Одной из задач образовательной программы дошкольного образования является знакомство детей с окружающим миром. Посуда является одним из предметов позволяющих ближе познать мир вокруг нас.
Дети с ЗПР в недостаточной степени имеют представления о посуде, ее видах, свойствах, назначении. Они не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, так как они имеют бедный словарь прилагательных и глаголов.
Знакомство с посудой помогает развивать мышление, память, внимание. Играя с посудой, дети учатся взаимодействовать друг с другом, у них развиваются социальные и коммуникативные качества, обогащается словарный запас.
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в ходе реализации проекта «Посуда».
Задачи:
- обобщить и расширить представления о посуде, о ее внешних признаках, видах, свойствах, назначении;
- обогатить и активизировать словарь по теме «Посуда», упражнять в словообразовании, развивать связную речь;
- развивать психические процессы: слуховое, зрительное внимание, восприятие, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам окружающего мира, желание помогать взрослым;
- развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- дети знают и называют посуду, ее отличительные признаки, виды, свойства и назначение;
- владеют обобщающим понятием; умеют составлять описательный рассказ о посуде с использованием опорной схемы.
- узнают посуду по описанию, находят сходства и различия предметов посуды по нескольким признакам;
- владеют навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.
Ход проекта
На предварительном этапе подготовки к проекту воспитатели провели опрос среди детей по «Модели трёх вопросов».

На основании интересующих детей вопросов в формате «Плана-паутинки» были запланированы следующие мероприятия:

В рамках проекта были проведены занятия по развитию речи и знакомству с окружающим миром.
На данных занятиях с детьми были проведены беседы о видах посуды, о её назначении, об истории появления и совершенствования.
Исходя из психофизических особенностей детей с задержкой психического развития, на занятиях использовались приемы визуальной поддержки в виде презентаций, картинок, альбомов, непосредственно предметов самой посуды.
Дети учились составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схемы, а также заучивали стихи о посуде, опираясь на мнемотаблицы.
На занятиях по развитию речи дети играли в игры, направленные на словоизменение: «Один-много», «Большой-маленький», «Скажи ласково» и др.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Познакомились с самоваром.

Совместно с родителями организовали выставку посуды.

Поиграли в магазин, где дети принимали на себя разные роли.

Экспериментальным путем выяснили возможности применения посуды.

Об итогах проекта: проект получился насыщенным, объединил в совместной творческой и познавательной деятельности всех участников: детей и родителей, воспитателей и специалиста.