Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи, т.к. обеспечивает нетрадиционный подход к образованию, объединяет в себе методы интеллектуального и эмоционального воздействия на учеников; дает возможность продемонстрировать практическое применение изучаемого материала, что особенно важно в условиях компетентностного подхода к образованию; обеспечивает условия для самореализации каждого ученика через творческую и исследовательскую работу. Кроме того, экспозиции музея незаменимы для наглядности учебного материала.
Одним из направлений музейной педагогики является страноведение. В науке в настоящее время нет единого мнения об определении страноведения и его положении среди других наук и научных дисциплин. Все многообразие определений представлено перед вами на экране.
В нашей педагогической практике мы придерживаемся следующего определения: «Страноведение – дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации».
В образовательном процессе необходимо учитывать принципы страноведения, к которым относятся:
- Принцип комплексности (всестороннее изучение).
- Принцип генетический (происхождение и развитие)
- Принцип экологический (организация оптимальной среды обитания).
- Принцип гуманистический (от жизни и деятельности человека).
Принцип комплексности здесь означает всестороннее изучение конкретной территории.
Генетический метод, рассматривает объект в его развитии, учитывает формирование, позволяет перейти от функции описания к функции объяснения.
Экологический принцип страноведения от рационального использования ресурсов до организации оптимальной среды обитания.
Гуманистический принцип в страноведении – человек как цель:
- показать образ жизни и вскрыть процессы воспроизводства человека (его здоровье, долголетнюю активную жизнь, духовный потенциал и т. п.);
- охарактеризовать развитие производства как средство, которое обеспечивает определенный уровень жизни;
- охарактеризовать природную среду как источник ресурсов и как среду трудовой деятельности и повседневного обитания человека;
- показать, как природная среда и другие факторы влияют на развитие туризма;
- показать, как туризм влияет на развитие страны (региона).
Эти принципы определяют значимость страноведческого подхода в педагогической практике.
В своих исследованиях страноведение использует три ключевых метода: генетический, хорологический метод (пространство), хронологический метод (время). Хронологический метод является определяющим для организации образовательного процесса в нашей школе, так как наш музей «История мировых цивилизаций» построен по хронологическому принципу, о чем мы поговорим позднее.
Остановимся на функциях страноведения, к ним относят:
1. Гносеологическую (познавательную) функцию. Страноведение имеет большое познавательное, просветительское значение. Оно вносит существенный вклад в создание географической картины мира.
2. Аксеологическую (оценочную или ценностную) функцию. Дается оценка страны или региона с наличия тех или иных ресурсов (природных, экономических, туристских и т.д.).
3. Информационную функцию. Она состоит в сборе, хранении и предоставлении сведений о стране и ее районах (географии, природе, культуре, истории и т.д.).
4. Учебную функцию для подготовки специалистов в области туризма.
5. Развивающую функцию для оптимизации деятельности организаций, занятых в туристском бизнесе.
6. Важную роль страноведение играет во внешнеэкономических связях.
7. Синтезируя (объединяя) знания, страноведение выполняет в системе географических наук интегративную роль.
В настоящее время одной из важнейших задач, решаемых в процессе модернизации школьного образования – интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционных школьных курсов. Данную задачу можно решить с помощью страноведческого подхода к образованию. Страноведческий подход – это тот метод, который должен решить проблему организации человеческого мышления в понимании того, что такое страна (П.П.Мамонтов).
В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики.
С 2006 г. в нашей школе работает музей «Истории мировых цивилизаций». Называя так наш музей, мы исходили из определения, что цивилизация- это понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса. А культура – это то, что остается, когда все другое исчезает. Имя нашего музея АТЛАНТ определяет ориентиры нашей музейной работы: активные, талантливые, любознательные, аккуратные, находчивые, творческие.
Цель работы нашего музея: развитие ассоциативного и образного мышления для формирования целостного представления об историческом процессе. Главные задачи:
- формирование знаний об основных этапах мировой истории в пределах конкретных территорий;
- развитие умения анализировать исторические источники;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание интернационализма и патриотизма;
- повышение учебной мотивации.
Основные функции музея: образовательная, воспитательная, хранительная, исследовательская.
Основным направлениями работы музея являются: деятельность, связанная с изучением истории, традиции, культуры разных стран, регионов и многонациональной России.
Структура музейных экспозиций призвана реализовывать данные задачи, функции и направления работы. Наши экспозиции можно разделить на три группы:
- Основной экспозиционный зал.
