Коррекционная педагогика
-
Решение тематических кроссвордов по математике как средство активизации запоминания математической терминологии 2011
К многочисленным факторам, влияющим на процесс запоминания умственно отсталыми школьниками учебного материала, относится способ его восприятия. Учащиеся успешнее припоминают тот материал, запоминание которого происходит с использованием вспомогательных средств и приемов. Одним из приемов, способствующих активизации запоминания математических терминов, является применение кроссвордов, о чем и рассказывается в данной статье.
-
РиАК открытый урок. Тема: «Узнавание звука в слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание и называние буквы в слове. Написание заглавной буквы по контуру и по опорным точкам. Буква С» 2023
Задачи урока: закреплять умение выделять звук С в словах, определять его местонахождение в слове, умение подбирать слова с данным звуком; добиваться отчетливого и правильного произношения звука С в словах и фразах; закрепить навык писать букву; учить читать целое слово методом глобального чтения; формировать умения использовать средства альтернативной коммуникации при ответах на вопрос; вырабатывать умения применять полученные знания в новых условиях.
-
Римская нумерация. Запись чисел от 1 до 12 римскими цифрами 2011
Урок раскрывает решение одной из основных задач обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида – формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, а также при изучении других предметов. Презентация дополняет урок наглядным материалом, а также позволяет провести самостоятельную работу на закрепление изученной темы.
-
Рисование двумя руками 2021
Для протекания любого психического процесса необходимы ситуации, где каждое полушарие не только работает эффективно, но и находится в постоянном диалоге с другим. Рисование двумя руками одновременно – одно из упражнений, способствующих стимуляции правого и левого полушария.
-
Рисование двумя руками. Значение коррекционного приема в работе с детьми 2020
Рисование одновременно двумя руками способствует развитию интеллекта и речи. Рисуя двумя руками одновременно, у ребенка включается механизм «единства мысли и движения», благодаря чему образуется большое количество нервных волокон, что способствует развитию сенсомоторной, пространственной и зрительно-моторной координация, повышается произвольность внимания и развивается усидчивость. Врожденных связей между зрительным анализом и движении рук не бывает, они формируются постепенно, если ребенок регулярно выполняет упражнения в виде двигательно-графического копирования, его мозг учиться оперативно переводит визуальную информацию в ее двигательно-графический аналог.
-
Рисование жука в технике монотипии. Конспект урока изобразительного искусства в 1-м классе специальной (коррекционной) школы 2016
Данная презентация помогает сделать урок более красочным, каждый слайд расширяет знания детей о видах жуков и среде их обитания. Понятия «симметрия» и «монотипия», «основные и составные цвета» закрепляются зрительно в детской памяти. При проведении игры есть возможность сравнить детский результат с правильным решением. Подведение итогов – выставка детских работ, даёт возможность сравнить данные работы детей с предложенными в презентации.
-
Рисование петушка необычными способами (пальчиковое рисование) 2013
Младшим ученикам интересно заниматься пальчиковой изодеятельностью. Достаточно проявить творчество и фантазию, и из отпечатков пальцев получатся яркие, замечательные, сказочные петушки.
-
Ритмико-пластические упражнения в игре и танце. 4-й класс 2011
Занятие служит для развития у учащихся координации речи и движений в заданном темпе под музыку.
-
Ритмо-рифмовки в работе с детьми с нарушение речи 2020
Представлены ритмо-рифмовки в работе с детьми с нарушение речи.
-
Родительская конференция на тему «Свободное время подростков. Профилактика правонарушений» 2014
Не умея утвердиться в учебе, спорте, творчестве и общественных делах, подростки стремятся к этому в компаниях старших ребят, свободному, «взрослому» образу жизни. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, развивающих, возможности предупреждения и преодоления.
-
Родительское собрание "Первые проблемы подросткового возраста" 2023
Задачи родительского собрания: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
-
Родительское собрание "Режим дня учащихся 1–4-х классов коррекционных классов VIII-го вида" 2013
Цель родительского собрания: пополнять запас знаний родителей о режиме дня ученика, формировать у ребенка бережное отношение к здоровью.
-
Ролевая познавательная игра "Жизнь без сигарет" 2011
Цель занятия – знакомство учащихся с историей возникновения табакокурения, его отрицательным воздействием на организм человека; воспитание у учащихся негативного отношения к курению.
-
Роль воспитателя в приготовлении домашних заданий учениками коррекционной школы VIII-го вида 2012
Воспитанники коррекционных школ VIII-го вида – особая категория школьников. В подготовке домашних заданий учащимися в группе продленного дня главную роль играет воспитатель. Воспитатель применяет в своей работе различные формы и приемы, при которых знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление.
-
Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития 2023
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактические игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для нас важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Мы всегда стремимся к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
-
Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития 2022
Дидактические игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для нас важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Мы всегда стремимся к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она используется при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.
