Культура. Средства массовой информации и их роль в современном мире

Разделы: История и обществознание


Цель урока: знакомство с программой по обществознанию для 11 класса и особенностью учебника «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке».

План проведения урока:

  1. Культура. Понятие многообразия формы (повторение материала 10 класса).
  2. Понятие толерантности в современном мире (повторение изученного материала 10 класса).
  3. Информационное общество.
  4. Средства массовой информации как основной элемент социального и политического устройства информационного общества.

Ход урока

1. Вводное слово учителя: представление нового учебника «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке».

рис.1

В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимодействие между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Современный мир во всём своём многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Вопрос:

  1. Что такое глобализация?

Глобализация охватывает во всех сферах жизни человеческого общества. Но чем интенсивнее она проходит в материальной и технико-экономической сфере, тем глубже осознаются и проявляются различая стран, сообществ и регионов в области духовной культуры и традиционной социальной организации и особенно культуры политической.

Беседа:

  1. Что такое культура?
  2. Какие формы культуры вам известны?
  3. Какие виды культуры вы можете назвать?
  4. Назовите функции культуры?

Подведение итогов беседы с выходом на понятие толерантности.

Итак, вы видите, что глобализация соединяет людей в единое человечество, но не устраняет различий между людьми и разными типами человеческих сообществ.  Культурное многообразие одно из главных проявлений многообразия форм человеческой жизни. Каждая культура вносит свой особый вклад в мировое  развитие. Унификация и ликвидация культурных различий означала бы обеднение человеческого существования, сведение многокрасочной картины мира к одному серому цвету, сужение возможностей самореализации  человека и,  в конечном счёте, к торможению и остановке общественного развития.

2. Век от века, тысячелетие от тысячелетия, человечество проходит великое испытание – испытание человечностью. Оно хорошо знает понятие род, но забывает о лишь внешне семантически  похожем понятии «родство». Люли являют собой не только род, но и родство на планете по имени Земля. Известно, что каждого человека отделяет от другого человека на Земле семь рукопожатий. Проанализировав около 30 миллиардов текстовых сообщений в сети Интернет, исследователи убедились в том, что любые два человека связаны друг с другом через цепочку в 6 – 7 человек. Это свидетельствует о том, что люди связаны между собой гораздо теснее, чем мы думаем. Освоим ли мы когда-нибудь формулу, связывающую всё живое: Мы с вами одной крови, Вы и Я. Сумеем ли мы стать  не только собратьями по крови, но и собратьями по духу? Сможет ли Земля, разделённая разными регионами, этническими, мировоззренческими «квартирами», заслужить имя ОБЩЕГО ДОМА.

Для ответа на этот гамлетовский вопрос напряжём свою историческую память и вспомним, что человечество во все времена, стремясь   стать человечным вместо человеколюбия, человекопонимания,  человековосприятия  часто наталкивалось на чудовищные проявления человекофобии.

Приведите  примеры из истории.

Пик ксенофобии XXI века – 11 сентября 2001 г., уничтожение фундаменталистами тысяч людей в башнях Близнецов в Нью-Йорке, волны мигрантофобии, агрессии и этнических конфликтов во Франции, всплески неонацизма в Германии.

И наконец, историческое вчера – 22 июля 2011 года: на остове Утоя в Норвегии Андерс Брейвик, имевший в детстве прозвище «Mord» (убийство), хладнокровно расстрелял 76 человек ради того, чтобы «спасти» Европу от угрозы марксизма, исламской колонизации и, главное, политики мультикультуризма.

Приведите  примеры из  современной истории нашей страны.

В этой социально-политической ситуации необходимо обратиться к отстаиваемой политиками, философами, естествоиспытателями разных времён идеологии толерантности. «Мы разные, но равные»!

Что это за идеология в вашем понимании?

Толерантность это терпение, универсальная норма поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, она является потенциалом развития многочисленных форм симбиоза, сосуществования, социального и политического взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных видов, рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений.

Функции толерантности в историко-эволюционном процессе:

а) обеспечение устойчивого развития человека, разных социальных групп и «человечества как системы разнообразия» в изменяющемся мире;

б) право и ценность каждого человека как индивидуальности, право «быть  Иным»;

в) баланс и гармонизация интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а также в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия отдельных личностей, больших и малых социальных групп;

г) возможность диалога, переговоров, накопления потенциала солидарности, согласия и доверия различных мировоззрений и культур.

Таким образом, в контексте историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем, толерантность рассматривается как механизм поддержки и развития разнообразия этих систем, обеспечивающая расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях и их устойчивость.

Символ толерантности – радуга.

Боги толерантности: Л.Н. Толстой, Вольтер, Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Януш Кочак.

Влюблённым можешь ты не быть, но толерантным быть обязан!

Образом толерантности можно считать предложенный Д.С.Лихачёвым образ Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Когда мы идём по Невскому, то поражаемся тому, насколько точно градостроители Санкт-Петербурга построили проспект как подлинный символ единства разнообразия культур в России. На этот момент и обращает внимание наш выдающийся современник академик Д.С.Лихачёв. он пишет о том, что Невский  проспект являет собой символ общей судьбы разных культур и народов России: «…в XIX веке на Невском  проспекте, проспекте веротерпимости… была и голландская церковь, и католическая, и армянская,… и две православные – Казанский собор и Знаменская церковь»

Действительно, Невский  проспект выступает как символ поразительного многообразия человеческой природы, разнообразия культур. Думается, что не исказим истины если назовём Невский  проспект дорогой  к храму гражданского общества.

