Цели урока: услышать нравственное звучание рассказа, создать условия для понимания учащимися нравственных проблем рассказа «Баваклава», воспитывать доброту в детях, любовь к людям.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг Ю.Я.Яковлева, иллюстрации к рассказу; выставка лучших сочинений учащихся «Сочинение – объяснение в любви своим бабушкам»; портреты бабушек, выполненные учащимися класса; мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point.
Используемые технологии: ИКТ, технология развития критического мышления.
Эпиграф:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте.
О. Высоцкая.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– Сегодня у нас с вами урок раздумья, раздумья
над такими вопросами, которые решает для себя
каждый человек.
– Что такое дружба?
– Как стать необходимым людям?
– Почему про одного человека мы говорим, что он
добрый, а про другого этого сказать не можем?
Ответить на эти вопросы помогают книги. Они
должны стать вашими друзьями. Многие книги о нас
с вами. Замечательно пишет Юрий Яковлевич
Яковлев. Перед вами небольшая выставка его книг,
и я хочу, чтобы вы их непременно прочитали.
Обратите внимание на удивительно доброе лицо
этого человека. Он гордостью говорил о себе, что
он детский писатель. «Для чего я пишу книги,
рассказываю ребятам интересные истории,
знакомлю их с разными людьми? Чтобы развлечь их?
Нет. У моих книг другая задача – помочь ребятам
жить».
II. Работа над содержанием рассказа
1) Беседа с учащимися.
– Почему прочитанный нами рассказ называется
«Баваклава»? (Да, так называл свою бабушку Лёня
Шаров. Это поверхностный ответ, к нему мы
вернемся к концу беседы.)
– Что вы скажете о Лёне Шарове? (Каким вы себе
его представляете? Как он жил? Какие черты
характера проявляются в его поступках?)
2) Cловесное рисование:
Лёне 12 лет, он почти ваш ровесник.
Лёня жил беззаботно, т.к. рядом с ним была бабушка,
которая освобождала его от забот, она и ботинки
убирала, и брюки гладила, и задачи решала.
– Когда Лёня вспоминал о бабушке? (Вспоминал только тогда, когда он хотел есть, гулять, когда требовалась помощь и защита.)
– Как Лёня относился к своей «незаменимой» бабушке»?
Чтение текста, стр. 202.
«Ему никогда и в голову не приходило …».
– Какая была у Лёни бабушка? Что мы знаем о её
жизни? (Бабушка была неутомимая, добрая,
отзывчивая. Любила меткое слово, знала много
частушек, прибауток.)
– Вспомним о жизни Бавыклавы в годы Великой Отечественной войны.
Рассказ о помощи солдатам.
Лексическая работа
корысть – выгода, материальная польза.
бескорыстный*
мудрая
добрая
отзывчивая
неутомимая
бескорыстная*
– Умела ли бабушка ценить дружбу? (Любила делать людям добро, приятное и радовалась, когда приходилось отдавать что-то.)
– Почему же Лёня не ценил свою бабушку?
Чтение текста, стр. 186-187.
«Юный Шаров поймал себя на том ….». (Нам стыдно за Лёню, он эгоист, думает только о себе, он лишен чувства благодарности. Он забыл волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», «благодарю».)
Продолжение работы над содержанием, беседа с учащимися, сопровождаемая выразительным чтением.
В дом пришло горе. Умерла бабушка.
Что сделал Лёня, как повёл себя, когда узнал об этом? (В доме горе, а он включил телевизор, потом пошел в бассейн.)
– Почему он так себя ведет?
Художественный пересказ:
«При нём никто никогда не умирал…»
– Что начинает понимать Лёня? (Лёня начинает понимать значение смерти, а главное – он открывает для себя, что Баваклава не только будила, кормила, обстирывала его, но делала ещё незаметную, но очень важную работу: она учила его жить, учила делать добро, быть благодарным людям.)
Лексическая работа.
Работа над глубоким смыслом слова никогда.
Давайте задумаемся над этим словом.
Стр. 202 (Чтение учителем.)
Юрий Яковлевич много работает над словом, чтобы
воздействовать на нас, читателей.
Лёня меняется. Горе (смерть бабушки) пробудило в
нём настоящего человека. Это очень важно.
Чтение текста, стр. 196.
«Теперь неожиданно бабушка …».
Чтение текста, стр. 205.
«Только теперь, когда её не стало …».
Вместе с Лёней мы приходим к мысли: «Он должен жить …».
Вернёмся к началу нашей беседы.
– Почему же так назвал свой рассказ Ю.Я.Яковлев?
– Над чем заставляет задуматься рассказ?
Вывод: Добро, которое делают бабушки и
дедушки, должно на всю жизнь оставаться в памяти,
чувство благодарности должно быть в каждом из
нас.
Юрий Яковлевич Яковлев хочет, чтобы его рассказ
учил нас думать не только о себе, чувствовать не
только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой.
(Любить не только себя).
3) Чтение стихотворений о бабушке, подготовленных учащимися.
4) Подведение итогов работы над сочинениями о бабушках. Сочинения-объяснения в любви. (Чтение отрывков).
– Каждая из ваших бабушек, прабабушек,
бесспорно, заслуживает внимания и уважения. И
очень хорошо, что вы знаете об этом, цените и
любите их. Пусть они живут долго – долго, они по
праву заслужили это!
Мы должны любить не только себя, должны спешить
делать добрые дела.
5) Концовка – песня о бабушке.
Иллюстрации.
III. Рефлексия
Письменно закончить фразу «Я живу, чтобы…»
IV. Домашнее задание: написать творческую работу на тему «Что значит жить для людей?»