-
Роль и значимость педагога-психолога в развитии детей с умственной отсталостью 2024
Умственная отсталость у детей – это сложное состояние, которое требует специального подхода и внимания со стороны педагогов и психологов, в том числе педагога-психолога. Специалист играет важную роль в поддержке и развитии детей с умственной отсталостью, занимаясь диагностикой, коррекцией и развитием психических процессов у таких детей. В статье рассматривается, какие функции выполняет педагог-психолог в работе с этой категорией детей, и приводятся конкретные примеры работы и их результаты.
-
Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект 2012
Работа с детьми, имеющими сложный дефект развития, происходит в разных направлениях: артикуляционные разминки, упражнения с речевым сопровождением, игры на развитие фонематического слуха, игры на развитие психомоторной сферы, логопедические минутки, речевые подвижные игры. В работе данные направления рассматриваются подробно.
-
Роль игры в формировании произвольного внимания 2015
Игра даёт возможности всем детям равноправно участвовать в игре и не чувствовать свою неспособность, внутренняя структура игры обнаруживает уровни дифференцирования участия детей, незаметные для самих участников. Нестандартные уроки повышают интерес детей к учёбе, вызывают стремление к получению знаний, способствуют созданию эмоциональной обстановки, что необходимо для активного усвоения материала.
-
Роль классного руководителя в формировании у обучающихся навыков здорового образв жизни 2024
Успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других факторов, определенным уровнем физической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это позволяет выдерживать значительные психо-физические нагрузки, связанные с новым – школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Формирование здорового образа жизни детей должно происходить при совместных усилиях школы, семьи, общества.
-
Роль логопедического массажа 2019
Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В.Новиковой). Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.
-
Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи 2011
Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Одним из видов речевой работы является логоритмика. Она помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного, эмоционального состояния детей, а значит лучшей результативности в усвоении знаний.
-
Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста при корректировке речевых недостатков 2010
С медицинской точки зрения занятия музыкой, пением, наряду с другими методами лечения, благотворно влияют на коррекцию речи. Малышей, страдающих этим дефектом можно не только лечить в медицинских учреждениях, логопедических садиках, но и оказывать им помощь в музыкальных школах. Систематическое применение двигательных, дыхательных, вокальных упражнений, а так же развитие исполнительских навыков положительно сказывается на умственном развитии детей, развитии речевых и языковых навыков.
-
Роль наглядности и практической деятельности в обучении детей с умеренной умственной отсталостью 2022
При подготовке уроков нужно учесть, что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.
-
Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий у детей с ограниченными возможностями здоровья 2011
Зрительные опоры – один из путей формирования природоведческих понятий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Схемы помогают выделить из всех признаков самые существенные, демонстрируют структуру формируемого понятия, устанавливают основные взаимосвязи и отношения в изучаемых объектах. Моделирование учит мыслить, анализировать, делать выводы, искать решения на поставленные вопросы. Работа со схемами развивает познавательную активность учащихся.
-
Роль педагога в формировании психологической готовности к ОГЭ у учащихся с особыми образовательными потребностями 2022
В современном мире каждый учащийся образовательных учреждений проходит процедуру итоговой аттестации. Сдача основного государственного экзамена у девятиклассников является одним из важнейших моментов школьной жизни. Подготовка к сдаче ОГЭ является сильным психологическим фактором, оказывающим влияние на внутреннее состояние и эмоциональное настроение каждого учащегося. Это обусловлено чаще всего эмоциональным напряжением, состоянием повышенной тревожности личности. Для успешного прохождения процедуры ОГЭ необходимо осуществлять предметную и психологическую подготовку школьников.
-
Роль подвижной игры в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 2012
В статье рассмотрено значение подвижных игр в процессе физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Подвижные игры занимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и в реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.
-
Роль психомоторного и сенсорного развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 2023
В данной статье раскрыто значение психомоторного и сенсорного развития детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталости). Представлены основные направления работы по психомоторному и сенсорному развитию, перечислены игры и упражнения, которые могут использовать педагоги, специалисты в своей работе с детьми ОВЗ.
-
Роль семьи в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР 2012
Эффективная коррекция ОНР и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной работе педагогов и родителей дошкольника. Педагогам следует помочь родителям стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Работа с родителями в логопедической группе с ОНР представляет отдельный блок разновариантных моделей взаимодействия. Эта работа тщательно планируется, осуществляется целенаправленно и регулярно.
-
Роль сказок в процессе обучения глухих учащихся чтению 2012
Трудно переоценить значение чтения сказок глухими детьми с ЗПР, т.к. эта работа дает необычайно широкие возможности для реализации коррекционных задач в обучении, воспитании и развитии учащихся. В статье подробно описаны все этапы работы по чтению сказок, указаны особенности методики, обозначены цели и представлены хорошие результаты преподавания.