Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель: работа с первоисточниками, формирование надпредметного умения интерпретации фактического материала, воспитание интереса к отечественной истории.

Оборудование: медиапроектор, DVD с кинофильмами, портретная галерея, карта Бородинской битвы, книжная витрина.

Учитель.

В этом году мы отмечаем славную дату нашей истории: 200- лет великой победы русской армии над французским войском в Отечественной войне 1812 года. Это событие состоялось благодаря подвигам русских солдат и офицеров и беспримерному героизму всего народа, вставшего на защиту своего отечества. Имена многих талантливых военачальников вошли в мировую историю, но эти два полководца занимают в ней особое место. Сегодня мы говорим о Михаиле Илларионовиче Кутузове и о Наполеоне Бонапарте. Наше занятие состоит из пяти частей, включающих разнообразные виды деятельности, поэтому у каждого учащегося была возможность выбрать интересное для себя направление. Давайте посмотрим выступления.

I. Биография. Личность. Карьера.

1-й уч.

Представляет книгу Н.А.Троицкого «Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты».

Кратко пересказывает замысел автора, обращает внимание аудитории на попытку автора развенчать некоторые недостоверные сведения. Рассказывает о малоизвестных эпизодах жизни Кутузова, зачитывает строки из личных писем, дневниковых записей, и воспоминаний современников. Приводит перечень заслуг и наград фельдмаршала. Особо подчеркивает фрагменты, иллюстрирующие отношения Кутузова с простыми и с властными людьми.

2-й уч.

Знакомит учащихся с книгой А.З. Манфреда «Наполеон Бонапарт», признанной лучшим биографическим сборником. Рассказывает о семье, о юности, о военных успехах и о политических амбициях Наполеона. Цитирует статьи историков, в которых выражаются разные оценки Наполеона как человека и полководца. Отмечает достижения Наполеона на посту государственного деятеля Франции.

Просмотр отрывков из художественных фильмов о войне 1812 года.

Вопросы.

  • Находите ли вы, черты сходства в характерах Кутузова и Наполеона?
  • Какая главная причина выбора военной карьеры у Кутузова и у Наполеона?
  • Какие наиболее выдающиеся личные качества вы могли бы отметить у Кутузова и у Наполеона?

II. Война. События. Даты.

1-й уч. Работает с картой Бородинского сражения.

Указывает на места дислокации противоборствующих сторон, рассказывает о военных планах русских и французов, показывает продвижения войск, называет даты и места боевых действий.

2-й уч.

Демонстрирует на экране таблицы, содержащие сведения о численности, вооружении и потерях воюющих армий. Читает фрагменты исторических документов, свидетельства очевидцев и участников баталий.

Вопросы.

  • Чем объясняется тактика и стратегия военных действий одной и другой стороны?
  • В чем проявилось военное мастерство полководцев?
  • Что вы можете сказать о душевном состоянии русского и французского воина после Бородинского сражения?

III. Два взгляда.

Учащимся предлагается прослушать CD. Актеры читают отрывки из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и из книги Е.В.Тарле «Нашествие Наполеона на Россию». Текст подобран таким образом, чтобы можно было понять отношение авторов к одним и тем же персонажам.

Вопросы.

  • Сравните описания М.И. Кутузова и Наполеона глазами писателя и историка.
  • Совпадают ли эти образы с вашими личными представлениями

IV. Конкурс синквейнов.

Класс делится на группы для составления синквейнов.

Темы на выбор:

  • Бородино.
  • Кутузов.
  • Наполеон.
  • Партизаны.
  • Победа.

Сочинения зачитываются вслух, лучшая работа выбирается голосованием.

V. Наши таланты.

Группа учащихся выбрала творческое задание. Они представляют композицию из художественных, литературных и музыкальных номеров.

Рисунки на тему войны 1812 года: «25 августа 1812 года ».

  • «Москва до и после пожара».
  • «Раненный солдат».
  • «Триумфальная арка».

Декламация стихов поэтов:

  • Г.Р. Державина
  • А. Майкова
  • В.В. Капниста
  • Н.Н. Шатрова
  • Н.Ф. Глинки .

Фортепьянное исполнение:

  • П.И. Чайковский «Торжественная увертюра».
  • П.А. Апостолов «Бородинский марш».

Хоровое пение:

  • В. Кочетов «Партизанская песня 1812 г».
  • Народная песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Заключительное слово учителя.