Цель урока: знакомство с программой по обществознанию для 11 класса и особенностью учебника «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке».
План проведения урока:
- Культура. Понятие многообразия формы (повторение материала 10 класса).
- Понятие толерантности в современном мире (повторение изученного материала 10 класса).
- Информационное общество.
- Средства массовой информации как основной элемент социального и политического устройства информационного общества.
Ход урока
1. Вводное слово учителя: представление нового учебника «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке».
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимодействие между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Современный мир во всём своём многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Вопрос:
- Что такое глобализация?
Глобализация охватывает во всех сферах жизни человеческого общества. Но чем интенсивнее она проходит в материальной и технико-экономической сфере, тем глубже осознаются и проявляются различая стран, сообществ и регионов в области духовной культуры и традиционной социальной организации и особенно культуры политической.
Беседа:
- Что такое культура?
- Какие формы культуры вам известны?
- Какие виды культуры вы можете назвать?
- Назовите функции культуры?
Подведение итогов беседы с выходом на понятие толерантности.
Итак, вы видите, что глобализация соединяет людей в единое человечество, но не устраняет различий между людьми и разными типами человеческих сообществ. Культурное многообразие одно из главных проявлений многообразия форм человеческой жизни. Каждая культура вносит свой особый вклад в мировое развитие. Унификация и ликвидация культурных различий означала бы обеднение человеческого существования, сведение многокрасочной картины мира к одному серому цвету, сужение возможностей самореализации человека и, в конечном счёте, к торможению и остановке общественного развития.
2. Век от века, тысячелетие от тысячелетия, человечество проходит великое испытание – испытание человечностью. Оно хорошо знает понятие род, но забывает о лишь внешне семантически похожем понятии «родство». Люли являют собой не только род, но и родство на планете по имени Земля. Известно, что каждого человека отделяет от другого человека на Земле семь рукопожатий. Проанализировав около 30 миллиардов текстовых сообщений в сети Интернет, исследователи убедились в том, что любые два человека связаны друг с другом через цепочку в 6 – 7 человек. Это свидетельствует о том, что люди связаны между собой гораздо теснее, чем мы думаем. Освоим ли мы когда-нибудь формулу, связывающую всё живое: Мы с вами одной крови, Вы и Я. Сумеем ли мы стать не только собратьями по крови, но и собратьями по духу? Сможет ли Земля, разделённая разными регионами, этническими, мировоззренческими «квартирами», заслужить имя ОБЩЕГО ДОМА.
Для ответа на этот гамлетовский вопрос напряжём свою историческую память и вспомним, что человечество во все времена, стремясь стать человечным вместо человеколюбия, человекопонимания, человековосприятия часто наталкивалось на чудовищные проявления человекофобии.
Приведите примеры из истории.
Пик ксенофобии XXI века – 11 сентября 2001 г., уничтожение фундаменталистами тысяч людей в башнях Близнецов в Нью-Йорке, волны мигрантофобии, агрессии и этнических конфликтов во Франции, всплески неонацизма в Германии.
И наконец, историческое вчера – 22 июля 2011 года: на остове Утоя в Норвегии Андерс Брейвик, имевший в детстве прозвище «Mord» (убийство), хладнокровно расстрелял 76 человек ради того, чтобы «спасти» Европу от угрозы марксизма, исламской колонизации и, главное, политики мультикультуризма.
Приведите примеры из современной истории нашей страны.
В этой социально-политической ситуации необходимо обратиться к отстаиваемой политиками, философами, естествоиспытателями разных времён идеологии толерантности. «Мы разные, но равные»!
Что это за идеология в вашем понимании?
Толерантность это терпение, универсальная норма поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, она является потенциалом развития многочисленных форм симбиоза, сосуществования, социального и политического взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных видов, рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений.
Функции толерантности в историко-эволюционном процессе:
а) обеспечение устойчивого развития человека, разных социальных групп и «человечества как системы разнообразия» в изменяющемся мире;
б) право и ценность каждого человека как индивидуальности, право «быть Иным»;
в) баланс и гармонизация интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а также в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия отдельных личностей, больших и малых социальных групп;
г) возможность диалога, переговоров, накопления потенциала солидарности, согласия и доверия различных мировоззрений и культур.
Таким образом, в контексте историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем, толерантность рассматривается как механизм поддержки и развития разнообразия этих систем, обеспечивающая расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях и их устойчивость.
Символ толерантности – радуга.
Боги толерантности: Л.Н. Толстой, Вольтер, Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Януш Кочак.
Влюблённым можешь ты не быть, но толерантным быть обязан!
Образом толерантности можно считать предложенный Д.С.Лихачёвым образ Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Когда мы идём по Невскому, то поражаемся тому, насколько точно градостроители Санкт-Петербурга построили проспект как подлинный символ единства разнообразия культур в России. На этот момент и обращает внимание наш выдающийся современник академик Д.С.Лихачёв. он пишет о том, что Невский проспект являет собой символ общей судьбы разных культур и народов России: «…в XIX веке на Невском проспекте, проспекте веротерпимости… была и голландская церковь, и католическая, и армянская,… и две православные – Казанский собор и Знаменская церковь»
Действительно, Невский проспект выступает как символ поразительного многообразия человеческой природы, разнообразия культур. Думается, что не исказим истины если назовём Невский проспект дорогой к храму гражданского общества.
