Литература
-
Урок-исследование «Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"». 10-й класс 2011
Урок позволяет выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе "Война и мир", углубляет понимание значения сцен 1805 года в композиции романа, построении образов. Использованы фрагменты фильма С.Ф. Бондарчука "Война и мир". Проведена аналитическая работа над текстом.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого" (А.С. Пушкин "Полтава") 2011
Урок литературы в 7-м классе проведен в форме ролевой игры. Чтобы обучающие правильно поняли произведение, на этом уроке, необходимо ввести их в мир исторических реалий поэмы, показать, что тема Петр I всегда вызывала особый интерес у поэта, познакомить учащихся с фактической стороной описания Полтавского боя и с его поэтическим воспроизведением. Материал урока объемный, поэтому форма ролевой игры, по-моему, самый оптимальный вариант для того, чтобы он был успешно усвоен.
-
Программа по литературе для 6-го класса. Литература Кемеровской области 2011
Цель литературного образования – становление духовного мира человека. Автор знакомит учащихся с литературой родного края, с шорским фольклором, прозой, лирикой, публицистикой.
-
"Моя лирика жива одной большой любовью к Родине". 9-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с творчеством поэта, дает представление об особенностях его лирики. Развивает умение анализа поэтического текста, воспитывает любовь к Родине, любовь к природе, эстетический вкус.
-
Роль технологий открытого образования в формировании ключевых компетенций при обучении старшеклассников 2011
Цель статьи – показать, как использование технологий открытого образования способствует формированию ключевых компетенций старшеклассников по русскому языку и литературе. В статье представлен опыт работы с несколькими технологиями и положительные результаты этой деятельности, приведены примеры эффективного использования их на уроках и во внеурочное время.
-
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 2011
Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий знакомит учащихся 11-го класса с биографией и творчеством Ф.И. Тютчева. Такой урок-презентация позволяет расширить рамки знакомства с судьбой поэта, осуществить межпредметные связи с музыкой и живописью.
-
Что таит в себе одна строка из пушкинского перечня? 2011
Материал урока условно можно разделить на две части. В первой раскрывается интерес Пушкина к истории и культуре калмыцкого народа. Рассматриваются роль и значение калмыцкой сказки об Орле и Вороне в повести «Капитанская дочка», определяется жанровое своеобразие послания «Калмычке», поясняется смысл перечня народов в стихотворении «Памятник». Вторая часть посвящена анализу стихотворения Д.Н. Кугультинова «Надпись на памятнике А.С. Пушкину в Элисте» («Цецн уха»).
-
Программа предпрофильного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Говорите правильно" 2011
Программа курса предпрофильной подготовки рассчитана на учащихся 9-х классов. Освоение данных тем позволит учащимся более глубоко освоить профильную программу по русскому языку. Курс поможет учащимся выбрать гуманитарный, филологический, художественный профиль обучения.
-
Литературно-музыкальная композиция "Свет Ясной Поляны" 2011
Литературно-музыкальная композиция предназначена для учащихся 10-х классов, формирует целостный взгляд на творчество Л.Н. Толстого, осознанное понимание значения Ясной Поляны в жизни и творчестве Л.Н. Толстого В ходе внеклассного занятия в соответствии со сценарием идет демонстрация компьютерной презентации с иллюстративным содержанием и музыкальным сопровождением.
-
Вводный урок в 5-м классе "Литература – искусство слова" 2011
На вводном уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся со спецификой предмета литературы, учатся видеть привычные предметы с неожиданной, новой стороны. Развивая креативные возможности и способности пятиклассников, учитель воспитывает любовь к русской литературе, красоте.
-
Формула жизни А.П. Платонова (по рассказу "В прекрасном и яростном мире") 2011
Основная цель урока – дать понять, что труд – нравственное содержание человеческой жизни, что в мире «…все делается, а не само родится», пробудить сострадание к герою, чувство ответственности за тех, кто рядом.
-
Заседание художественного совета 2011
Мероприятие выявляет отношение учащихся к вопросу актуальности комедии Н.В. Гоголя через погружение в эпоху ХIХ века при помощи имитации заседания художественного совета.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Светлый праздник Пасха" 2011
Праздник проводится с целью узнать его значение, историю, влияние на судьбу русского народа, который прочно связал себя с Православием, познакомиться с Библией как Священной книгой христиан, воспитывать художественный вкус учащихся, любовь и уважение к своей стране. Знание Библии во всем цивилизованном мире – показатель уровня культуры человека. Для христианина – это Вечная Книга жизни.
