Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока:

  • подвести уч-ся к пониманию причин реформ Солона;
  • показать положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения;
  • подвести к пониманию исторического значения реформ Солона;
  • обеспечить понимание основных понятий – демократия, реформы, народное собрание.

Задачи:

Обучающие:

  • показать положение демоса и аристократии до реформ Солона, подвести учащихся к пониманию необходимости реформ, познакомить с реформами Солона и их историческим значением, с зарождением демократии
  • формирование навыков и умений работы с различными типами исторических источников.

Развивающие:

  • Формирование умения анализировать историческую информацию, разрешать конфликты на основе исторического опыта.
  • Формирование познавательной активности, через переживание успешности в учении.
  • Формирование навыков проектной деятельности.
  • Формирование умений и навыков поиска и систематизации исторической информации.

Воспитательные:

  • Развитие личности школьника (его творческих способностей, самостоятельности, развитие критического мышления).
  • Формирование гражданской ответственности.
  • Воспитание нравственных и эстетических чувств
  • Формирование и развитие коммуникативной и социальной компетентности, через деятельный характер обучения и социализацию личности

Основные понятия:

  • реформа;
  • демократия;
  • граждане;
  • народное собрание.

Ход урока

Вступительное слово:

Для лучшего понимания материала урока, я предлагаю Вам поиграть:

«Предлагаю Вам перенестись на 27 веков назад, в Грецию, в Афины. В Афинах Вы уже не будете учениками 5а класса, а Вам предстоит играть роли – крестьян, ремесленников, купцов, знати. Иными словами некоторые из Вас будут сегодня представителями демоса, другие – аристократии.

– Кто из Вас какую роль будет играть, решит жребий.

– Перед вами конверты прошу выбрать любой из них.

– И так роли распределены.

Вернемся к теме нашего урока: «Реформы Солона. Зарождение демократии».

В процессе урока нам предстоит ответить на вопрос:

Как изменилось положение афинян после реформ?

Мы с Вами, уже знаем, каким было положение демоса и аристократии в Афинах.

– Каково же положение демоса?

(тяжелое, долги, налоги, рабство, нехватка хлеба)

Что ТАКОЕ – долговой камень?

(камень, поставленный на участке должника-крестьянина)

Каково положение аристократии?

(Владели землей, богатством, управляли, судили)

Большинство жителей Афин находилась в долговом рабстве, потеряв землю. Представители «простого народа» не имели представителей в органах власти, а меньшинство – аристократы владели всем. Между знатью и демосом стали возникать конфликты. Раздоры продолжались несколько лет и чуть не привели Афинский полис к гибели. Обстановка в Аттике накалялась, и аристократы понимают, что им не справиться с восставшим демосом и решили пойти на уступки.

Как вы считаете, знать и демос могли примириться?

составьте в течение 10 минут проект « Условия примирения знати и демоса

В этой части учащиеся занимаются проектной деятельностью. Составляется проект «Примирения аристократов и демоса». Проекты для наглядности вывешиваются на доску.

Проекты вывешиваются на стену.

Проект Демоса Проект знати
(примерные проекты учащихся)
  1. Отдать землю демосу
  2. Власть
  3. Отмена долгов
  4. Отменить рабство
  1. поделиться землей
  2. Частично простить долги
  3. Власть не давать (можно чуть-чуть)

Наши проекты готовы, давайте прочитаем их. Может ли примириться знать и демос?

(На определенных условиях, чтобы избежать гибели полиса)

Вернемся к теме урока «Реформы Солона. Зарождение демократии»

– Какие преобразования провёл Солон, чтобы примирить знать и демос? Чтобы вновь восстановился мир и порядок?

Самостоятельная работа учащихся с

использованием учебной литературы, справочной, энциклопедий.

Ответы учащихся.

  1. отмена долгового рабства
  2. все важные вопросы решает народное собрание
  3. запрещена продажа хлеба за границу.

И так, как же изменилась жизнь афинян после реформ Солона?

  1. Появилось народное собрание
  2. Отменили долговое рабство.
  3. Запретили вывоз хлеба заграницу.

Кто входил в народное собрание?

граждане Афин, свободные жители богатые, бедные, знатные, незнатные.

– Установился новый государственный порядок – демократия

ДЕМОС – «народ»

ВЛАСТЬ – «кратос»,

демократия – народовластие.

Что характерно для нее:

Ответы учащихся. (выборность должностных лиц, большинство принимает решения, все участвуют в жизни полиса)

Солон своими реформами только заложил основы демократии, и они сохранились до наших дней.

– В чем проявились они в наше время (выборы президента, депутатов. избирательное право)

– Что же такое демократия – государственный строй, при котором,… – продолжите фразу.

– Чтобы более точно понять, что такое демократия, давайте представим это понятие в виде рисунка.

– Чтобы узнать какой рисунок, стал лучшим мы с вами проголосуем опираясь на критерии (вывешиваются на доске)

– понятность, аккуратность

Мы с Вами выбрали лучший рисунок с помощью голосования, т.е. решение принимало большинство.

– Скажите, опираясь на свой личный опыт, когда применяется такой способ принятия решений?

(выборы депутатов, президента, старосты класса, когда не могут прийти к какому-то решению).

– Сколько же лет Демократии, посчитайте!

Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться по прибытии в Пермь вас ждет пресс-конференция.

Рефлексия: ответы учащихся на вопросы – что Вы знали о демократии? Что узнали на уроке? Что хотели узнать о демократии в будущем?

Спасибо, до скорого свидания!!