Разработка создана в рамках педагогической технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, базовая модель технологии “Вызов – осмысление – рефлексия”, использована стратегия “ЗХУ” (Знаю – Хочу узнать – Узнал)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения, используемые на уроке:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
- Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).
- Самостоятельной работы.
Приемы обучения:
- Чтение.
- Письмо - составление таблицы.
Формы работы на уроке:
- Индивидуальные.
- Коллективные.
Средства обучения и оборудование урока:
1. Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донсокй “История средних веков” 6 класс, часть 3.
2. Текст (листы с текстом лежат перевернутыми на партах, учитель во время их раздачи просит учащихся не переворачивать и не читать текст, до определенного момента)
3. Классная доска
4. Компьютер с мультимедиа-проектором
Триединая дидактическая цель урока:
образовательная (информационная):
определить причины и повод Крестовых походов,
изучить состав их участников, ход и результаты;
ХОД УРОКА
I. СТАДИЯ – “ВЫЗОВ”
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
1. Работа начинается с синквейна-загадки, представленного на экране. Первая строка синквейна не видна учащимся, на основе оставшихся четырех строк предлагается угадать спрятанное слово.
Крестоносцы
- Самонадеянные, бесстрашные
- Подготовились, совершили, разочаровались
- “Так хочет Бог!”
- Герои?
2. После того, как учащиеся угадывают слово “крестоносцы” на экране появляются иллюстрации к теме “Крестовые походы” (приложение), позволяющие перейти от понятия “крестоносцы” к теме урока, им предлагается сформулировать тему урока, ответив на следующие вопросы:
Что и кто изображены на слайдах?
Знаете ли вы, какие события средневековой истории были связаны с этими изображениями?
3. Переход к стадии “Осмысление” осуществляется через вопрос к учащимся – известно ли вам что-нибудь о Крестовых походах? Да? Нет? (Как правило, полученный ответ “Да”). Учащимся предлагается перейти к следующему этапу урока и показать свои знания, а так же наметить путь дальнейшей работы.
Время, отводимое на стадию “Вызов” - 3 минуты.
II. СТАДИЯ – “ОСМЫСЛЕНИЕ”
1. На доске начерчена пустая таблица ЗХУ (“Знаю – Хочу узнать – Узнал”). Учащимся предлагается перечертить таблицу в тетрадь и в течение трех минут заполнить на основе своего уровня знаний по теме первый и второй столбцы таблицы.
2. После выполнения работы начинается проверка. (5 минут)Несколько желающих читают содержание первого столбца, учитель записывает на доске, если в классе есть учащиеся, которые знают другие факты, им предлагается озвучить свои записи, чтобы дописать общую таблицу на доске, те же операции проводятся и по второму столбцу таблицы.
3. Беседа с учащимися: (3-5 минут)
учитель: вспомним, что необходимо знать прежде всего, чтобы начать изучение войны или похода?
учащиеся: причины и повод.
учитель: основными причинами Крестовых походов были последствия неурожаев в Европе конца XI века – бедняки искали земли и свободу от феодальных повинностей; феодалы надеялись расширить свои владения за счет новых земель, получить богатую добычу; поводом послужило то, что главная святыня христиан – Гроб Господень, находящийся в Иерусалиме попал в руки турок-сельджуков, исповедовавших ислам. Участникам похода папа римский пообещал полное прощение грехов. Итак, мы узнали об основных причинах походов и их поводе, кроме того, познакомились с участниками Крестовых походов. Кто они?
учащиеся: называют участников походов.
учитель: ребята, давайте перейдем к заполнению колонки таблицы “Узнал” и запишем кратко, то, что выяснили в ходе беседы.
учащиеся: записывают в тетрадь, что они узнали причины, повод и участников походов;
учитель: делает аналогичные записи на доске.
4. Работа с текстом. Учитель предлагает учащимся взять с края парты листы с текстом о Крестовых походах и прочитать его, чтобы на основе прочитанного можно было продолжить заполнение колонки “Узнал”. На чтение текста отводится 7 минут.
