Конспект урока русского языка для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Тема: "Разделительный твердый знак после приставок". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 7

Ключевые слова: Разделительный твёрдый и мягкий знаки


Цель – углубить знания учащихся о правописании Ъ после приставок.

Задачи:

  • повторить знания о составе слова;
  • повторить правописание приставок;
  • повторить значение Ъ и его местоположение в слове.
  • коррекция внимания через «Исправь ошибки» и мышления через слова с переставленными буквами.

Особенности класса: два неговорящих обучающихся, один обучающийся с РАС.

Ход урока

1. Организационный момент

Раз, два – выше голова,
три, четыре – плечи шире,
пять, шесть – тихо сесть.

Проверка на наличие школьных принадлежностей.

Сегодня у нас немного необычный урок. Сегодня на уроке у вас появится возможность поработать учителем и оценить себя самого. Ваша оценка зависит от вас. Каждое задание вы сами оцениваете в табличке, а затем высчитываете средний балл, который и будет итогом вашего урока. (Карточки)

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Сегодня до вас на урок приходил наш Василий и оставил вам такое послание. («Найди ошибку»)

Осинь обявила вайну теплу. Сёжились травы, за вяли цвиты, зо мерзли их карешки.

Исправьте ошибки. Какие правила забыл Василий? (правописание безударной гласной, правописание приставок и правописание Ъ после приставок).

- А какие правила мы уже с вами повторили?

- А над каким правилом мы будем работать? (Ъ)

Дома вы должны были повторить правила. Давайте проверим вашу готовность.

Какие части слова вы знаете? Дайте определение корню, приставке.

(для неговорящих и РАС карточки)

О какой части слова мы говорили на последних уроках?

Как проверить слово с безударной гласной в корне слова?

Как писать приставки со словами?

Какие приставки вы знаете? Приведите примеры слов с приставками.

3. Постановка темы урока

Сегодня на уроке:

  • Мы вспомним, что такое приставка
  • Мы вспомним, для чего нам нужен Ъ
  • Мы вспомним, когда и где пишется Ъ

Поставьте себе отметку за этот этап урока.

4. Работа по теме урока

- О чем нам говорит это стихотворение?

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова. (Ответы детей)

- Правильно. Ответили на первый вопрос?

Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Правописание разделительного Ъ после приставок».

1 упражнение «Третий лишний». Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор. (устно)

Домашний, добежал, дорога, дорогой
Поохали, забегали, написали, достучались
Съёжились, подъехали, выехали, объявили.

2 упражнение. Выпишите приставки из данных слов в 2 столбика. По какому принципу вы их разделите?

  • 1 ст.: до, по, за, на.
  • 2 ст.: с, под, об.

Одни приставки оканчиваются на гласную, а другие на согласную.

Оцените себя.

3 упражнение. Посмотрите внимательно на эти пары слов, запишите их в тетрадь:

  • Объявление – обход
  • Подъезд – подкоп
  • Съёмка – сплав

Выделите в словах приставки. Подчеркните последнюю букву в приставке и первую букву в корне. Для чего нужен Ъ?

Какой вывод о правописании этих слов можно сделать? Вам в этом поможет учебник на стр. 51.

(Если приставка оканчивается на согласную, то перед гласными Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ. Разделительный Ъ обозначает, что согласный звук не сливается с гласным.

Мы ответили на второй вопрос.

Оцените себя.

5. Физминутка

«Не ошибись, пожалуйста».

Если в слове нужен Ъ, выполняем 1 движение, если нет – 2. Работа с пиктограммой.)

4 упражнение. Самостоятельная работа. Ну а Василий оставил нам ещё одно послание. Он зашифровал слова так, что ничего не понять. Помогите их расшифровать.

Съелахи, помъёд, объетк, съявзил, заялвение, пелеретел, объёнмый, проялвение, одтал, подрибает.

Запишите слова в 2 столбика. Выделите приставку. (Для слабых – слова без шифрования списать, выделить приставки).

Оцените себя.

5 упражнение. Запишите текст, вставь, где нужно Ъ. Выделите приставку. (для слабых списать текст, подчеркнуть слова с разделительным Ъ)

От…едается медведь летом, чтоб к зиме на…брать по…больше жиру. По…падется гнездо тетерки – с…ест птенцов. За…сунет в муравейник лапу – об…лижет муравьев. За…зевается лесная мышка – не об…яснится медведь, с…ест и её.

Проверка. Оцените себя.

6. Тест – итог

Найдите правильный ответ обведите в кружок. Будьте внимательны. Ответы коварные.

о

Ъ пишется после согласной буквы.

т

Ъ пишется после приставки.

м

Ъ пишется после гласной буквы.

л

Ъ пишется перед корнем.

а

Ъ пишется после корня.

и

Ъ служит для разделения гласного и согласного звуков.

з

Ъ пишется между двумя гласными буквами.

ч

Ъ пишется между согласной и гласной буквами.

н

Ъ пишется перед буквами е, ё.

я

Ъ служит для смягчения согласного.

о

Ъ пишется перед буквами ю, я.

Если вы правильно ответили на все вопросы, вы сможете прочесть слово. Какое?

7. Домашнее задание

Упр. 70 на стр. 52 по заданию. (Разобрать в классе).

8. Оценивание. Самооценка

- Оцените свою работу на уроке. Подсчет баллов.

9. Рефлексия

Возьмите карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял

- Какое задание больше всего понравилось?

- Вызывает ли затруднение написание приставок?

- Как не ошибиться в написании изученных приставок?

- За активную хорошую работу на уроке я всех благодарю! Урок окончен. Можете быть свободны.

Приложение