История и обществознание
-
Формирование допрофессиональной исследовательской культуры обучающихся через реализацию целевой программы "Одаренные дети" 2012
Обзорно-аналитическая статья по теме, основанная на опыте работы автора в детском эколого-биологическом центре.
-
Урок истории "Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права" 2012
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права, путём анализа основных положений реформы выявить её значение в экономической и социально-политической жизни страны. Работая с документами, учащиеся развивают навыки анализа и обобщения данных.
-
Урок истории по теме "Нашествие с Запада. Александр Невский" 2012
Урок повышает уровень осмысления учащихся причин нашествия монголов и крестоносцев на земли Руси, даннической зависимости Руси от Золотой Орды и дает оценку деятельности А.Невского. Учащиеся учатся анализировать полученную информацию. Урок стимулирует мышление, формирует навыки дискуссии, работы с разнообразной литературой и документами эпохи.
-
Урок обществознания по теме "Основной закон страны" 2012
Урок представлен в традиционной форме с элементами лабораторной работы и презентационного показа. Главный акцент сделан на понятиях "Конституция" и "принцип разделения властей". Дифференцированный подход реализуется в индивидуальной, парной, групповой работе. Роль презентации – вспомогательная. Цель: развитие умения анализировать статьи документа, критически оценивать информацию и результат своей деятельности.
-
Технологическая карта учебного занятия 2012
Представленные на фестиваль материалы включают разработку одного занятия правового практикума "Домашний адвокат". Этот элективный курс по выбору включён в школьный компонент 10 класса социально-гуманитарного профиля. Цели данного курса: развитие социальной и гражданско правовой компетенций, формирование правовой культуры старшеклассников, а также подготовка к осознанному выбору профессии.
-
Урок-путешествие по истории "Воспитание девочек и мальчиков в XVI–XVII веках в семье казаков". 5–11-й класс 2012
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю.
-
Урок истории. Тема: "Российская империя в конце XIX – начале XX века". 9-й класс 2012
Первый урок в изучении курса "История России". На уроке даются общие сведения о Российской империи, протяженности ее территории, численности населения, его национальном и конфессиональном составе, государственной символике. Учащиеся закрепляют понятия "индустриальное общество", модернизация; анализируют изменения в социальной структуре России в связи с переходом на капиталистический путь развития и появлением новых классов – буржуазии и наемных рабочих. Занятие описывает проблемы, стоящие перед Россией.
-
Конкурс знатоков. Командный тур по всеобщей истории. 6-й класс 2012
Сценарий игры можно использовать на повторительно-обобщающем уроке по Всеобщей истории (истории Средних веков), в качестве внеклассного мероприятия (декады истории в школе). Задания, применяемые в игре, заставляют учеников не только вспоминать изученный материал, но и мыслить, постигать суть. Решаемые задачи предполагают рассмотрение с разных позиций: истории, лингвистики, культурологии.
-
Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории 2012
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету.
-
Занятие для старшего дошкольного возраста. Тема: "Приобщение детей к истории родного края" 2012
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»).
-
Интеллектуальная игра по международному гуманитарному праву: "Через гуманизм – к миру" 2012
Привлекается внимание учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Рассматриваются основные нормы и принципы международного гуманитарного права.
-
Урок мужества "Александр Невский – защитник земли русской" 2012
Урок мужества можно провести в 6-м классе. Знакомство учащихся с одной из славных страниц отечественной истории, с русским национальным героем, с его боевыми победами и политическими деяниями, которые были выгодны для укрепления его земли и для него лично. Когда это был бой, он давал бой; когда полезным было соглашение с одним из врагов Руси, он шёл на соглашение.
-
Программа по краеведению "История Вятского края с древнейших времен по XX век" 2012
Программа для учащихся 12-16-ти лет призвана дать представление об историческом прошлом и настоящем Вятского края. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, художественной литературой.
-
Урок обществознания по теме "Самопознание". 10-й класс 2012
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс 2012
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР.
-
Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории 2012
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста.
-
Литературно-исторический вечер, посвященный 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея 2012
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования.
-
Методическая разработка интегрированного урока по теме "Пояс как элемент русской национальной одежды" 2012
Методическая разработка интегрированного урока истории, технологии и информатики служит формированию знаний о поясе как элементе русского народного костюма, выявлению значение пояса через применение навыков ремесленного производства, компьютерных технологий и исторических знаний. В ходе проведенного занятия обучающиеся получают знания по истории России, осваивают приемы плетения в технике «дерганья» и закрепляют навыки создания презентаций.
-
Контроль на уроках обществознания 2012
Контроль знаний и умений учащихся – важное звено учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроках обществознания, как и на любых других, возможно применение различных форм и методов проверки знаний. Проверка знаний может происходить тестовых заданиях.
-
Обобщающий урок или внеклассное мероприятие по теме "Великая Французская революция XVIII века". 7-й класс 2012
Мероприятие или занятие проводится в форме игры "Счастливый случай" с целью повторения и обобщения знаний по теме.
-
Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс 2012
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе.
-
Программа "Музейная педагогика" 2012
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину.
-
Урок истории. Тема: "Смутное время – начало XVII века". 7-й класс 2012
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства.
-
Урок истории в 5-м классе. Тема: "Основы светской этики" 2012
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе.
-
Сравнительные подходы в преподавании истории и обществознания как способ активизации познавательной деятельности учащихся 2012
Новизна исследования заключается в попытке по-новому оценить достижения учащегося в развитии его критического мышления сравнительным подходом в обучении. Рационально использованы межпредметные и внутрипредметные связи; синтезирован принцип отбора содержания материала в старших классах при переходе ко второму концентру.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая сфера общества" 2012
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества".
-
Открытый урок-конференция "Листая страницы Великой Победы" 2012
Цель конференции: расширить знания учащихся о героической истории нашего народа во время Великой Отечественной войны; воспитывать патриотизм учащихся, готовность к защите родины; вызвать чувство законной гордости за свою страну, доблесть и мужество ее защитников. Развитие у учащихся умений поиска, анализа и отбора необходимой информации, творческого мышления в проектном методе работы, коммуникативных навыков работы в группе.
-
Интегрированный урок по теме "Изображение эпохи XVI века через исторические личности, в событиях, литератууре и языке" 2012
В ходе работы учащиеся знакомятся с выдающимися личностями эпохи XVI века, системой управления, его бытом и нравами. На уроке ученики показали знания истории, литературы и английского языка, а также продемонстрировали умения анализировать незнакомый текст и сценическое искусство.
-
Системно-деятельностный подход при подготовке к ГИА, ЕГЭ по обществознанию 2012
Системно-деятельностная технология подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА включает пять взаимосвязанных и последовательных этапа. Представлены деятельностные технологии и приёмы: приём использования маркеров, прием использования подчёркивания, этапы работы, позволяющие сформировать важнейшее общеучебное умение составлять развернутый план текста, темы. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность.
-
Разработка урока по обществознанию на тему "Политический лидер". 11-й класс 2012
Цель урока: раскрыть понятие "политический лидер", показать воздействие на общество лидеров различных типов; способствовать становлению осознанного, критического отношения к окружающей действительности, чувства гражданственности и патриотизма, воспитывать культуру ведения дискуссии, терпимость, уважение к мнениям одноклассников.