Урок-игра по истории в 8-м классе "В грозную пору 1812 года"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года»

Задачи урока:

  • развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, умение работать индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать;
  • обучающая: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России XIX в.»;
  • воспитательная: воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.

Вид урока: урок-викторина.

Оборудование: портреты участников-героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков.

Примечание:данный урок может быть использован при изучении курса истории России (10 класс). 

Ход игры 

I. Организационный момент

- проверка присутствующих, объявление темы, плана урока

II. Объявление условий игры, приветствие участников команд

Условия игры

  1. Класс делится на 3-4 команды.
  2. Команды определяют своё название согласно теме игры, выбирают капитана.
  3. Право первого хода команд определяется в ходе разминки.
  4. За правильный ответ можно набрать от 1-3 баллов (в зависимости от конкурса).
  5. Если команда ответила на вопрос правильно, то право хода остается за командой (кроме разминки).
  6. Если команда ответила на вопрос неправильно, то команда-соперник получает право ответить.

Жюри подводит итоги после каждого тура и записывает их в таблицу итогов.

На доске оформляется игровое табло.

Игровое табло

«Разминка»
1 балл
«Работа над ошибками»
2 балла
«Выберите лишнее»
2 балла
«Литературный конкурс»
3 балла
«История в датах»
2 балла
«Конкурс капитанов»
2 балла
«Назовите события»
3 балла
 

После проведения разминки, команда победившая в разминке, выбирает на игровом табло конкурс, в котором желает принять участие. В дальнейшем – команда, победившая в предыдущем конкурсе, выбирает на табло следующий конкурс.

Этапы игры

 

I. Разминка

За быстрый и правильный ответ команды получают 1 балл.

  1. Самый быстрый род войск XVIII-XIX в.в., действовавший на конях, в основном холодным оружием (Кавалерия)
  2. Род войск, основным вооружением которых являются орудия – пушка, гаубица (Артиллерия)
  3. Армии крупных европейских государств в н. XIX в. были устроены примерно одинаково и состояли из трех родов войск: кавалерия, артиллерия. А как назывался третий род войск? (Пехота)
  4. Лучшие воинские части из пехоты, артиллерии, кавалерии и т.д., состоявшие в основном из лучших солдат, богатых и знатных офицеров (Гвардия)
  5. Известный поэт-партизан н. XIX в., один из друзей А.С.Пушкина, впоследствии генерал - лейтенант (Д. В. Давыдов)
  6. При переправе через эту реку французская армия была окончательно разбита русской армией (р. Березина)
  7. Русский генерал, водивший своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат (Н.Н.Раевский)
  8. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала и должна была соединить свои разрозненные части именно в этом городе (г. Витебск)
  9. Кому принадлежат эти слова: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия, но когда уничтожена армия, погибнут Москва и Россия» (М.И.Кутузову)
  10. Кто сказал следующие слова: «Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России» (Александр I)
  11. Он принадлежал древнейшему грузинскому роду. Его прадедом был грузинский царь Вахтанг VI. Свою первую награду он получил в войне с Турцией при штурме Очакова. Сподвижник, любимец и лучший ученик А.В.Суворова (П.И.Багратион)
  12. Перед смертью она завещала при отпевании называть себя Александром Андреевичем Александровым. Священник не решился нарушить церковных правил и во время панихиды именовал ее «рабой Божией Надеждой» (Н.А.Дурова)
  13. Штабс-капитан артиллерии, благодаря необычной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских сведения (А.С. Фигнер)
  14. На штурм этого города Наполеон бросил корпуса генералов Нея, Даву и Мюрата (г. Смоленск)
  15. Когда Наполеон вошел в Московский Кремль, он был поражен красотой его соборов. «Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм», - воскликнул он. О каком соборе идет речь? (Успенский собор)
  16. Земляное укрепление, похожее на маленькую крепость, со всех сторон окруженное валом (Редут)

II. Работа над ошибками

Команды должны найти и выписать на лист ошибки, найденные в тексте:

12 июня 1812г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова. французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующего М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

Ошибки:

  1. р. Днепр - р. Неман
  2. М.И.Кутузов – А.П.Тормасов
  3. О введении всеобщей воинской обязанности - с призывом собирать народное ополчение
  4. Соединиться под Калугой – под Смоленском
  5. М.И.Кутузов прибыл в ставку 17 сентября – 17 августа

