Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство

Ключевые слова: умники и умницы


Пояснительная записка

Цели мероприятия: повысить правовую грамотность у учащихся; формировать у учащихся понимание важности граждан в избирательном процессе

Задачи:

  • познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ;
  • раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
  • сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  • развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, плакаты с высказываниями известных философов о значимости выборов в истории государства, об избирательных правах простого народа («Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован» (Барух.) «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех» (Джон Кеннеди).

Актуальность темы игры доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать.

Время реализации – 40 - 45 минут

Участники игры: учащиеся 10-11 классов

Условия игры: В игре участвуют 3 игрока, называемых агонистами. Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется судьями по итогам 2 конкурсов «Пролога»: «конкурса права» и «конкурса красноречия», «домашнее задание»):

2 этап 3 этап 4 этап
1 этап 2 этап 3 этап
  1 этап 2 этап
    1 этап
  • зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
  • жёлтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
  • красная — из двух, но ошибаться нельзя.

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком. Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.

В игре также участвуют и зрители, называются «теоретиками». За правильный ответ на вопрос, на который не может ответить агонист, теоретику вручается по ордену.

В конце объявляется «Эпилог» — по 3 вопроса, за правильный ответ даётся медаль, если второй правильный — медаль меняется на орден.

Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей. Ведет игру ведущий (учитель) и помощник (чтец).

Сценарий игры

Чтец: Имеем право мы иметь права,
но ведь морально люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
мы очень многое обязаны. 

Ведущий: В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня тема нашей игры выборы в нашей стране, избирательное право и избирательная система, демократические выборы. Итак, мы начинаем.

«Пролог»

1 конкурс права. (Ответить на 5 вопросов, т.е. дать краткий ответ) (слайд 2)

  1. С какого возраста гражданин РФ получает право избирать? (18)
  2. С какого возраста гражданин РФ получает право быть избранным? (18, 21, 35)
  3. Когда в России пройдут очередные выборы президента. (4 марта 2012 года)
  4. Сколько человек в ЦИК? (15)
  5. Сколько депутатов избирается в ГД РФ? (450)

Конкурс красноречия (домашнее задание): Участникам предлагалось придумать обращение к избирателям.

Председатель «ареопага» — жюри объявляет, кому первому выбирать дорожку, кому – второму, оставшемуся игроку достается то, что не выбрали 2 первых.

Ведущий напоминает каждому «условия дорожек»

Ведущий: Дорожки разыграны. Интеллектуалы перед вами, они готовы продемонстрировать свои знания избирательных прав, механизма формирования политической власти, проведения выборов в РФ.

Каждому игроку предлагается три темы на выбор.

Задания для игрока на «зеленой дорожке».

I агон

«Выборы вчера и сегодня» (слайд 3)

Найти ошибку в утверждении (слайд 4)

“В законодательстве о выборах предусмотрен “процентный барьер”, (например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент”. (7% барьер)

«Закон и выборы»

Кто представляет исполнительную власть? (Правительство)

«Верно-неверно» (слайд 5)

Верно ли утверждение?

Избирать Президента Российской Федерации, участвовать в различных избирательных действиях может гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет. (Да)

Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 6)

«Закон и выборы»

«В какое время открыты избирательные участки?» (С 8.00–20.00)

«Органы государственной власти» (слайд 7)

Составить логическую цепь элементов структуры избирательных комиссий:

Ы. избирательные комиссии субъектов РФ

О. территориальные (район, город) избирательные комиссии

Р. участковые избирательные комиссии

В. центральная избирательная комиссия РФ

Б. окружные избирательные комиссии

(ВЫБОР)

«Политики» (слайд 8)

На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?

  1. Григорий Алексеевич Явлинский – советский и российский политический деятель, экономист, лидер блока «Яблоко»
  2. Анатолий Борисович Чубайс – советский и российский политический и хозяйственный деятель, бывший председатель правления РАО «ЕЭС России, бывший глава администрации президента РФ, с 2011 г. председатель правления АОА «РОСНАНО»
  3. Валентина Ивановна Матвиенко – советский и российский государственный деятель, политик, дипломат. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ с 21 сентября 2011 г. в 1998-2003 гг. – заместитель Председателя Правительства РФ, 2003-2011 гг. – губернатор и председатель Правительства Санкт-Петербурга)

Задания для игрока на «красной дорожке» (слайд 9)

«Выборы вчера и сегодня» (слайд 10)

Найти ошибку в утверждении.

“Для проведения выборов в государственную думу образуют избирательные округа. В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе”. (Все по пропорциональной системе)

«Закон и выборы»

Какие органы представляют законодательную власть? (Федеральное Собрание: Совет Федерации, Государственная Дума)

«Политики» (слайд 11)

На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?

  1. (Владимир Ильич (Ульянов) Ленин – российский политический деятель. С 1917 года – председатель первого советского правительства
  2. Екатерина II Великая – императрица всероссийская с 1762 г. по 1796 г.
  3. Михаил Сергеевич Горбачев – советский и мировой политический и общественный деятель. Первый и последний президент СССР)

II агон

Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 12)

«Закон и выборы»

Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора)

«Верно-неверно» (слайд 13)

Верно ли утверждение?

При голосовании на выборах Президента Российской Федерации не предусмотрена возможность использования открепительного удостоверения. (Нет)

«Политики» (слайд 14)

На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?

