Страницы великого испытания

Разделы: История и обществознание


Цели:

Образовательные:

  • конкретизировать знания учащихся о событиях войны 1812 г.

Развивающая:

  • активизировать познавательную деятельность,
  • совершенствовать умения работать с дополнительной информацией.

Воспитательная:

  • формировать способность учащихся отбирать необходимый материал, интерес к историческому прошлому.

Оборудование: репродукции о войне 1812 г, звезды, грамота, выставка книг, таблички с цифрами, жетоны, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение-презентация.

Форма проведения: игра “Звездный час”

Правила игры. Участники игры стоят за спинками стульев, на которых приклеены номерки (по числу игроков). У каждого на сиденье стула лежат таблички с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. На полу мелом нарисовано пять “ступенек”. В первом туре ведущий задает вопрос, а игроки поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд, ответа. Если игрок отвечает правильно, он продвигается на одну “ступеньку” вперед. Во второй тур не выходит игрок, набравший наименьшее количество звезд… Во время импровизированного перерыва задаются вопросы зрителям. Победителем становится тот, у кого окажется наибольшее количество звёзд. Победитель имеет право произнести “пламенную речь”, т.к. наступил его “звездный час”, а также вручается грамота.

План

I. Организационный момент
II. Проведение игры

Тур 1. Кому принадлежали высказывания (отборочный).
Тур 2. “События войны”.
Тур 3. “Историческая личность Отечественной войны”.
Тур 4. “Литературный”.
Тур 5. “Составь слово”.

Финал. “Преобразовать слово

III. Подведение итога игры, награждение

Ход мероприятия

I. Организационный момент

В преддверии празднования величайшей даты двухсотлетия со дня Бородинской битвы мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны 1812 года. День воинской славы России отмечается 8 сентября в день Бородинского сражения. Мы пролистаем страницы событий и определим знатока исторических событий. Вперед!

II. Проведение игры

Тур 1. Кому принадлежали высказывания (отборочный ):

1. “Старый лис Севера!”. (Наполеон так называл главнокомандующего русской армии)
2. “Лучше быть осторожным, нежели оплошным и обманутым” (Кутузов)
3. “Веди нас, отец!” (бойцы перед боем обращались к Кутузову)
4. “Он шел у меня на левом крыле, но был моей правой рукой”. (А.В.Суворов о М.И.Кутузове).
5. “Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия” (Александр I Манифест об окончании войны, декабрь 1812 г.)
6. “Через пять лет я буду господином мира. Остается одна Россия, но я раздавлю ее”. (Наполеон, 1810 год)
7. “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно”. (М.И. Кутузов о Бородинской битве)

Тур 2. “События войны”

1.Пока будет еще существовать армия…, есть надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна”. (Принятие решения в Филях Кутузовым об отступлении из Москвы 1 сентября 1812г).

2. “Напрасно ждал Наполеон
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля.
    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    Не праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар
    Нетерпеливому герою”.
    (А.С. Пушкин)

(2 сентября 1812 г русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам)

3. “…Я открою кампанию переходом через Неман. Закончу я ее в Смоленске и Минске. Там я остановлюсь. … буду содержать свою армию насчет России, … И, может быть, сам уеду на самые суровые месяцы зимы в Париж”. (Наполеон о планах наступления на Россию).

4. И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.
    У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки –
    Французы тут как тут. (О Бородинском сражении)

Выбывают те, кто имеет меньше всего звезд

Тур 3. “Историческая личность Отечественной войны”

1. Первая в России женщина-офицер, “кавалерист-девица”, ротмистр, писательница. (Надежда Андреевна Дурова (1783–1866 гг.).)

2. Военный писатель, поэт, генерал-лейтенант (1831г). Командуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. (Давыдов Денис Васильевич (1784–1839 гг.).)

3. Граф (1812г), российский военный деятель генерал от кавалерии (1809г). Сподвижник А.В.Суворова. С 1801г войсковой атаман Донского казачьего войска. (Платов Матвей Иванович (1753–1818 гг.).)

4. Князь, российский генерал от инфантерии (1809г). участник Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова, войн с Францией, Швецией и Турцией. В Отечественную войну 1812г командовал 2-й армией, смертельно ранен в Бородинском сражении. (Князь Багратион Петр Иванович)

Выбывают те, кто имеет меньше всего звезд

Тур 4. “Литературный”

Кто автор произведения и кому оно посвящено?

1. Смоленский князь
    Противу дерзости искусством воружась
    Вандалам новым сеть поставил
    И на погибель им Москву оставил,
    Тогда все жители, и малый и большой,
    Часа не тратя, собралися
    И вон из стен московских поднялися,
    Как из улья пчелиный рой.
    Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
    Спокойно, чистя нос, глядит.
    “А ты что ж, кумушка, в дорогу?-
    Ей с возу Курица кричит. –
    Ведь говорять, что у порогу
    Наш супостат”.
    (И.А.Крылов басня “Ворона и курица”; Смоленский князь – М.И.Кутузов)

2. Волк ночью, думая залезть в овчарню,
    Попал на псарню
    Поднялся вдруг весь псарный двор –
    Почуя серого так близко забияку,
    Псы залились в хлевах и рвуться вон на драку;
    Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!” –
    И в миг ворота на запор…
    (Крылов И.А. “Волк на псарне”. Символично изображены Кутузов и Наполеон))

3. “Мы долго молча отступали,
    досадно было, боя ждали,
    ворчали старики…”
    (“Бородино” М.Ю Лермонтов. Отступление русских до с.Бородино)

4. Хвала тебе, славян любовь,
    Наш Коновницын смелый!
    Ничто ему толпы врагов,
    Ничто мечи и стрелы.
    (Стихи Вас Андреевич Жуковский о генерале Петре Коновницыне)

– Выбывают те, кто имеет меньше всего звезд

Для зрителей

Назовите героев Отечественной войны ( Кутузов, Давыдов, Глина, Курин,…)

За каждый правильный ответ зрители получают жетон. Зритель, набравший наибольшее количество жетонов, имеет право подарить одну звезду любому участнику по своему выбору.

Тур 5. “Составь слово”

Из букв А Д Т О О А Р Б составить слова.  (Раб, рад, дар, бар, араб, добро, работа, торба, робот,….)

Выбывают те, кто имеет меньше всего звезд

Для сидящих в зале – приз тому, у кого в слове больше всего букв.

Финал “Преобразовать слово” – государство.

Начинает тот, у кого больше звезд.

Суд, дар, рад, руда, ура, дуст, вода, сода, соус, сосуд, гусар, суров, родство

III. Подведение итога мероприятия.

Награждение.

“Пламенная речь” победителя в честь 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Cписок литературы

  1. Детская энциклопедия России верные сыны. Герои Отечественной войны 1812г / Познавательный журнал для девочек и мальчиков №11, 2011.
  2. Лермонтов М.Ю. Сочинение в двух томах. Том первый / сост и комм. И.С. Чистовой; Вступ. Ст. И.С. Андроникова. – М.: Правда, 1988.
  3. Михайлов О. Славный год войны народной. М: 1987.
  4. Недаром помнит вся Россия…: Сборник / Сост.В.Г.Левченко и В.В. Володин.– М.: Мол.гвардия, 1987.-303с.
  5. Пушкин А.С. Евгений Онегин. / Поэмы, М.: Художественная литература, 1986.
  6. Русская басня ХVI–ХХ веков. – М.: Дрофа: Вече, 2002.– (Библиотека отечественной классической художественной литературы.)