Вывод: слова апостола Павла о том, что нет для Христа ни эллина,ни иудея, ни скифа ни самарянина, ни раба, ни свободного, ибо все они едины. Толерантность – это жизнь по формуле рассудка; ксенофобия – жизнь по формуле предрассудка.

3. Мы живём в XXI веке. Как можно назвать наш век? Если сравнить его с большим кораблём то можно сказать: «Как назовёшь корабль, так он и поплывёт».

Ответы учеников.

Учитель, обобщая ответы: постиндустриальное общество, информационное общество, век коммуникаций, сетевое столетие.

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте информационное общество.
  2. Что становится основной ценностью информационного  общества?

Слайд. (Приложение 1)

4. Беседа:

  1. Что такое СМИ?
  2. Как средства массовой информации участвуют в социализации?
  3. Как средства массовой информации  обеспечивают взаимодействие власти и гражданского общества?

Игра «Испорченный телефон». Учитель предлагает выйти к доске  желающих (8 человек). Первый ученик получает от учителя «информацию», которую должен запомнить и быстро передать стоящему рядом, так, чтобы последний участник получил сообщение за 1 минуту и озвучил услышанное. Текст сообщения: «Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению».  

После того как учитель представил  классу оригинал «информации» учащиеся имеют возможность сравнить ее с результатом работы «телефона».

1. Почему информация оказалась искаженной? Кто несет за это ответственность?

2. Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы ежедневно получаем? Можно ли ей доверять, и насколько она достоверна? Должна ли информация иметь ограничения? Что такое мнение и факт? Как человеку сделать свой выбор и как относиться к СМИ? Эпиграфы сегодняшнего урока. Обратите внимание: вы сейчас не будете записывать их в тетрадь, но после работы над темой урока, определив свое отношение к проблеме, вы  сделаете свой выбор и впишете тот, который, на ваш взгляд, является наиболее точным. 

Работа с понятиями.

Работа с понятиями: средства массовой информации (СМИ), информация, власть, гражданское общество, «четвертая власть».

Этапы этой работы: обсуждение, работа со словарями, текстом учебника (стр.194-195)

Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают и распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. (Большой толковый социологический словарь, Т.2. – М., 1999).

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим  в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

В узком смысле информация– совокупность кратких  некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации.  (Краткий политический словарь. – М., 1989)

Власть – это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений  ((Словарь русского языка С.И.Ожегов М., 1990))

– способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия… (Советский энциклопедический словарь, М., 1989)

Гражданское общество –  сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

– непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

«Четвертая власть» – формулируют самостоятельно.

Учитель: в современном обществе СМИ оказывают большое влияние на формирование массового сознания. Во многом СМИ являются кузнецой ментальности.

Основной закон СМИ – легче сформировать новую установку, чем изменить старую.

Давайте посмотрим как можно сформировать определённые понятия:

Учитель – как назывался у ваших родителей школьный документ, в который выставляли оценки за четверть?

Ученики – табель

Учитель – как называется провод, ведущий от электроприбора к розетке?

Ученики – кабель 

Учитель – кто убил Каина?

Ученики – …   (Авель)  

Или: вы в холодный, дождливый осенний вечер остались одни на даче. Стук в окно. Кто-то страшным голосом спрашивает: «Дрова нужны»? Что вы ответите? (Нет). Утром вы проснулись, а ваших дров нет. И это не будет воровством. 

Так строят отношения СМИ. Поэтому очень важна работа с СМИ т.к. сегодня это ещё и канал неформального образования.

Учитель:

1. Приведите примеры, показывающие влияние СМИ на массовое сознание?

2. Приведите 5 аргументов, в чём польза и вред, которые могут принести СМИ.

Вывод: Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может. Выход – критическое осмысление информации.

1. Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?

Работа с документами, представленными в учебнике стр. 198: Всеобщая декларация прав человека, Конституция Р.Ф., Уголовный кодекс Р.Ф. Ответы на вопросы стр. 199.

2. Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельности СМИ?

3. В чем состоит ответственность СМИ?

4. Как соотносится свобода поиска информации с защитой неприкосновенности частной жизни?

5. Какими сайтами, блогами в Интернете вы пользуетесь, к каким социальным сетям имеете доступ?

Подведение итогов урока.

рис.2 рис.3
рис.4

Использованная литература:

  1. А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук.  «Исскуство жить с непохожими людьми: психология толерантности» библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009 г.
  2. Журнал Дети в информационном обществе №5 Фонд развития Интернет июль-сентябрь 2010 г.
  3. Журнал Дети в информационном обществе №6 Фонд развития Интернет октябрь-декабрь 2010 г.
  4. Журнал Дети в информационном обществе №7 Фонд развития Интернет январь-март 2011 г.
  5. Л.В. Поляков. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Москва «Просвещение» 2008.
  6. Материалы курсов повышения квалификации тьюторов «Актуальные вопросы изучения новейшей истории России и обществознания» ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» М. 2008.