Светлое Христово Воскресение. Пасхальный альманах

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах.

Задачи:

  • Способствовать формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи.
  • Познакомить с русскими обрядами празднования, с символами праздника.
  • Познакомить с традициями празднования главного православного праздника.
  • Обогащать, активизировать культурологический словарь.
  • Расширять представление о православной культуре и святынях мира.
  • Формировать интерес школьников к православной культуре.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Воскресение, Пасха Христова, пасхальный гимн, христосование, пасхальное яйцо.

Оборудование: компьютер, мультимедиа установка.

Программное обеспечение: Презентация «Светлый праздник Великой Пасхи», Презентация Благодатный огонь, слайды «Украшения пасхальных яиц», колокольный праздничный звон.

ХОД УРОКА

Слово учителя:

Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла. (К.Фофанов)

Пасха – самый главный день в году. Вот уже две тысячи лет христиане радуются чудесному воскресению Иисуса Христа. Господь Своим Воскресением победил смерть и открыл всем людям двери в Царство Божие.
Христово Воскресенье, светлый день, Великий день – вот сколько названий у главного христианского праздника. Это радостный и долгожданный день и для взрослых, и для детей.
Сегодня я и мои помощники-консультанты по вопросам православной культуры расскажем вам о Светлом празднике Пасхи, его истории и традициях

1 страничка

Презентация «Пасха. Воскресение Христово»

Слово консультанту Четвериковой Кате: Иисус Христос был распят на горе, которая называлась Голгофа. Его казнили за то, что Он называл себя Сыном Божиим. Перед смертью на кресте Он простил своих врагов. Казнь произошла в пятницу. Ученики Христа положили его тело в пещеру, выдолбленную в скале. На третий день, в воскресенье, несколько добрых женщин пришли в пещеру, чтобы проводить Его в последний земной путь по всем законам и обычаям того времени. Но тело Учителя в пещере не оказалось.
Благочестивые женщины с удивлением услышали голос: «Его нет здесь – Он воскрес… Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес и мертвых». Это говорил ангел, которого послал Господь, чтобы принести всем людям Благую весть. Женщины выполнили просьбу ангела. А вечером, когда все апостолы собрались вместе, к ним вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!» После этого Господь являлся апостолам ещё не раз – до тех пор пока на сороковой день после Своего воскресения не вознесся на небо. Его видели тысячи людей, и никто уже не сомневался в том, что Он и есть Сын Божий и Спаситель мира.
Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.

Слово учителя:

Страстная неделя.

Неделю до Пасхи называют Страстной или Великой. Особенно важны последние её дни:
Великий четверг (день духовного очищения, «чистый четверг»)
Страстная пятница (день-напоминание о страданиях Христа)
Великая Суббота (день печали)
Светлое Воскресение Христово.

2 страничка

Презентация «Благодатный огонь. Чудо схождения»

Слово консультанту Синяковой Кате: На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане встречают свой величайший праздник – Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.
Огонь является в храме уже не первое тысячелетие.
Перед схождением Огня храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников.
Благодатный Огонь – величайшее чудо Божие для всех людей. Для верующих – неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих – возможность увидеть и уверовать!

3 страничка

Учитель: существует много традиций, связанных с Пасхой. Например, обычай красить яйца сохранился до наших дней. Давайте вместе вспомним, где истоки этой красивой традиции.

Сценка «Чудо»

В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест,
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: «Иисус Христос Воскрес!»

Нет, женщина, тебе я не поверю:
Фантазии и вымыслу есть мера.

Мысль оживила властное лицо
Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесённое мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет как пожар.
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где – то музыка звучит.
Яйца коснулись тёплые лучи,
Оно зажглось в руках, затрепетало,
И, словно Кров Христова, алым стало.

Слово консультанту Донченко Егору:

Из этой сценки мы узнали, как зародилась традиция обмениваться крашеными яйцами в Светлое Христово Воскресенье. Из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь. Вот почему яйцо – это символ жизни. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!»

Кроме крашеных яиц к праздничному столу обязательно готовят куличи, пасхи, которые освящают в Церкви. Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Но роль яйца этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви. Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое воскресение.

Освященному яйцу приписываются магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). С пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая.

4 страничка

Презентация «Украшение пасхальных яиц»

Слово консультанту Марковой Анжеле: Рисунки на пасхальных яйцах символичны. Так, волнистая линия является символом бесконечности и тернистого пути Христа.

