Цель: работа с первоисточниками, формирование надпредметного умения интерпретации фактического материала, воспитание интереса к отечественной истории.
Оборудование: медиапроектор, DVD с кинофильмами, портретная галерея, карта Бородинской битвы, книжная витрина.
Учитель.
В этом году мы отмечаем славную дату нашей истории: 200- лет великой победы русской армии над французским войском в Отечественной войне 1812 года. Это событие состоялось благодаря подвигам русских солдат и офицеров и беспримерному героизму всего народа, вставшего на защиту своего отечества. Имена многих талантливых военачальников вошли в мировую историю, но эти два полководца занимают в ней особое место. Сегодня мы говорим о Михаиле Илларионовиче Кутузове и о Наполеоне Бонапарте. Наше занятие состоит из пяти частей, включающих разнообразные виды деятельности, поэтому у каждого учащегося была возможность выбрать интересное для себя направление. Давайте посмотрим выступления.
I. Биография. Личность. Карьера.
1-й уч.
Представляет книгу Н.А.Троицкого «Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты».
Кратко пересказывает замысел автора, обращает внимание аудитории на попытку автора развенчать некоторые недостоверные сведения. Рассказывает о малоизвестных эпизодах жизни Кутузова, зачитывает строки из личных писем, дневниковых записей, и воспоминаний современников. Приводит перечень заслуг и наград фельдмаршала. Особо подчеркивает фрагменты, иллюстрирующие отношения Кутузова с простыми и с властными людьми.
2-й уч.
Знакомит учащихся с книгой А.З. Манфреда «Наполеон Бонапарт», признанной лучшим биографическим сборником. Рассказывает о семье, о юности, о военных успехах и о политических амбициях Наполеона. Цитирует статьи историков, в которых выражаются разные оценки Наполеона как человека и полководца. Отмечает достижения Наполеона на посту государственного деятеля Франции.
Просмотр отрывков из художественных фильмов о войне 1812 года.
Вопросы.
- Находите ли вы, черты сходства в характерах Кутузова и Наполеона?
- Какая главная причина выбора военной карьеры у Кутузова и у Наполеона?
- Какие наиболее выдающиеся личные качества вы могли бы отметить у Кутузова и у Наполеона?
II. Война. События. Даты.
1-й уч. Работает с картой Бородинского сражения.
Указывает на места дислокации противоборствующих сторон, рассказывает о военных планах русских и французов, показывает продвижения войск, называет даты и места боевых действий.
2-й уч.
Демонстрирует на экране таблицы, содержащие сведения о численности, вооружении и потерях воюющих армий. Читает фрагменты исторических документов, свидетельства очевидцев и участников баталий.
Вопросы.
- Чем объясняется тактика и стратегия военных действий одной и другой стороны?
- В чем проявилось военное мастерство полководцев?
- Что вы можете сказать о душевном состоянии русского и французского воина после Бородинского сражения?
III. Два взгляда.
Учащимся предлагается прослушать CD. Актеры читают отрывки из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и из книги Е.В.Тарле «Нашествие Наполеона на Россию». Текст подобран таким образом, чтобы можно было понять отношение авторов к одним и тем же персонажам.
Вопросы.
- Сравните описания М.И. Кутузова и Наполеона глазами писателя и историка.
- Совпадают ли эти образы с вашими личными представлениями
IV. Конкурс синквейнов.
Класс делится на группы для составления синквейнов.
Темы на выбор:
- Бородино.
- Кутузов.
- Наполеон.
- Партизаны.
- Победа.
Сочинения зачитываются вслух, лучшая работа выбирается голосованием.
V. Наши таланты.
Группа учащихся выбрала творческое задание. Они представляют композицию из художественных, литературных и музыкальных номеров.
Рисунки на тему войны 1812 года: «25 августа 1812 года ».
- «Москва до и после пожара».
- «Раненный солдат».
- «Триумфальная арка».
Декламация стихов поэтов:
- Г.Р. Державина
- А. Майкова
- В.В. Капниста
- Н.Н. Шатрова
- Н.Ф. Глинки .
Фортепьянное исполнение:
- П.И. Чайковский «Торжественная увертюра».
- П.А. Апостолов «Бородинский марш».
Хоровое пение:
- В. Кочетов «Партизанская песня 1812 г».
- Народная песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Заключительное слово учителя.