III. Выберите лишнее:

Команды, из представленного ниже списка, должны выбрать лишний пункт и объяснить почему:

1. - М.Б.Барклай-де-Толли
- П.И.Багратион
-М.И.Кутузов
-А.П.Тормасов
-Н.Н.Раевский
(все остальные-
главнокомандующие
русской армии)

2. - Д.В.Давыдов
- А.Н.Сеславин
-М.И.Кутузов
(все остальные-
руководители
партизанских отрядов)
- В.Кожина
- А.С.Фигнер

3. - Уланы 4. - Даву
- Гусары - Ней
- Казаки - Мюрат
- Пехотинцы - П.И.Багратион
(все остальные- (все остальные-
рода кавалерии ) командующие
- Кирасиры французской армии)
- Наполеон

5. - Москва
- Смоленск
- Казань
(во всех остальных
городах-
происходили
сражения
Отечественной войны 1812г.)
- Малоярславец
- Витебск

6. - М.И.Кутузов
- П.И.Багратион
(все остальные-
участники военного
совета в Филях)
- Н.Н.Раевский
- М.Б.Барклай-де-Толли
- А.П.Ермолов

7. - Тарутинский маневр
- Лейпцигское сражение
(все остальные-
события Отечественной
войны 1812г.)
- Пожар Москвы
- Бородино
- Сражение у Смоленска

8. - Д.В.Давыдов
- Ф.П.Уваров
- А.А.Александров
(женщина-офицер
Н.А.Дурова)
- П.И.Багратион
- Н.А.Тучков

IV. Литературный конкурс

Определите по литературным источникам о каких героях Отечественной войны 1812г. идет речь.

1. … которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.
Ответ: Н.М.Языков о Денисе Давыдове.

2. Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
Ответ: В.А.Жуковский о М.И.Кутузове.

3. О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе чужой,
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
Ответ:. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае-де-Толли

V. История в датах

Соотнесите между собой события и даты за 2 мин.

  1. Завершение работы Венского конгресса А 4-6 августа 1812г.
  2. Бородинское сражение Б 2 сентября 1812г.
  3. Военный совет в Филях В июнь 1815г.
  4. Пожар Москвы Г 26 августа 1812г.
  5. Вторжение Наполеона в Россию Д 12 июня 1812г.
  6. Переправа через Березину Е 14-16 ноября 1812г.
  7. Смоленское сражение Ж 1 сентября 1812г.

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
В Г Ж Б Д Е А

VI. Конкурс капитанов

На отдельном листе за 3 минуты капитаны должны написать максимальное число героев-участников Отечественной войны 1812 г., объясняя их роль в войне.

VII. Назовите события

По приведенным ниже цитатам из документов, определите о каком событии идет речь.

  1. «Чья эта победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей» - Б.С.Абалихин (Бородинское сражение)
  2. «Дома, хотя большею частью деревянные, поражают своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!» - Ц.Ложье (Оставление Москвы)
  3. «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление» - А.Н.Ермолов (Начало войны, вторжение)
  4. «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве 1 м2 всё было бы покрыто мертвыми или ранеными» - Е.Лабом (Бородино)
  5. «Сражение это открыло нам две истины, обе очень печальные: первая – что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они сражались с ожесточением. Вторая истина была та, что мы должны были отказаться на Калугу и Тулу, и этим мы теряли надежду на более спокойное отступление» - Лабом (Сражение под Малоярославцем)
  6. «Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды» - Сегюр (Пожар Москвы)
  7. «Солдат роптал на беспрерывное отступление…; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему, что он был не русский» - А.Ермолов (Отступление вначале вторжения)
  8. «В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными» - Сегюр (Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим)

III. Подведение итогов

Список литературы

  1. Чеченев К. и др. Герои русской истории, для среднего школьного возраста / К. Чеченев. – М.: Белый город, 2005. – 431 стр.
  2. Преподавание истории и обществознания в школе, №8 / – М.: Школьная пресса, 2003. – 77 стр.
  3. Анисимов Е.В. Романовы. Императоры России / Е.В. Анисимов. – СПб: Абрис, 2009. – 190 стр.
  4. Епифанов П.П., Епифанова О.П. Хрестоматия по истории СССР. XIX век / П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1991. – 288 стр.