Сосна – символ здоровья,
Голубь – символ души,
Сеточка – символ судьбы,
Жёлтая сеточка – символ солнца,
Дубок – символ силы,
Точечки – символ плодородия,
Сливки – символ любви,
Ягодка – символ матери,
Цветочки – символ девичества.

5 страничка

Слово 5 консультанту Ромейко Алине: Цветы – важное дополнение любого праздника. И на Пасху их использовали для украшения храмов и жилищ, дарили близким людям. Пасха приходит вместе с весенним возрождением природы, поэтому цветы всегда были важным атрибутом этого праздника.

– И когда все приготовления к празднику закончены, православный народ идёт в храм.
В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
– Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
– Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше
рассмотреть, как будет “играть” и “веселиться” красное солнышко.

6 страничка

Пасхальные богослужения

Смирнов М.: С апостольского времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Незадолго до полночи в Великую Субботу служится Полуношница.
Крестный ход в пасхальную ночь – это шествие навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении.
Во время службы священнослужители приветствуют всех молящихся словами «Христос воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!». И поют пасхальный гимн.

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Начиная с воскресенья, на протяжении трех дней всем прихожанам разрешалось звонить в церковный колокол. Больше всех этим правом пользовались дети. Пасхальному колоколу приписывалась определенная ритуальная роль. Считалось, что он отпугивает "нечистую" силу и способствует тому, "чтоб гречка родила".

Пасхальные колокола (диск)

7 страничка

Пасхальные забавы, игры, пословицы…

Учитель: Существует много замечательных традиций, связанных с этим праздником. Одна из них заключается в том, что состоятельные люди не скупились делать добро. Они посещали больницы, тюрьмы, богадельни и одаривали сирот, нищих и увечных пищей, одеждой, деньгами.
Радовались этому дню и взрослые и детвора, ведь праздник был украшен разнообразными пасхальными забавами, развлечениями и играми, где использовали яйца. Ребята, посмотрите игры с яйцами. (Показ, выходят учащиеся).

Игра «Катание яиц»

Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.

Игра «Эстафета с яйцом»

Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

Игра «Чоканье яйцами»

Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло – проиграл!

Игра. Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке – чье будет дольше вертеться.

Игра. Скатывали с положенной наклонно доски – чье яйцо покатится дальше.

Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели и карусели.
Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.
Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.

Пасхальные частушки

Начинаю я припевку
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную

Вот и Пасха пришла
Кто нас покачает?
Иль у нынешних ребят
Силы не хватает?!

Снова Пасха наступила
Яйца – крашенки, гляди!
Целоваться с Колькой буду
И не раз, а сразу три.

Наступил Пасхальный день
Светит солнце ясное
Платье новое надела,
Как яичко красное

Я из церкви возвращалась,
Любовалась птичками
Если встречу я подругу –
Чокнемся яичками.

Пословицы, поговорки, народные приметы

Учитель: Конечно, ребята, вы слышали эти пословицы и поговорки. А теперь постарайтесь объяснить их смысл.

  • После масленицы великий пост, а за страстною Пасха.
  • Чужая ласка – сироте Пасха.
  • На святой день дождь – добрая рожь.
  • В ночь на светлое воскресенье мороз – горох не родится.
  • В рождество на крылечке, на пасху у печки.
  • Был пост, будет и праздник! Была кручина, будет и радость!
  • Дорого яичко в Христов день.
  • Христово воскресенье всем на веселье!

Ученик:

Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля!
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!

(Аполлон Майков)

Рефлексия. Закрепление основных понятий урока

– Что означает слово воскресение?
– Почему Иисуса Христа называют Спасителем?
– Что такое Пасха?

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.

– Что нового хочется рассказать родителям о Пасхе?

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о традициях празднования Пасхи в вашей семье.
Индивидуальные задания. Записать рецепт кулича и пасхи.
________________________________________

Список источников и литературы:

1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий:, 2-й год обучения: Книга вторая.– М.: Издательский дом «Покров», 2004. – 112 с.:
2. Шевченко Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстраций»: 2-й год обучения. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2004. – 120 с.
3. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.: ил.
4. Рыжова Т.В. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура» – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. – 152 с.: илл.
5. http://borodina.mrezha.ru/ 
6. http://experiment-opk.pravolimp.ru/
7. https://vos.1sept.ru/
8. http://www.micon.ru/