Вывод: слова апостола Павла о том, что нет для Христа ни эллина,ни иудея, ни скифа ни самарянина, ни раба, ни свободного, ибо все они едины. Толерантность – это жизнь по формуле рассудка; ксенофобия – жизнь по формуле предрассудка.
3. Мы живём в XXI веке. Как можно назвать наш век? Если сравнить его с большим кораблём то можно сказать: «Как назовёшь корабль, так он и поплывёт».
Ответы учеников.
Учитель, обобщая ответы: постиндустриальное общество, информационное общество, век коммуникаций, сетевое столетие.
Вопросы:
- Охарактеризуйте информационное общество.
- Что становится основной ценностью информационного общества?
Слайд. (Приложение 1)
4. Беседа:
- Что такое СМИ?
- Как средства массовой информации участвуют в социализации?
- Как средства массовой информации обеспечивают взаимодействие власти и гражданского общества?
Игра «Испорченный телефон». Учитель предлагает выйти к доске желающих (8 человек). Первый ученик получает от учителя «информацию», которую должен запомнить и быстро передать стоящему рядом, так, чтобы последний участник получил сообщение за 1 минуту и озвучил услышанное. Текст сообщения: «Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению».
После того как учитель представил классу оригинал «информации» учащиеся имеют возможность сравнить ее с результатом работы «телефона».
1. Почему информация оказалась искаженной? Кто несет за это ответственность?
2. Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы ежедневно получаем? Можно ли ей доверять, и насколько она достоверна? Должна ли информация иметь ограничения? Что такое мнение и факт? Как человеку сделать свой выбор и как относиться к СМИ? Эпиграфы сегодняшнего урока. Обратите внимание: вы сейчас не будете записывать их в тетрадь, но после работы над темой урока, определив свое отношение к проблеме, вы сделаете свой выбор и впишете тот, который, на ваш взгляд, является наиболее точным.
Работа с понятиями.
Работа с понятиями: средства массовой информации (СМИ), информация, власть, гражданское общество, «четвертая власть».
Этапы этой работы: обсуждение, работа со словарями, текстом учебника (стр.194-195)
Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают и распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. (Большой толковый социологический словарь, Т.2. – М., 1999).
Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.
В узком смысле информация– совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества.
В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)
Власть – это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений ((Словарь русского языка С.И.Ожегов М., 1990))
– способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия… (Советский энциклопедический словарь, М., 1989)
Гражданское общество – сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.
– непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.
«Четвертая власть» – формулируют самостоятельно.
Учитель: в современном обществе СМИ оказывают большое влияние на формирование массового сознания. Во многом СМИ являются кузнецой ментальности.
Основной закон СМИ – легче сформировать новую установку, чем изменить старую.
Давайте посмотрим как можно сформировать определённые понятия:
Учитель – как назывался у ваших родителей школьный документ, в который выставляли оценки за четверть?
Ученики – табель
Учитель – как называется провод, ведущий от электроприбора к розетке?
Ученики – кабель
Учитель – кто убил Каина?
Ученики – … (Авель)
Или: вы в холодный, дождливый осенний вечер остались одни на даче. Стук в окно. Кто-то страшным голосом спрашивает: «Дрова нужны»? Что вы ответите? (Нет). Утром вы проснулись, а ваших дров нет. И это не будет воровством.
Так строят отношения СМИ. Поэтому очень важна работа с СМИ т.к. сегодня это ещё и канал неформального образования.
Учитель:
1. Приведите примеры, показывающие влияние СМИ на массовое сознание?
2. Приведите 5 аргументов, в чём польза и вред, которые могут принести СМИ.
Вывод: Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может. Выход – критическое осмысление информации.
1. Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?
Работа с документами, представленными в учебнике стр. 198: Всеобщая декларация прав человека, Конституция Р.Ф., Уголовный кодекс Р.Ф. Ответы на вопросы стр. 199.
2. Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельности СМИ?
3. В чем состоит ответственность СМИ?
4. Как соотносится свобода поиска информации с защитой неприкосновенности частной жизни?
5. Какими сайтами, блогами в Интернете вы пользуетесь, к каким социальным сетям имеете доступ?
Подведение итогов урока.
Использованная литература:
- А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. «Исскуство жить с непохожими людьми: психология толерантности» библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009 г.
- Журнал Дети в информационном обществе №5 Фонд развития Интернет июль-сентябрь 2010 г.
- Журнал Дети в информационном обществе №6 Фонд развития Интернет октябрь-декабрь 2010 г.
- Журнал Дети в информационном обществе №7 Фонд развития Интернет январь-март 2011 г.
- Л.В. Поляков. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Москва «Просвещение» 2008.
- Материалы курсов повышения квалификации тьюторов «Актуальные вопросы изучения новейшей истории России и обществознания» ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» М. 2008.