Лекторий "Знай свои права и обязанности"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


Цель: Создание условий для правового воспитания подростков.

Задачи:

  • Пропаганда знаний о правах и обязанностях ребенка.
  • Воспитание уважения к правам окружающих людей.

Оборудование: эпиграф, презентация.

Ход мероприятия

Сегодня 10 декабря. Эта дата отмечена в календаре как День прав человека. Более трехсот лет назад знаменитый английский философ Джон Локк высказал идею о том, что каждый человек от природы наделен правами, которые никто никогда отнять у него не может. Постепенно учение Джона Локка распространялось, входило в сознание людей. Его подхватили другие ученые, среди них были и французские философы XVII века – Руссо и Вольтер. Народы разных стран вступили в борьбу за включение этих идей в систему права своих государств.

Нам сегодня трудно представить, что когда-то понятие “человек” не в биологическом, а в правовом и политическом смысле не охватывало весь род человеческий. Каждый народ, каждая социальная группа имели свое представление о том, кто является человеком в правовом и политическом смысле. В Древних Афинах, например, “человеком” считался только свободный житель города, тот, кто умел говорить по-гречески. Ни рабы, ни варвары (т.е. другие народы) не считались людьми, и с ними позволительно было обращаться как с животными. Древние римляне считали раба “говорящей машиной”. В Новое время чернокожие рабы США были лишены статуса “человека”. На протяжении веков права на жизнь, свободу и равенство были привилегией лишь части населения.

Чудовищные нарушения прав человека продемонстрировали две мировые войны, разразившиеся в XX веке. В этих войнах было уничтожено огромное количество людей по расовому или национальному признаку. В обществе, ставшем свидетелем этих событий, росла убежденность в том, что должна действовать международная защита прав человека.

Презентация. Слайд 2.

В 1945 году по инициативе СССР, США и Великобритании для обеспечения международного мира и прогресса, для сотрудничества между народами была создана Организация Отъединенных Наций.

Слайды 3, 4, 5, 6.

Первым международным актом деятельности ООН, в области утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека, стала принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей – одним из главных органов ООН, Всеобщая декларация прав человека. Этот день объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах.

Всеобщая декларация прав человека – документ, провозглашающий и защищающий права человека. Это общечеловеческий образец права, к которому должны стремиться все народы и все государства. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространялась на всех людей планеты, независимо от того, в какой части света, в какой стране они живут.

Слайды 7, 8, 9.

Первое и наиболее важное положение Всемирной декларации прав человека состоит в том, что права и свободы являются неотъемлемыми и присущи человеку от рождения.

Ст.1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Ст.2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией. Без какого бы то не было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Так как человек – существо необыкновенное, его жизнь многогранна: он мыслит, творит, учится, имеет семью, дом, друзей. Кроме того, люди вступают в различные отношения не только друг с другом, но и со всевозможными организациями, даже с самим государством, и здесь могут возникать всяческие недоразумения, конфликты, ущемления интересов одних людей другими. По тому, какую часть человеческих интересов защищают те или иные права, их разделили на группы.

Слайд 10.

Первая группа прав называется гражданские или личные. Они обеспечивают независимость человека и его защиту от различных посягательств других людей, государства, общества.

Слайды 11, 12.

Вторая группа прав называется политическими правами. Эти права дают человеку возможность участвовать в управлении страной.

Слайды 13, 14.

Следующие статьи Всеобщей декларации прав человека провозглашают экономические, социальные и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, право на охрану семьи, материнства, отцовства, детства, на социальное обеспечение на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни.

Обладание правами возлагает на граждан исполнение определенного круга обязанностей перед обществом и государством. Впервые юридические обязанности были сформулированы в 3-й редакции Декларации прав человека и гражданина, принятой французским парламентом 22 августа 1795 года. Она называлась “Декларация прав и обязанностей человека и гражданина”. В ней установлены такие обязанности, как служба обществу, соблюдение и защита закона, обязанность быть хорошим сыном, отцом, братом, другом, супругом. В числе обязанностей есть правило и морали: “Не делай другому то, чего себе не желаешь, и делай то, что желаешь себе”.

Конституция России, 18-летие которой страна будет отмечать 12 декабря, обязывает каждого гражданина:

  • Соблюдать Конституцию и законы РФ, уважать права и свободы других
  • Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру
  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы
  • Обязанность основного общего образования. Сегодня это 9 классов средней школы. Получить этот минимум образования должен каждый школьник
  • Обязанность платить законно установленные налоги
  • Защита Отечества – эта обязанность определена как долг гражданина РФ.

Ведя разговор о Всеобщей декларации прав человека, нельзя не вспомнить другой очень важный документ – Конвенцию о правах ребенка. Ее еще называют “великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка”. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, а 15 сентября 1990 года ратифицирована Россией.

Слайды 15-26.

Изучая такие документы, как Всемирная декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, нужно понимать, что права человека реальны только в правовом государстве. И отстаивая права неверно забывать об обязанностях, действуя по принципу: “Я хочу, имею право, а там хоть трава не расти”

Права человека тесно связаны с уровнем нравственной, правовой воспитанности, образования людей. Так право на свободу демонстраций может людей неорганизованных, озлобленных, мстительных привести к участию в кровавых уличных беспорядках, свобода слова – к публичным оскорблениям. Несомненна зависимость реализации прав человека от экономического развития страны. Право на жилище не может быть полностью осуществлено до тех пор, пока не построят достаточно добротного жилья. То же можно сказать и о праве на труд, отдых, социальное обеспечение. Но права человека нужно изучать для того, чтобы видеть, какой может стать жизнь, если люди начнут отстаивать свои права и заставят государство их уважать и защищать. Надо учиться, работать. Каждый должен стать хорошим специалистом, ответственным человеком, живущим по законам нравственности, и тогда в сотни раз короче будет путь к правовому государству, государству, в котором все имеют равные права и подчиняются закону.

Литература.

  • Мушинский В. О. Основы правоведения (учебник для основной школы). – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1995.
  • Интернет ресурсы: www.un.org