Государственные гимны – отражение политики

Разделы: История и обществознание


Разработка создана в рамках образовательной технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, базовая модель технологии “Вызов – осмысление – рефлексия”, использована стратегия “ЗХУ” (Знаю – Хочу узнать – Узнал), внутри которой используется прием “параллельное чтение текстов”. Идея создания данной разработки возникла после обучения на курсах по гражданскому образованию, проводимых А.Н. Иоффе.

Используемые методы обучения:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.
  • Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).
  • Самостоятельной работы.

Приемы обучения:

  • Чтение.
  • Письмо - составление таблицы.

Формы работы:

  • Индивидуальные.
  • Коллективные.

Средства обучения и оборудование:

1. Текст гимнов (листы с текстом лежат в конвертах на партах. Перед началом занятия учитель просит не открывать конверты до определенного момента).

2. Классная доска

3. Компьютер с мультимедиа-проектором

Триединая дидактическая цель урока:

  • образовательная (информационная): на основе текстов государственных гимнов США и Франции определить основные ценностные ориентиры данных государств;
  • развивающая (коррекционно-управленческая): развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умения по работе с текстом, аналитические способности учащихся, мышление;
  • воспитательная (регулятивная): воспитывать нравственность, умение отличать истинные ценности от ложных, пацифизм.

ХОД УРОКА

I. СТАДИЯ – “ВЫЗОВ”

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

1. Работа начинается с просмотра слайд-шоу, в котором представлены отрывки из гимнов США и Франции, флаги данных государств и их гербы. На основе презентации учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что объединяет данные отрывки и иллюстрации?
  • К каким государствам они имеют отношение?
  • Предположите, что сегодня будет изучаться на уроке?
  • Можно ли на основе изучения государственной символике сделать выводы о политике данного государства, о системе общегосударственных ценностей?
  • Что вы знаете о государственной символике США и Франции, в особенности об их гимнах?

Ответ на пятый вопрос является заключительным для стадии “вызов”. Учитель на основе полученных ответов делает обобщение, акцентируя внимание на ответы о гимнах, говоря, что именно их изучению посвящено сегодняшнее занятие, которое будет строиться на основе анализа текстов и заполнения таблицы “Знаю – Хочу узнать – Узнал” (“ЗХУ”)

Время, отводимое на стадию “Вызов” - 5-7 минут.

II. СТАДИЯ – “ОСМЫСЛЕНИЕ”

Данная стадия является основной частью урока, позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность, создать условия для самостоятельной поисковой работы, развивать умения организации индивидуальной и коллективной деятельности.

1. На доске начерчена пустая таблица ЗХУ.

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
     

Учащимся предлагается перечертить таблицу в тетрадь и в течение трех минут заполнить на основе своего уровня знаний о государственных гимнах США и Франции и результатов беседы на стадии “Осмысление” первый и второй столбцы таблицы.

2. После выполнения работы начинается проверка. Несколько желающих читают содержание первого столбца, приходят к выводу о том, что из прочитанного знакомо большинству, учитель записывает на доске, те же операции проводятся и по второму столбцу таблицы. При заполнении второго столбца учитель поясняет, что таким образом мы выстраиваем маршрут дальнейшей работы.

3. Работа с текстом. Учитель предлагает учащимся взять с края парты конверты с текстом гимнов и индивидуально проанализировать. Для удобства анализа учащимся предлагается заполнить следующую таблицу:

Гимн Ценности Положения, вызывающие спорные чувства или отторжение Исторически справедливые факты Историческая несправедливость и претензии на что-либо
США        
Франция        

Предлагается, так же начать индивидуальное заполнение колонки таблицы ЗХУ “узнал”

ТЕКСТ

Гимн США
Усеянный звездами флаг
Перевод А. Маганова

Скажи, виден ли наш флаг в первых лучах рассвета,
Флаг, который так гордо реял вчера в последних лучах заката?
Флаг, чье полотнище, усеянное яркими звездами и украшенное широкими полосами,
Развевалось в дыму кровавой битвы,
Флаг, реявший ночью среди разрывов гранат, озаряемый вспышками ракет?
Скажи, вьется ли наш усеянный звездами флаг
Над землей свободных, над страной героев?

Чу! Что это, там, на берегу, едва видимое в дымке, окутавшей равнину,
Где высокомерный враг встретил свой конец и покоится в мертвой тишине,
Что это там трепещет от дуновения утреннего бриза,
То полностью раскрываясь, то сворачиваясь?
И вот, в свете первых лучей солнца видно, что это
Во всей своей славе развевается на ветру –
Наш усеянный звездами флаг! Да реет он всегда,
Над землей свободных, над страной героев!