-
"Эгоизм или милосердие?" Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) 2011
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по произведениям современных писателей: И.Полянской «Утюжок и мороженое» и Б.Екимова «Ночь исцеления» преследует цель развивать умения работы с художественным текстом, навыков поисково-исследовательской деятельности; воспитывать гуманное, милосердное отношение к близким и окружающим людям.
-
Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека. 8-й класс 2011
Одним из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию является создание элективных курсов. Они помогут ликвидировать противоречие между образовательными потребностями молодых людей и существующим спектром учебных предметов в школе. Курс помогает взглянуть на литературные произведения по-новому; ребята задумываются, почему так много произведений посвящено природе и человеку; пробуют себя в качестве исследователя, писателя, художника.
-
Дом мечты 2011
Урок-игра воспитывает интерес к школьной жизни ребенка, учит развивать в детях стремление к учению с увлечением.
-
"Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям"
2011
Урок знакомит с героическим нартским эпосом. Активизируется творческое воображение учащихся в создании образа нартских богатырей.
-
Урок литературы по творчеству Варлама Шаламова в 11-м классе на тему «Тайна "Колымских рассказов"» 2011
Урок построен с использованием технологий развития критического мышления через чтение и письмо и информационно-коммуникационной. Использованы такие приемы, как кластер, тонкие и толстые вопросы, синквейн, пирамида "критика", мультимедийная презентация. В ходе урока учащиеся анализируют рассказы В.Шаламова, делают выводы об особенностях "новой прозы" и о найденном писателем способе противостоять репрессивной системе.
-
Личность, судьба и творчество поэта. Литературно-поэтическая композиция "Звезда полей" (по творчеству Н.Рубцова) 2011
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова – известного русского поэта, поэзия которого продолжается в музыке, вызвать интерес к лирике поэта.
-
Программа элективного курса "Литература и кино" 2011
Программа элективного курса "Литература и кино", разработанная для учащихся 11-го класса, предполагает знакомство учеников с основами киноискусства на основе анализа фильмов – экранизаций литературных произведений, изучаемых в школьной программе.
-
Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков 2011
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы от V до XI класса. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: сказка, рассказ, басня, былина, баллада, повесть, роман, эпопея. Сказки, былины, баллады "погружают" детей в исторические события своего народа, знакомят ребят с музыкой, культурой, традициями и обрядами народов других стран.
-
Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева "Кусака" 2011
В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо "все живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни" (Л.Андреев). Не в меньшей степени, чем социальная среда, определяет уровень духовности человека его общение с миром природы. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой "Поэт и любовь" 2011
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.
-
Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2011
На уроке автор отрабатывает с учащимися навыки анализа текста, работу в группе, обобщение знаний учащихся по сказке А.С. Пушкина. Ученики совершенствуют навыки умения выразительно читать отрывки из сказки, развивают артистические способности.
-
Обобщение изученного о сказках в форме устного журнала "В мире много сказок". 5-й класс 2011
Данная работа является повторительно-обобщающим уроком в 5-м классе по теме «Сказки». В процессе занятия учащиеся повторяют теоретические сведения по теме, в различных игровых формах применяют этот материал на практике.
-
Жизнь и творчество А.А. Фета 2011
Предлагаемый урок продолжает знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века и знакомит детей с биографией уникального поэта, одного из немногих в русской поэзии "чистых лириков" А.А. Фета, показывает сложность его жизненного и творческого пути, двойственность натуры.
-
Добро и зло в нашей жизни (на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина) 2011
Представлен урок литературы в 5-м классе. Учащимся предлагается порассуждать о добре и зле в нашей жизни. А помогает в этом «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Также на уроке обобщаются знания и о других сказках великого писателя. На уроке используется технология проблемного обучения.
-
Мир прекрасный и яростный
2011
Интеграция литературы и физики дают представление о единстве духовного и материального в нашей жизни. В статье рассматривается проблема добра и зла в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
-
Мысль семейная в русской литературе 2011
Данный урок может занять достойное место как в обобщении изученного материала, так и во внеклассном чтении. Материал урока направлен на развитие коммуникативных компетенций учащихся. Очень важная часть урока - это домашняя работа по группам. Здесь можно взять не только предложенные мною произведения русских писателей XVIII–XX веков, но и добавить свои (например, В.Распутин. "Последний срок" и др.).
-
Урок якутской литературы "Золото – не богатство эвенов". 7-й класс 2011
Цель урока – развитие навыков сопоставительной характеристики героев; раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; воспитание чувства любви к родной природе, бережного отношения к окружающей среде. На этом уроке учащиеся на основе прочитанного стремятся высказать свое философское мнение о взаимосвязи человека с природой, о материальной и духовной ценностях. Урок основан на активизации субъектного опыта учащихся.