Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года»
Задачи урока:
- развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, умение работать индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать;
- обучающая: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России XIX в.»;
- воспитательная: воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Вид урока: урок-викторина.
Оборудование: портреты участников-героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков.
Примечание:данный урок может быть использован при изучении курса истории России (10 класс).
Ход игры
I. Организационный момент
- проверка присутствующих, объявление темы, плана урока
II. Объявление условий игры, приветствие участников команд
Условия игры
- Класс делится на 3-4 команды.
- Команды определяют своё название согласно теме игры, выбирают капитана.
- Право первого хода команд определяется в ходе разминки.
- За правильный ответ можно набрать от 1-3 баллов (в зависимости от конкурса).
- Если команда ответила на вопрос правильно, то право хода остается за командой (кроме разминки).
- Если команда ответила на вопрос неправильно, то команда-соперник получает право ответить.
Жюри подводит итоги после каждого тура и записывает их в таблицу итогов.
На доске оформляется игровое табло.
Игровое табло
«Разминка» 1 балл |
«Работа над ошибками» 2 балла |
«Выберите лишнее» 2 балла |
«Литературный конкурс» 3 балла |
«История в датах» 2 балла |
«Конкурс капитанов» 2 балла |
«Назовите события» 3 балла |
После проведения разминки, команда победившая в разминке, выбирает на игровом табло конкурс, в котором желает принять участие. В дальнейшем – команда, победившая в предыдущем конкурсе, выбирает на табло следующий конкурс.
Этапы игры
I. Разминка
За быстрый и правильный ответ команды получают 1 балл.
- Самый быстрый род войск XVIII-XIX в.в., действовавший на конях, в основном холодным оружием (Кавалерия)
- Род войск, основным вооружением которых являются орудия – пушка, гаубица (Артиллерия)
- Армии крупных европейских государств в н. XIX в. были устроены примерно одинаково и состояли из трех родов войск: кавалерия, артиллерия. А как назывался третий род войск? (Пехота)
- Лучшие воинские части из пехоты, артиллерии, кавалерии и т.д., состоявшие в основном из лучших солдат, богатых и знатных офицеров (Гвардия)
- Известный поэт-партизан н. XIX в., один из друзей А.С.Пушкина, впоследствии генерал - лейтенант (Д. В. Давыдов)
- При переправе через эту реку французская армия была окончательно разбита русской армией (р. Березина)
- Русский генерал, водивший своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат (Н.Н.Раевский)
- Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала и должна была соединить свои разрозненные части именно в этом городе (г. Витебск)
- Кому принадлежат эти слова: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия, но когда уничтожена армия, погибнут Москва и Россия» (М.И.Кутузову)
- Кто сказал следующие слова: «Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России» (Александр I)
- Он принадлежал древнейшему грузинскому роду. Его прадедом был грузинский царь Вахтанг VI. Свою первую награду он получил в войне с Турцией при штурме Очакова. Сподвижник, любимец и лучший ученик А.В.Суворова (П.И.Багратион)
- Перед смертью она завещала при отпевании называть себя Александром Андреевичем Александровым. Священник не решился нарушить церковных правил и во время панихиды именовал ее «рабой Божией Надеждой» (Н.А.Дурова)
- Штабс-капитан артиллерии, благодаря необычной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских сведения (А.С. Фигнер)
- На штурм этого города Наполеон бросил корпуса генералов Нея, Даву и Мюрата (г. Смоленск)
- Когда Наполеон вошел в Московский Кремль, он был поражен красотой его соборов. «Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм», - воскликнул он. О каком соборе идет речь? (Успенский собор)
- Земляное укрепление, похожее на маленькую крепость, со всех сторон окруженное валом (Редут)
II. Работа над ошибками
Команды должны найти и выписать на лист ошибки, найденные в тексте:
12 июня 1812г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова. французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующего М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.