А где же эта вражья стая, что так высокомерно похвалялась,
что ужас войны и смятение битвы
Сотрут с лица земли и нашу страну, и наши дома?
Следы их ног уже смыла их же кровь
И ничто не спасло эти трусливые и продажные души
От смятения бегства и мрака могилы.
Так рей же победно, наш усеянный звездами флаг,
Рей над землей свободных, над страной героев!

Да будет так всегда, когда свободолюбивый народ
Встает, защищая свой мирный дом от ужаса войны!
Пусть эта спасенная Небом земля, в лучах мира и славы,
Восславит Всевышнего, сотворившего нас и сохранившего нас едиными!
Мы всегда будем биться за правое дело
И пусть девизом нашим будет: “Только на Бога наше упование”!
Так рей же победно, наш усеянный звездами флаг,
Рей над землей свободных, над страной героев!

Гимн Франции
Марсельеза

О, дети родины, вперед! Настал день нашей славы;
На нас тиранов рать идет, Поднявши стяг кровавый!
Вам слышны ли среди полей Солдат свирепых эти крики?
Они сулят, зловеще дики, Убийства женщин и детей.

ПРИПЕВ

К оружью, граждане! Смыкайтеся в ряды вы!
Пусть крови вражеской напьются наши нивы!
Что нужно ей, орде рабов, И этих королей союзу?
Готовят стыд своих оков Они давно уже французу!
Да, то для нас! какой позор! Великий гнев в сердцах пылает:
Кто это заводить дерзает о нашем рабстве разговор?

ПРИПЕВ

Как! Нам предписывать закон хотят когорты иностранцев,
И из домов погнать нас вон Толпы наемных оборванцев!
Великий бог! Нас заковать! Ярмо нам наложить на выи,
Чтоб деспоты, тираны злые, Нам впредь могли повелевать!

ПРИПЕВ

Трепещет каждый пусть тиран С позорною своей толпою!
Пусть замыслы коварных стран оплатятся своей ценою!
солдатом каждый стал у нас: Погибнут юные герои,
Земля родит их новых вдвое, Дабы разбить оружьем Вас!

ПРИПЕВ

Французы! Ваш высокий дух у вас потребует пощады для тех,
о ком есть верный слух, Что воевать они не рады!
Не то – кровавый деспот сей, Буйе сообщники прямые,
Они не люди – тигры злые, что рвут грудь матери своей...

ПРИПЕВ

Святая к родине любовь, веди нас по дороге мщенья.
Свобода! Пусть за нашу кровь И за тебя им нет прощенья!
И пусть на твой могучий зов к знаменам прилетит Победа,
И взор надменного соседа увидит Славы к нам любовь.

ПРИПЕВ

На тот же путь и мы пойдем, как старших уж в живых не будет.
Их прах мы на пути найдем: Никто их доблесть не забудет.
Нам лучше, чем их пережить, За ними вслед сойти в могилы.
Все напряжем мы наши силы – Хоть умереть, да отомстить!

ПРИПЕВ

 После прочтения текстов и индивидуальной работы с таблицами учащимся предлагается озвучить и коллективно обсудить свой записи, результаты коллективного обсуждения вносятся в общую таблицу ЗХУ в колонку “узнал” и дополняются учащимися в своих индивидуальных таблицах ЗХУ.

III. СТАДИЯ – “РЕФЛЕКСИЯ”

На данной стадии урока учащиеся оцениваю свою работу, намечают дальнейший путь изучения темы.

учитель: можем ли мы сказать, что полностью справились с заполнением нашей таблицы? какие еще вопросы остались не изученными или непонятыми?

учащиеся: мы хотели бы подробнее изучить историю создания гимнов, факты, связанные с изложенным в их строках (возможный вариант ответа);

учитель: изменилось ли ваше представление о США и Франции в ходе сегодняшнего занятия?

учащиеся: отвечают все вместе, возможны индивидуальные ответы учащихся, у которых осталось много невыясненных вопросов;

учитель: кем вы были на сегодняшнем занятии: пассивными получателями учебной информации или активными исследователями?

учащиеся: оценивают свою активность.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Заключительное слово учителя о том, что удалось сделать на занятии, а что нет.

2. Слова благодарности в адрес учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении.

3. Несколько слов о домашнем задании:

- записать вопросы по теме занятия, на которые вы хотели бы найти более полный ответ; по возможности подобрать источники, которые помогут подробнее изучит гимны.