- Историческая гостиная «Ах, эти Средние века!».
- Экспозиция «Этих дней не смолкнет слава!».
Остановимся на способах реализации страноведческого подхода в нашей школе. Безусловно, он реализуется средствами основного образования. Так в учебный план нашего образовательного учреждения включены элективные курсы:
- «Российская цивилизация».
- «Как люди научились считать».
- «Из истории народов России».
Развивающие занятия:
- «Культура повседневности».
- «Их археологии Московской земли».
- «Историческая география».
Основными формами реализации страноведческого подхода являются урочные и внеурочные.
К урочным следует отнести:
- комбинированный урок;
- урок-игра;
- урок-диспут;
- урок-путешествие, урок-инсценировка;
- урок-лекция;
- обобщающий урок;
- урок-конференция;
- урок-семинар.
К внеурочным:
- учебные экскурсии;
- практикумы;
- консультации;
- олимпиады;
- проектно-исследовательская деятельность;
- творческие отчеты.
Эти формы не возможны без работы в школьном музее. Рассмотрим эти формы организации обучения на отдельных примерах:
1. Гуманитарный цикл:
- комбинированный урок «Эволюция человека»;
- урок-игра «Гости из Европы»;
- урок-диспут «Влияние географического положения на уровень экономического развития России;
- урок-путешествие «Дорогой древних мореплавателей»;
- урок-инсценировка «При дворе фараона»;
- интегрированный урок «Последствия Великих географических открытий»;
- урок-семинар «Теории происхождения Земли».
2. Естественно-математический цикл:
- комбинированный урок «Эволюция человека»;
- урок-игра «Гости из Европы»;
- урок-диспут «Влияние географического положения на уровень экономического развития России»;
- урок-путешествие «Дорогой Ф. Магеллана»;
- урок-инсценировка «Древние меры счета и веса»;
- урок-лекция «Происхождение цифр»;
- обобщающий урок «Физики – нобелевские лауреаты».
3. Художественно-эстетический цикл:
- комбинированный урок «Ремесла»;
- урок-игра «Древние музыкальные инструменты»;
- урок-путешествие «Путешествие в Гжель»;
- урок-инсценировка «Проводы зимы».
На базе музея организуют различные внеурочные занятия (таблица 1).
Таблица 1. Внеурочные занятия в школьном музее.
Форма | Примеры |
Учебные экскурсии | «Свадебная обрядность у
Восточных славян» «Культура Индии» «Средневековый замок и его обитатели» |
Практикумы | «Археология Москвы» «Изготовление народного костюма» |
Консультации | «Вспомогательные исторические дисциплины в изучении систем измерения» |
Олимпиады | «История олимпийского движения» |
Проектно-исследовательская деятельность | «Мировоззрение
первобытного человека» «Особенности менталитета славянских народов» «Эволюция уголовного права на примере Соборного уложения царя Алексея Михайловича и Воинского устава Петра I» |
Творческие отчеты | Фестиваль «Вместе дружная семья» |
Особо следует отметить фестиваль народов нашей школы «Вместе дружная семья».
Девиз фестиваля:
«Мы разные – в этом наше богатство.
Мы вместе – в этом наша сила!»
Основная цель: воспитание чувства патриотизма и толерантности в полиэтнической среде.
Результаты проектной работы учащихся ежегодно представляются на школьной конференции «Первоцвет».
Цель конференции: развитие творческих способностей учащихся для их саморазвития и самореализации.
Задачи:
- приобщение учащихся к осознанию современных проблем, требующих теоретического и практического решения;
- развитие исследовательских умений учащихся и педагогов школы;
- определение своей гражданской позиции и направлений собственной деятельности, способной повлиять на решение общих проблем.
Значительный вклад в реализацию страноведческого подхода вносит дополнительное образование, занятия которого проводятся на базе нашего музея. К таким формам относятся: научное общество «Сократ», прикладное искусство, народная музыка.
Воспитательная работа, для которой школьный музей просто не заменим, также вносит вклад в реализацию страноведческого подхода. Необходимо назвать такие виды деятельности как: традиционные праздники, совет музея, классные часы.
Необходимо отметить, что музейная педагогика внесла большой вклад в диверсификацию (обогащение, разнообразие) образовательных технологий, применяемых педагогами нашей школы. В образовательном процессе применяются такие технологии как: элементы музейной педагогики, проектная, игровая, лекционно-семинарско-зачетная, информационные, личностно-ориентированные технологии.