Итоговый урок обществознания "Социальные группы и их классификация". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели:

  • повторение, систематизация, закрепление знаний учащихся о социальных группах и их классификации;
  • формирование навыков выполнения заданий части В и С Единого государственного экзамена;
  • развитие умений осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать социальную информацию, делать выводы;
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ):

  • Социальная стратификация и мобильность
  • Социальные группы
  • Молодежь как социальная группа
  • Этнические общности

Оборудование и материалы:

  • Медиапроектор
  • Презентация «Социальные группы и их классификация»
  • Раздаточный материал: таблицы, схемы, тексты

Ход урока

I. Организационный момент

II. Выполнение заданий части В (Приложение 1)

1. Работа с основными понятиями (задание по рядам)

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятия:
I ряд II ряд III ряд
Социальная структура Социальные группы Социальная стратификация
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о
Социальной структуре Социальной группе Социальной стратификации

2. Завершите схему (фронтальная работа)

3. Заполните пропуски в таблице: «Критерии выделения социальных групп» (фронтальная работа)

Критерий Примеры социальных групп
Врачи, учителя
Этносоциальный
Христиане, мусульмане
Стратификационный

(Ответы: Половозрастной (демографический), профессиональный, территориальный (поселенческий), религиозный)

4. Заполните пропуски в таблице: «Критерии страификации» (фронтальная работа)

Основания стратификации Краткая характеристика
Количество денежных поступлений за определённый период времени
Число лет обучения в школе, колледже или вузе, полученные профессия, учёная степень и звание
Возможность навязывать волю или решение другим людям независимо от их желания
Уважение к занимаемому человеком социальному положению, его роду деятельности, сложившееся в общественном мнении

(Ответы: доход, образование, власть, престиж профессии)

5. Проанализируйте таблицу «Современная теория стратификации» и выполните задания (работа в парах)

Класс Слой Доля в структуре населения Кто входит
Высший Высший Менее 1% Получившие богатство по наследству
Низший 2–4% Топ-менеджеры, выдающиеся деятели науки, культуры, политическая элита
Средний Высший 15–25% Высокооплачиваемые представители умственного труда и бизнесмены
Низший 26–40% «Белые воротнички», менеджеры, инженерно-технические работники
Низший Высший 20–25% Работники физического труда
Низший 5–10% Лица, не имеющие никакой собственности и живущие случайными заработками и т.п.

Определите:

а) критерии, положенные в основу этой теории стратификации
б) отличия между высшим и низшим слоями каждого из трёх классов

6. Проанализируйте статистические данные и выполните задания (индивидуальная работа)

На вопрос социологов: «Как Вы поведёте себя в случае резкого ухудшения условий жизни?» – отвечали представители молодёжи страны Z и страны Y. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Ответы

Страна Z (%) Страна Y (%)
Вступят в политические партии 1 2
Примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях) 8 18
Возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов 14 5
Примут решение о выезде в другую страну 10 5
Будут изыскивать способы дополнительного заработка 62 60
Никак не будут реагировать, будут терпеть дальше 5 10

1. На основе данных таблицы сделайте выводы:

а) о сходстве взглядов представителей молодёжи двух стран:
б) о различии их взглядов:

2. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите предположение о возможных причинах:

а) сходства взглядов:
б) различия взглядов:

7. В пригороде Брюсселя в доме врача каждый месяц собираются потомки русских эмигрантов, живущие во Франции, в Германии, Швейцарии. Они хорошо знают русский язык, поют русские песни, читают стихи русских поэтов. Они считают себя русскими и гордятся этим.

Вопросы: (работа у доски)

1. К какой социальной общности можно отнести это объединение?

Объясните с опорой на условие задачи, какие признаки позволили вам это определить.

2. Назовите основные виды этнических общностей.

III. Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните задания к нему (самостоятельно).

«Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько отмобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социальная функция молодежи в обществе».

(Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи. М., 1995)

1) Какие два типа обществ выделяет автор? В чем видит различия между ними с точки зрения отношения к молодежи? 2) В чем автор видит основную функцию молодежи в обществе? Что ей помогает реализовать эту функцию? 3) Как, по мысли автора, должны относиться реформаторы к потенциалу молодых? Опираясь на знания из курсов обществознания и истории, покажите, что вовлечение молодых в политические процессы не всегда ведет к положительным последствиям. 4) Автор считает, что в традиционном обществе молодежь можно отнести к потерянным поколениям. Чем он обосновывает это положение? Разделяете ли вы этот вывод?

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Высказывание: «Образование создает разницу между людьми» (Дж. Локк).

Раскройте смысл высказывания, сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором, обоснуйте это отношение.

Литература:

  1. Котова О.А., Лискова Т. Е. Обществознание. 11 класс. Курс комплексной подготовки – М.: Национальное образование, 2012 .
  2. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
  3. Семке Н.Н., Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. – М.: Издательство: Эксмо, 2010 г.