Нравственная культура

Разделы: История и обществознание


ПРИВЕТСТВИЕ.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем работать в группах.? Какие правила нам нужно будет соблюдать? Я предлагаю вам такие правила:

  1. Правило правой руки. Если хотите задать вопрос, необходимо поднять правую руку.
  2. Правило голосования. Мы будем голосовать карточками. Желтая – согласен. розовая – не согласен. Если вы не хотите выражать свое мнение, вы ничего не поднимаете.

СЛАЙД 2 (Презентация у автора)

1. Тема нашего занятия – Нравственная культура. В процессе нашего занятия мы должны дать определение данному термину и изучить основные составляющие элементы нравственной культуры.

  1. На уроках обществознания вы уже познакомились с такими понятиями, как мораль, нравственность, культура, общество. Предлагаю вам взять лист с незаконченным предложением и в течение 1 минуты его завершить.
  2. А теперь из ваших индивидуальных ответов вы должны в группе выработать одно общее определение и представить его на защиту. (Зачитывает каждый представитель от группы, аргументируя свои предложения).
  3. Большое спасибо. Это ваше мнение. А теперь давайте обратимся к научному определению нравственной культуры. (СЛАЙД 3) Нравственная культура – это важная составляющая общества, в котором мы живем.
  4. А теперь обратимся к нашей проблеме, она обозначена в ваших рабочих листах: Что для человека важно – быть или казаться? Ее мы будем решать в течение нашего занятия.

СЛАЙД 4,5,6,7 Внимание на экран. Показываются иллюстрации.

Путем голосования, вам необходимо определить, какие из предложенных вам иллюстраций соответствуют определению нравственная культура.

Напоминаю - Желтая – согласен. Розовая – не согласен

Объясните почему?

Идет голосование. Большое спасибо.

СЛАЙД 8 Что же является составляющими нравственной культуры?

Основными элементами нравственной культуры являются:

  1. Нравственное сознание.
  2. Действие.
  3. Поведение.
  4. Нравственное мышление.
  5. Ответственный выбор.

Нравственная культура общества очень тесно связана с нравственной культурой личности.

И я предлагаю обсудить в группах вопрос: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, желающий построить общество с высокой нравственной культурой? Обратимся к рабочему листу. ЗАДАНИЕ ЧАСТЬ А. Три наиболее значимых для вас варианта ответов вынесите печатными буквами на лист бумаги, ответы обоснуйте. (3 МИНУТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ). Спасибо.

СЛАЙД 9 Ребята, как вы считаете, с каким ещё обществоведческим термином в обществе ассоциируются предложенные качества личности. (Это Гражданин).

В жизни общества и каждого человека существуют моменты, когда необходимо сделать «моральный выбор». В преддверии 65-летия Победы вспомним подвиг жителей блокадного Ленинграда и ответим на предложенные вопросы.

Обратимся к рабочим листам. ЗАДАНИЕ Б.

Групповая работа. (розданы ситуации вопросы к ним)

Читается текст истории блокадного Ленинграда.

Ребята зачитывают по очереди вопросы и комментируя, отвечают на них

Подвиг жителей блокадного Ленинграда

В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в супец, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но четырнадцать сотрудников. Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

ВОПРОС К ТЕКСТУ

Группа1 Какие гражданские качества демонстрирует предложенная ситуация?

Способствуют ли эти качества развитию нравственной культуры общества?

Группа 2 Можно ли назвать поведение этих людей гражданским подвигом? Обоснуйте свое мнение.

Группа 3 Как связаны в данной ситуации понятия гражданин и нравственность? Что значит действовать во благо

других? Обоснуйте свое мнение.

Группа 4 В чем смысл и значимость подвига жителей блокадного Ленинграда сегодня? Обоснуйте свое мнение.

Гражданский подвиг русского народа в годы войны нашел свое отражение и в литературе, и в музыке.

Какие произведения о подвиге русского человека в годы войны вам известны? (Михаил Шолохов «Судьба человека», Александр Твардовский «Василий Теркин», Дмитрий Шостакович «7 симфония»).

Каждый из героев литературных произведений делал свой моральный выбор.

Каждому из вас придется в жизни делать моральный выбор.

Итак, внимание на экран! (ролик). Демонстрируется фрагмент видеоролика посвященный году молодежи. Обмен мнениями.

Наше общество не идеально, но каждый из нас должен понимать, что от его нравственной культуры и гражданской позиции зависит общество, в котором мы живем.

Как вы считаете, что поможет нашему обществу стать нравственно культурным? Внесите свои предложения, обсудив их в группе. На листах, которые у вас на столе, запишите эти предложения. (5 минут)

Представитель от группы у доски должен обосновать выбор группы.

вывод:

СЛАЙД 10

Ребята, так что же для Человека важно – быть или казаться? (Ответ)

Давайте заменим понятие «человек», понятием «гражданин».

Прочтите, что у нас получилось?

СЛАЙД11

Что для гражданина важно? (Для Гражданина важно быть!!!)

СЛАЙД 12

ИТОГ: предлагаю голосованием ответить на вопросы:

Добро – это только то, что приносит выгоду? (НЕТ)

Каждый день человек оказывается перед выбором – сделать что-то как удобней или как должно? (ДА)

«Человек… есть лишь то, что сам из себя делает?», - считал французский философ Ж.-П. Сартр. (ДА).

БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА РАБОТУ

РАБОЧИЙ ЛИСТ