С.Есенин – народный поэт. 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: познакомить учеников с особенностями мировосприятия поэта; показать народность творчества С.Есенина.

Задачи:

образовательные:

  • рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
  • показать народность творчества поэта;

развивающие:

  • развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
  • развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
  • развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности школьников;

воспитательные:

  • воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
  • воспитание чувства восхищения родной природой;
  • воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.

Оборудование:

  • портрет С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта,
  • компьютер,
  • проектор,
  • слайды с изображением картин русской природы,
  • высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Есенина.
  • компьютерная презентация

Методические приёмы:

  • лекция преподавателя,
  • сообщения учащихся,
  • выразительное чтение стихотворений.

Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка учащимися презентации о жизни и творчестве поэта; создание школьниками буклета “Родная природа в лирике С.Есенина”.

На доске высказывания М. Горького, Е. Евтушенко, В. М. Шукшина.

“Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…”. (В.М.Шукшин)

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для   выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком. (М. Горький)

Романтик и лирик, влюблённый в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы, он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви… (М. Горький)

Есенин, дай на счастье нежность мне
К берёзкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.

(Е. Евтушенко)

Ход урока

I. Вступительное слово

Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в 2010 году сто пять лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.

(Школьники записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении урока)

“Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…”. Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина – человека и поэта.

Всенародное признание этого художника есть нечто большее, чем просто популярность. Его поэзия словно мы сами. Как до него Пушкин, и, может быть, Лермонтов, он обладал исключительно редким, единственным свойством - выражать не только отдельные стороны народной души, но открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений.

Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Оставаясь полностью самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько поэтов. Есенину-поэту дано было видеть глубже, сильнее, иначе, чем Есенину-юноше, едва узнавшему большой свет. Давайте обратимся с вами к биографии поэта.

II. Выступление учащихся с презентацией 1 “Биография С.Есенина”.

III. Лекция учителя в сопровождении презентации 2.

Слайд №1

Сергей Есенин – поэт народный, но не только потому, что родился он в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.

Слайд №2

Чтец 1: Чтение наизусть стихотворения “Низкий дом с голубыми ставнями…”(Приложение 3)

Слайд №3

Всё творчество Сергея Есенина – это одно цельное произведение, все его стихи – одна большая цельная поэма, поэма о родине, о России… Мы видим мир его глазами. В этой поэтической стране всё – есенинское…

Слайд №4

Уже в ранних стихах поэта звучат признания в любви к России. С самого начала на страницах его стихотворений Русь предстаёт как нечто святое: крестьянские хаты с иконами, образами в ризах, голубое небо и бескрайнее раздолье полей… Мир деревни – словно храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина – это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна…

Чтец 2: Чтение наизусть стихотворения “Село”. (Приложение 3)

Слайд №5

В рязанском селе Константиново, где 3 октября 1895 года родился поэт, поражает наше воображение необычайной красоты картина, что открывается с высокого берега Оки. Огромное, на километры вдаль уходящее пространство земли: излучина луга, река, дальше – лес до самого горизонта. Над всем этим безграничное небо, которое сходится с землёй почти незаметно, словно переходя в неё…

Слайд №6

Русская, родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьёв и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой!

Слайд №7

Чтец 3: Чтение наизусть стихотворения “Край ты мой заброшенный”. (Приложение 3)

Слайд №8

На речном откосе, напротив дома Есениных, словно духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней их сын был крещён именем Сергей.

Слайд №9

Чтец 4: Чтение наизусть стихотворения “Гляну в поле…”. (Приложение 3)

Слайд №10

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и письменной речи. “Омут розовых туманов”, “осеннее золото лип”, “малиновое поле” Руси – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал среди рязанского раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.

Слайд №11

Неотделимая от веры отцов народная культура: духовные стихи, обрядовые песни, в которых веками являла себя православная Русь, – во многом влияла на становление таланта будущего художника слова. Отсюда и редкая поэтическая искренность, и особая мелодичность, неповторимая напевность, и сочные, яркие краски его лирики:

Слайд №12

Чтец 5: Чтение наизусть стихотворения “Гой ты, Русь моя родная…”. (Приложение 3)

Слайд №13

Творчество Есенина с самой ранней поры впитало в себя целую “радугу” народного мироощущения: и незыблемое признание святости земледельческого труда, и радость весеннего обновления жизни, и врачующее чувство единения с русской природой.

Слайд №14

Поэзия С. Есенина удивительно проникновенно и ярко выражает главное в характере национального гения нашего народа – огромную душевную широту и любовь к родной земле. Он поистине любил эту “страну берёзового ситца”. Любовь к Родине никогда не была для Есенина просто темой. Она – основа, начало его лирического миропонимания, источник всей его поэзии, начало всех начал!

Слайд №15

Чтец 6: Чтение наизусть стихотворения “Край любимый! Сердцу снятся…”. (Приложение 3)

Великий сын своего отечества, Есенин обладал единственным в своём роде умением “собирать” в едином звуке Россию, земную и небесную, открывать словом ту потаённую связь, что определила на века судьбу России, каждого русского человека.

Слайд №16

Чтец 7: Чтение наизусть стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу…”. (Приложение 3)

До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых своих шагов принадлежал России вечной.

Слайд №17

Чтец 8: Чтение наизусть стихотворения “Запели тесаные дроги…”. (Приложение 3)

Слайд №18

Есенинская Русь начинается от родительской избы, от обвитого крапивой плетня, от тех самых “капустных грядок”. И вот уже песня уходит за околицу села, а дальше – “не видать конца и края…”.

Слайд №19

Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.

Слайд №20

В высшей степени необычна образность видения, почерпнутая из бессмертного эпоса, из русских былин и сказов, обычаев и преданий. Они определили становление Есенина как глубокого национального поэта, сумевшего воплотить в поэтическом слоге и радость, и грусть бытия, прикоснуться к самым сложным вопросам жизни, которые тревожат душу.

III. Подведение итогов

Анкета для учащихся. (Приложение 2)

IV. Заключительное слово преподавателя

Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии. Непрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают, другие согревают народную “живую душу” в веках. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России Сергей Есенин.

V. Объяснение выполнения домашнего задания. Задание по выбору.

  1. Написать эссе родная природа в лирике С.Есенина
  2. Составить буклет родная природа в лирике С.Есенина

В качестве примера можно показать предлагаемый буклет. (Приложение 1)

VI. Выставление оценок учащимся.