Цели урока:
- подвести уч-ся к пониманию причин реформ Солона;
- показать положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения;
- подвести к пониманию исторического значения реформ Солона;
- обеспечить понимание основных понятий – демократия, реформы, народное собрание.
Задачи:
Обучающие:
- показать положение демоса и аристократии до реформ Солона, подвести учащихся к пониманию необходимости реформ, познакомить с реформами Солона и их историческим значением, с зарождением демократии
- формирование навыков и умений работы с различными типами исторических источников.
Развивающие:
- Формирование умения анализировать историческую информацию, разрешать конфликты на основе исторического опыта.
- Формирование познавательной активности, через переживание успешности в учении.
- Формирование навыков проектной деятельности.
- Формирование умений и навыков поиска и систематизации исторической информации.
Воспитательные:
- Развитие личности школьника (его творческих способностей, самостоятельности, развитие критического мышления).
- Формирование гражданской ответственности.
- Воспитание нравственных и эстетических чувств
- Формирование и развитие коммуникативной и социальной компетентности, через деятельный характер обучения и социализацию личности
Основные понятия:
- реформа;
- демократия;
- граждане;
- народное собрание.
Ход урока
Вступительное слово:
Для лучшего понимания материала урока, я предлагаю Вам поиграть:
«Предлагаю Вам перенестись на 27 веков назад, в Грецию, в Афины. В Афинах Вы уже не будете учениками 5а класса, а Вам предстоит играть роли – крестьян, ремесленников, купцов, знати. Иными словами некоторые из Вас будут сегодня представителями демоса, другие – аристократии.
– Кто из Вас какую роль будет играть, решит жребий.
– Перед вами конверты прошу выбрать любой из них.
– И так роли распределены.
Вернемся к теме нашего урока: «Реформы Солона. Зарождение демократии».
В процессе урока нам предстоит ответить на вопрос:
– Как изменилось положение афинян после реформ?
– Мы с Вами, уже знаем, каким было положение демоса и аристократии в Афинах.
– Каково же положение демоса?
(тяжелое, долги, налоги, рабство, нехватка хлеба)
– Что ТАКОЕ – долговой камень?
(камень, поставленный на участке должника-крестьянина)
– Каково положение аристократии?
(Владели землей, богатством, управляли, судили)
Большинство жителей Афин находилась в долговом рабстве, потеряв землю. Представители «простого народа» не имели представителей в органах власти, а меньшинство – аристократы владели всем. Между знатью и демосом стали возникать конфликты. Раздоры продолжались несколько лет и чуть не привели Афинский полис к гибели. Обстановка в Аттике накалялась, и аристократы понимают, что им не справиться с восставшим демосом и решили пойти на уступки.
– Как вы считаете, знать и демос могли примириться?
составьте в течение 10 минут проект « Условия примирения знати и демоса
В этой части учащиеся занимаются проектной деятельностью. Составляется проект «Примирения аристократов и демоса». Проекты для наглядности вывешиваются на доску.
Проекты вывешиваются на стену.
Проект Демоса | Проект знати |
(примерные проекты учащихся) | |
|
|
– Наши проекты готовы, давайте прочитаем их. Может ли примириться знать и демос?
(На определенных условиях, чтобы избежать гибели полиса)
Вернемся к теме урока «Реформы Солона. Зарождение демократии»
– Какие преобразования провёл Солон, чтобы примирить знать и демос? Чтобы вновь восстановился мир и порядок?
Самостоятельная работа учащихся с
использованием учебной литературы, справочной, энциклопедий.
Ответы учащихся.
- отмена долгового рабства
- все важные вопросы решает народное собрание
- запрещена продажа хлеба за границу.
И так, как же изменилась жизнь афинян после реформ Солона?
- Появилось народное собрание
- Отменили долговое рабство.
- Запретили вывоз хлеба заграницу.
– Кто входил в народное собрание?
– граждане Афин, свободные жители богатые, бедные, знатные, незнатные.
– Установился новый государственный порядок – демократия
ДЕМОС – «народ»
ВЛАСТЬ – «кратос»,
демократия – народовластие.
– Что характерно для нее:
Ответы учащихся. (выборность должностных лиц, большинство принимает решения, все участвуют в жизни полиса)
Солон своими реформами только заложил основы демократии, и они сохранились до наших дней.
– В чем проявились они в наше время (выборы президента, депутатов. избирательное право)
– Что же такое демократия – государственный строй, при котором,… – продолжите фразу.
– Чтобы более точно понять, что такое демократия, давайте представим это понятие в виде рисунка.
– Чтобы узнать какой рисунок, стал лучшим мы с вами проголосуем опираясь на критерии (вывешиваются на доске)
– понятность, аккуратность
– Мы с Вами выбрали лучший рисунок с помощью голосования, т.е. решение принимало большинство.
– Скажите, опираясь на свой личный опыт, когда применяется такой способ принятия решений?
(выборы депутатов, президента, старосты класса, когда не могут прийти к какому-то решению).
– Сколько же лет Демократии, посчитайте!
Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться по прибытии в Пермь вас ждет пресс-конференция.
Рефлексия: ответы учащихся на вопросы – что Вы знали о демократии? Что узнали на уроке? Что хотели узнать о демократии в будущем?
Спасибо, до скорого свидания!!