  1. Дмитрий Анатольевич Медведев – российский государственный и политический деятель, третий Президент РФ, избран на выборах 2 марта 2008 года.
  2. Владимир Владимирович Путин – российский государственный и политический деятель. С 2000 по 2008 гг. – второй Президент РФ, с 8 мая 2008 г. – председатель Правительства РФ, кандидат в Президенты РФ 4 марта 2012 г.
  3. Сергей Кужугетович Шойгу – с 1994 года министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий (МЧС)

Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 15)

«Выборы вчера и сегодня» (слайд 16)

Найти ошибку в утверждении.

”В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, мэры”. (Губернаторов назначает Президент)

«Закон и выборы»

Гражданин опустил в урну для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете? (Никак, бюллетень считается испорченным)

«Верно-неверно» (слайд 17)

Верно ли утверждение?

Предвыборная агитация в день голосования и в предшествующий ему день не запрещается. (Нет)

Задания для игрока на «красной дорожке» (слайд 18)

«Закон и выборы»

Может ли проголосовать вместо одного человека другой? (Нет, т.к. необходимо предъявить паспорт)

«Искусство и политика»

Эту форму государственного правления В.В. Маяковский сравнивал с русским хлебобулочным изделием. Какую с каким? (“Одному бублик, другому – дырка от бублика. Это и есть демократическая республика”.)

«Философия и политика» (слайд 19)

Продолжи высказывание философа Гельвеция «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности …» (для твоих удовольствий, для твоего благополучия).

III агон

Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 20)

«Политики» (слайд 21)

На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?

  1. Борис Всеволодович Громов – российский военачальник и политик, генерал-полковник, губернатор Московской области с января 2000 года, Герой Советского Союза (3 марта 1988 г.)
  2. Борис Ефимович Немцов – российский политик, государственный и общественный деятель, бизнесмен, с 1997 по 1998 гг. – заместитель председателя правительства России.
  3. Сергей Семенович Собянин – российский политический и государственный деятель, мэр Москвы с 21 октября 2010 г.)

«Верно-неверно» (слайд 22)

Верно ли утверждение?

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. (Да)

«Органы государственной власти» (слайд 23)

Что не относится к ведению Государственной Думы?

  • а) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • б) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • в) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • г) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
  • д) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;
  • е) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории РФ.

(а, д, е)

Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 24)

«Закон и выборы»

Кто может быть членом избирательной комиссии? (Любой гражданин РФ)

«Верно-неверно» (слайд 25)

Верно ли утверждение?

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. (Да)

«Органы государственной власти» (слайд 26)

Составить логическую цепь этапов избирательного процесса:

К. назначение сроков выборов

Ы.подведение итогов

Т. голосование

Д. выдвижение кандидатов в президенты

А. составление списков избирателей

Н. образование избирательных участков

И. сбор подписей в подписных листах

Д. регистрация кандидатов

А. предвыборная агитация

(КАНДИДАТЫ)

IV агон

Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 27)

«Закон и выборы»

Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)

«Верно-неверно» (слайд 28)

Верно ли утверждение?

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не обязан собирать в свою поддержку подписи избирателей. (Нет)

«Органы государственной власти» (слайд 29)

Что не относится к ведению Совета Федерации?

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • в) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • г) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • д) объявление амнистии;
  • е) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. (Ответ: б, д, е)

Ведущий: Основоположник теории народного суверенитета и учения о народовластии Ж.Ж.Руссо считал, что народ как носитель и выразитель общей воли «может быть представляем только самим собою». Народ сам представляет верховную власть в обществе и государстве и имеет право не только изменить форму правления, но и вернуть себе естественное состояние и свободу.

Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве. Народ использует эту власть исключительно в собственных интересах и не делит ее ни с кем. Никто кроме народа или без его согласия не может претендовать на власть. Согласно ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»

А сейчас у меня осталось несколько вопросов для «теоретиков» и я объявляю «Эпилог».

  1. Назовите имя первого Президента РФ. (Б.Н. Ельцин)
  2. Когда Б.Н. Ельцин был избран Президентом РФ? (12 июня 1991 года всенародным голосованием избирается первым Президентом РФ).
  3. В каком году Борис Ельцин вновь был избран главой государства? (3 июля 1996 года Борис Ельцин вновь был избран главой государства).
  4. В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
  5. Какой документ был принят 12 июня 1990 г.? (Декларация о государственном суверенитете России)
  6. О чем идет речь?
  • состоит из 15 человек;
  • 5 человек назначаются ГД, 5 - Советом Федерации, 5 - Президентом;
  • срок полномочий 4 года;
  • все члены, квалифицированные юристы, все имеют высшее юридическое образование;
  • возглавляет председатель, есть также заместитель председателя и секретарь;
  • действует на постоянной основе и руководит деятельностью избирательных комиссий. (Центральная избирательная комиссии).
  1. Кто назначает референдум Российской Федерации? (Президент РФ)
  2. О ком идет речь?
  • гражданин РФ;
  • не находится в местах лишения свободы;
  • дееспособный;
  • ему не менее 18 лет.
  • обладает активным избирательным правом. (Избиратель)
  1. Назовите максимальную цифру избирателей, которые могут быть зарегистрированы на территории одного избирательного участка? (3000 человек)

Чтец: Два мира есть у человека: 
Один, который нас творил, 
Другой, который мы от века 
Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)

Ведущий: (слайд 30) А теперь пусть каждый из присутствующих на данном мероприятии сделает свой выбор: на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да» - быть активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов». Спасибо всем за игру.

Используемая литература

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.
  2. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2002.
  3. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.
  4. Интернет-сайт: http://www.school39.slav.kubannet.ru/metod/?num=nesterova/urok1.php
  5. Интернет-сайт: http://mexlicey9.narod.ru/forum/IZBIRAT_PRAVO.htm
  6. Интернет-сайт: http://www.uchportal.ru/load/200-1-0-22848

Презентация.