Ошибки:
- р. Днепр - р. Неман
- М.И.Кутузов – А.П.Тормасов
- О введении всеобщей воинской обязанности - с призывом собирать народное ополчение
- Соединиться под Калугой – под Смоленском
- М.И.Кутузов прибыл в ставку 17 сентября – 17 августа
III. Выберите лишнее:
Команды, из представленного ниже списка, должны выбрать лишний пункт и объяснить почему:
1. - М.Б.Барклай-де-Толли
- П.И.Багратион
-М.И.Кутузов
-А.П.Тормасов
-Н.Н.Раевский
(все остальные-
главнокомандующие
русской армии)
2. - Д.В.Давыдов
- А.Н.Сеславин
-М.И.Кутузов
(все остальные-
руководители
партизанских отрядов)
- В.Кожина
- А.С.Фигнер
3. - Уланы 4. - Даву
- Гусары - Ней
- Казаки - Мюрат
- Пехотинцы - П.И.Багратион
(все остальные- (все остальные-
рода кавалерии ) командующие
- Кирасиры французской армии)
- Наполеон
5. - Москва
- Смоленск
- Казань
(во всех остальных
городах-
происходили
сражения
Отечественной войны 1812г.)
- Малоярславец
- Витебск
6. - М.И.Кутузов
- П.И.Багратион
(все остальные-
участники военного
совета в Филях)
- Н.Н.Раевский
- М.Б.Барклай-де-Толли
- А.П.Ермолов
7. - Тарутинский маневр
- Лейпцигское сражение
(все остальные-
события Отечественной
войны 1812г.)
- Пожар Москвы
- Бородино
- Сражение у Смоленска
8. - Д.В.Давыдов
- Ф.П.Уваров
- А.А.Александров
(женщина-офицер
Н.А.Дурова)
- П.И.Багратион
- Н.А.Тучков
IV. Литературный конкурс
Определите по литературным источникам о каких героях Отечественной войны 1812г. идет речь.
1. … которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.
Ответ: Н.М.Языков о Денисе Давыдове.
2. Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
Ответ: В.А.Жуковский о М.И.Кутузове.
3. О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе чужой,
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
Ответ:. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае-де-Толли
V. История в датах
Соотнесите между собой события и даты за 2 мин.
- Завершение работы Венского конгресса А 4-6 августа 1812г.
- Бородинское сражение Б 2 сентября 1812г.
- Военный совет в Филях В июнь 1815г.
- Пожар Москвы Г 26 августа 1812г.
- Вторжение Наполеона в Россию Д 12 июня 1812г.
- Переправа через Березину Е 14-16 ноября 1812г.
- Смоленское сражение Ж 1 сентября 1812г.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В | Г | Ж | Б | Д | Е | А |
VI. Конкурс капитанов
На отдельном листе за 3 минуты капитаны должны написать максимальное число героев-участников Отечественной войны 1812 г., объясняя их роль в войне.
VII. Назовите события
По приведенным ниже цитатам из документов, определите о каком событии идет речь.
- «Чья эта победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей» - Б.С.Абалихин (Бородинское сражение)
- «Дома, хотя большею частью деревянные, поражают своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!» - Ц.Ложье (Оставление Москвы)
- «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление» - А.Н.Ермолов (Начало войны, вторжение)
- «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве 1 м2 всё было бы покрыто мертвыми или ранеными» - Е.Лабом (Бородино)
- «Сражение это открыло нам две истины, обе очень печальные: первая – что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они сражались с ожесточением. Вторая истина была та, что мы должны были отказаться на Калугу и Тулу, и этим мы теряли надежду на более спокойное отступление» - Лабом (Сражение под Малоярославцем)
- «Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды» - Сегюр (Пожар Москвы)
- «Солдат роптал на беспрерывное отступление…; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему, что он был не русский» - А.Ермолов (Отступление вначале вторжения)
- «В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными» - Сегюр (Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим)
III. Подведение итогов
Список литературы
- Чеченев К. и др. Герои русской истории, для среднего школьного возраста / К. Чеченев. – М.: Белый город, 2005. – 431 стр.
- Преподавание истории и обществознания в школе, №8 / – М.: Школьная пресса, 2003. – 77 стр.
- Анисимов Е.В. Романовы. Императоры России / Е.В. Анисимов. – СПб: Абрис, 2009. – 190 стр.
- Епифанов П.П., Епифанова О.П. Хрестоматия по истории СССР. XIX век / П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1991. – 288 стр.