва)
- Как восприняли эту смерть в детдоме? (Чтение отрывка)
А дальше В.П. Астафьев пишет: "... детдом, где умер мальчик, где ходят злые и заплаканные маленькие люди".
- Кто же они такие, эти маленькие люди, какой злой рок привел их сюда, в стены Краесветского детского дома?
(Рассказы о судьбах детей: Гошка Воробьев, Паралитик, Попик, Малышок), Борька Клин-Голова, Толя Мазов)
Сейчас мы говорим о судьбах воспитанников Краесветского детского дома. А сколько таких сирот было тогда разбросано по стране?! На память приходят строки стихотворения Мусы Джалиля, написанного в октябре 1925 года, которое так и называется "Сироты". (Учитель читает отрывок из стихотворения)
Кто же они такие - сироты?
Как стая голодных волчат, скулят-скулят,
Слезы льют,
Поют:
"Сирота, если даже не помрет,
в этом мире радости не найдет..."
что же это значит?
Почему они плачут? Почему так поют?
Почему они радости не найдут?!
Зима... Буран...
Как в старинной сказке,
Ветры свистят, ветры поют...
А в двухэтажном каменном доме -
Светло, как днем, тепло и уют.
В доме полно детей...
-Ты сирота?
-Я?
-Сирота...
-А ты?
-Сирота...
-Родителей нет, совсем один -
Не знаю, есть ли они...
-И у меня никакой родни,
С рождения - ни матери, ни отца,
Не знаю, есть ли они...
Что же их ждет - этих сирот?
Вот мальчуган...
Был он совсем малышом,
Когда земля молодую мать забрала.
С этого дня, босой, худой,
Живет сиротой...
Вся радость из жизни его ушла...
Еле бредет мальчуган,
А злой буран
Снегом его ослепляет,
Хлещет, сбивает с ног,
К чьим-то воротам бросает,
Запертым на замок.
Плачет малыш...
Жалкий дрожит голосок:
Пода-а-айте хлебушка ... хоть кусочек!
Откройте ...Впустите!..
Сил больше нет!..
Но тишина в ответ.
У зимних ночей,
долгих, холодных, черных,
Жалости нет...
Эй, сироте помогите -
совсем погибает малец!
Пожалейте!
Но тщетно помощи ждать
От жестоких людских сердец...
30-е годы XX столетия, годы трудные и страшные... Это время сталинских репрессий, массового раскулачивания крестьян. Именно в этом кроется еще одна причина сиротства.
- Знакомы ли вам слова репрессии, раскулачивание?
- Прочитаем лексическое значение слов в словаре Ожегова.
Раскулачивание - лишение средств производства, права пользоваться землёй и политических прав.
Репрессия - карательная мера, исходящая от государственных органов.
"Перепутало, разбросало людей по свету бурное время", - пишет Астафьев.
Мир раскололся.
"Если мир расколется - трещина прежде всего пройдет по судьбам детей", - считает писатель. (Это эпиграф к уроку.)
Как никто другой понимает это директор детского дома Валериан Иванович Репнин.
- Как вы думаете, почему именно он?
- Повесть называется "Кража". Почему?
- Когда и где произошла кража?
- Почему в доме появились Аркашка и Наташка? Что изменилось с их появлением?
- Почему Толя Мазов чувствует угрызения совести?
- Какое он принял решение, чтобы помочь малышам?
- Опасное ли дело он затеял и почему?
- Как ребята добывали деньги?
- Толя Мазов ожидал чуда. Но произошло ли оно? Вспомните тот момент, когда за Аркашкой и Наташкой пришла мать. (Чтение эпизода)
- Что изменила кража в жизни многих детдомовцев?
- Толя Мазов никогда не дружил с Гошкой Воробьевым. Но в финале повести ноги сами приведут Толю к Гошкиной могиле. Как вы думаете, почему?
- Какие же уроки нравственности получили воспитанники детского дома?
Читая повесть, мы увидели, как родилась личность, вырос гражданин. Мы не знаем, что будет с Толей Мазовым дальше. Ведь впереди еще страшная война. Дойдет ли он до Берлина или погибнет в первом же бою, защищая Москву? Но одно мы можем сказать точно: не отступит он перед трудностями, не спасует. И глядя на Мазова, Валериан Иванович говорит: "С уверенностью могу сказать: пойдет прямо, напролом, вилять и дешевить не станет!"
- Как заканчивается повесть В.П. Астафьева? (Северным сиянием.)
- Почему? (Очищение, надежда на лучшее)
(Чтение наизусть отрывка с описанием северного сияния. Читает ученица на фоне "Лунной сонаты" Бетховена.)
Заканчивается урок, и я хотела бы вам еще раз напомнить слова Валериана Ивановича, сказанные им на Гошкиной могиле: "Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети - любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!.."
5. Итоги урока.
- Какие выводы сделали вы, прочитав повесть В.П.Астафьева? Чему она вас научила? О чём заставила задуматься?
Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра на тему: "Мои мысли и чувства после прочтения повести В.П.Астафьева "Кража".
Список использованной литературы.
- Астафьев В.П. Кража; Последний поклон: Для ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1990. - С.5 - 227.
- Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. - М.: Просвещение, 1992. (Школьникам о современных сов. писателях).
- Муса Джалиль. Пылай, моя песня! Стихи и поэмы. - М.: Советская Россия, 1989. - С. 346 - 351.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989.
- 15 встреч в Останкине/ Сост. Т. Земскова. - М.: Политиздат, 1989. - С.7-26.