ТЕКСТ
Первый поход был организован в 1095 году по инициативе папы Урбана II для освобождения священного города Иерусалима и Святой Земли от мусульман. Первоначально обращение папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все государства Западной Европы. Рыцари и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство.
Крестьянский поход - это часть Первого крестового похода, которая длилась около шести месяцев с апреля по октябрь 1096 года. Крестьянский крестовый поход известен так же как Народный крестовый поход или Крестовый поход бедноты.Римский Папа Урбан II планировал начало Первого крестового похода на 15 августа 1096 года, но неожиданно несколькими месяцами ранее толпы крестьян и обедневших рыцарей на свои средства организовали поход на Иерусалим. Ряд метеорологических явлений в 1095 году (лунное затмение, метеоритный дождь и так далее) растолковывались как божественным благословением для начала похода. Идея Крестового похода стала столь популярна, что в итоге собралось около 100 000 участников, большая часть которых были непрофессиональные войны, в том числе женщины и дети.
В конце XII века после Второго крестового похода мусульмане попытались противостоять натиску крестоносцев и отбили у них Иерусалим. Пытаясь вернуть город, западные феодалы организовали Третий крестовый поход, во время которого английский король Ричард Львиное Сердце проявил неумолимую жесткость по отношению к мусульманам. Организация Четвертого крестового похода была особо выгодна венецианским купцам, желавшим руками рыцарей разделаться со своим торговым конкурентом с восточными странами – Византией. В 1204 году крестоносцы штурмом овладели византийской столицей, стали грабить и разрушать все, что попадалось на их пути. Рыцари не пошли дальше в Иерусалим, а создали на территории Византии Латинскую империю, просуществовавшую более 50 лет. В Третьем крестовом походе особенно проявились грабительские замыслы европейских феодалов. Страдало не только мусульманское, но и христианское населении.
Крестовый поход детей — принятое в историографии название народного движения 1212 года, достаточно быстро обросшего легендами. “Случилось то сразу после Пасхи. Еще не дождались мы Троицы, как тысячи отроков тронулись в путь, покидая кров свой. Иные из них едва на свет появились и минул им только шестой год. Другим же впору было выбирать себе невесту, они же выбрали подвиг и славу во Христе. Заботы, им порученные, они позабыли. Те оставляли плуг, коим недавно взрывали землю; те выпускали из рук тачку, их тяготившую; те покидали овец, рядом с которыми сражались против волков, и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Родители, братья и сестры, друзья упорно уговаривали их, но твердость подвижников была неколебима. Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамена, они двинулись на Иерусалим… Весь мир называл их безумцами, но они шли вперед”. 25 июля 1212 года воители Христа прибыли в Шпейер. Местный хронист сделал такую запись: “И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и все это были простолюдины”. 20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна. На этом поход фактически был окончен — неорганизованное сборище бедняков никто не стал перевозить морем. Большинство современных исследователей считает, что большинство участников движения были не маленькими детьми, а как минимум подростками и юношами; словом лат. pueri (“мальчики”) в средневековых источниках называли простолюдинов (аналогично русскому ребята 'крестьяне').
Учащимся предлагается заполнить колонку таблицы “Узнал” и озвучить по желанию свои записи, которые в краткой форме переносятся учителем на доску.
III. СТАДИЯ – “РЕФЛЕКСИЯ”
учитель: ребята, можем ли мы сказать, что полностью справились с заполнением нашей таблицы? какие еще вопросы остались не изученными или непонятыми?
учащиеся: мы хотели бы подробнее изучить крестовые походы, узнать об их итогах (возможный вариант ответа);
учитель: изменилось ли ваше представление о Крестовых походах в ходе сегодняшнего урока?
учащиеся: отвечают все вместе, возможны индивидуальные ответы учащихся, у которых осталось много невыясненных вопросов;
учитель: были ли все сегодня на уроке активными?
учащиеся: оценивают свою активность утверждением.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Заключительное слово учителя о том, что удалось сделать на уроке, а что нет.
2. Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении.
3. Несколько слов о домашнем задании:
- прочитать параграф 16 и продолжить заполнение таблицы.
- записать вопросы по теме урока, на которые вы хотели бы найти более полный ответ.