Задачи современного инклюзивного образования заключаются в успешной адаптации ребенка в современном мире, успешность складывается из его мироощущения и восприятия. Задача педагогов заключается в раскрытии внутреннего потенциала ребенка для успешного проживания им детства.
Образование детей - один из наиболее важных вопросов, стоящих перед семьями. Образование ребенка с нарушениями в развитии, это серьёзная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем детям, включая детей с ОВЗ, тем не менее, родители обеспокоены, о наличии в образовательном учреждении условий для реализации образовательного процесса по ведущему нарушению ребенка.
На сегодняшний день в ГБОУ Школа №1905 воспитывается восемьдесят шесть обучающихся с особыми возможностями здоровья. Данный факт говорит о востребованности инклюзивного образования.
Новый универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию (включение) как "процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого".
Как педагогическое понятие инклюзия имеет несколько иной смысл. Это не просто обучение детей с нарушениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместная жизнь всех воспитанников в стенах образовательного учреждения, организованная как часть жизни граждан государства.
Проблема инклюзивного подхода в образовании стала чрезвычайно актуальной особенно в последние десятилетия в связи с осознанием необходимости оптимального включения в процесс образования детей с ограниченными возможностями. В силу своей сложности, эта проблема пока не имеет однозначного решения.
Так, существует точка зрения, в соответствии с которой, инклюзия детей с особыми проблемами приносит больше вреда, чем пользы. Другие исследователи полагают, что при всех плюсах инклюзивного образования, все таки пока еще не создана материально-техническая база для его реализации, равно как и отсутствует достаточный уровень подготовленности специалистов, связанных с этим процессом.
Тем не менее, инклюзивное образования все более завоевывает позиции среди педагогов, и все более становятся частью нашей профессиональной жизни. При этом чаще всего инклюзия связывается с наличием у ребенка каких-то действительно тяжелых проблем, наличием инвалидности, — в области слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи. Но существует и более широкий подход к проблеме инклюзии, который предполагает включение абсолютно каждого ребенка, то есть и нормотипичного в том числе, а не только детей с нарушениями развития, в социум, в котором каждый чувствовал бы себя комфортно. И более того, такая инклюзия должна помочь воспитаннику проявить и развить все те способности, которые у него имеются, в максимальной степени.
Именно такой подход представляется в настоящее время наиболее перспективным и актуальным и для дошкольного отделения являющимся частью ГБОУ Школа №1905
Наличие немаловажных проблем, которые мешают комфортному включению ребенка в социум, можно видеть на следующем примере. Как известно, у многих детей с речевыми нарушениями, или с задержкой психического развития, часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная лабильность, недостаточная стрессоустойчивость, когда в стрессовой ситуации, или просто новой, необычной ситуации у такого ребенка возникает некое блокирование психических функций и волевых действий. В результате ребенок не отвечает на вопрос, даже если знает на него ответ, он не выполняет задание в присутствии постороннего человека, хотя только что, выполнял его в более комфортной для себя обстановке, так же, испытывает трудности с публичными выступлениями, например, во время детских праздников, таким образом демонстрирует более низкий уровень развития, чем он есть на самом деле.
Поскольку эти дети обучаются в массовых группах, они кажутся уже как бы заведомо включенными в процесс инклюзивного образования. Но все дело в том, что по-настоящему инклюзивный подход подразумевает не просто механическое включение детей с нарушениями в группу наряду с детьми без нарушений, этого явно недостаточно, а предполагает целенаправленное воздействие на абсолютно каждого ребенка, с тем чтобы его пребывание в этой группе было комфортным и способствовало бы его самореализации.
При таком подходе необходимо создание особой единой профессиональной среды, серьезное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка, поиск разных форм реализации инклюзивного подхода, и предполагает создание комфортных образовательных условий, коими являются индивидуальный и дифференцированный подход. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в инклюзивных группах является чрезвычайно важной. Она связана с разнообразием типологических особенностей воспитанников.
Разграниченный подход предполагает, что, педагог при организации образовательного процесса с группой разбивает воспитанников на подгуппы. Критериями разделения на подгруппы служат:
- познавательные способности воспитанников;
- степень познавательной активности;
- специфика особых образовательных потребностей;
Для каждой из микрогрупп педагог по возможности будет отбирать содержание образования: объем, сложность, темп в котором будет работать. Разными будут методы и приемы обучения, формы и средства контроля.
Индивидуальный подход предполагает, создание благоприятных условий обучения, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Также, очень важным является взаимодействие в образовательном процессе специалистов, музыкального руководителя, преподавателя физической культуры, воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и в каждом отдельном случае мера такого сотрудничества может быть разной.
Во многих случаях представляется особенно актуальным взаимодействие и тесное сотрудничество учителя-дефектолога и педагога группы. Такое сотрудничество необходимо и в процессе диагностики, и в процессе создания индивидуального маршрута развития ребенка, и его реализации. Так, например, и учителем-дефектологом, и воспитателем выявляются нарушения не только в своих, областях, но и в общих образовательных областях. Учитель-дефектолог отмечает, к примеру, у конкретного ребенка затруднения при складывании разрезных картинок, а воспитатель со своей стороны отмечает более высокий уровень выполнения тестовых заданий с опорой на слуховой канал, нежели на зрительный. Отсюда возникает возможность совместной работы в области развития у ребенка пространственных отношений, зрительного гнозиса и праксиса, и такая работа очень важна, поскольку именно это лежит в основе профилактики возникновения у ребенка в школьном возрасте оптической дисграфии.
Инклюзивный подход предполагает и более тесное сотрудничество с родителями, которое может осуществляться в разных формах, так, логопедические занятия могут проводиться иногда в форме совместных занятий детей с родителями. Это очень полезно для детей, поскольку создает для детей необычную, новую обстановку, и дети учатся приспосабливаться к изменениям обстановки. Родителям это также может быть интересно, так как они могут получить на таких занятиях и какие-то новые для себя знания, и по-новому взглянуть на своих детей, лучше понять и реальные достижения ребенка, и те трудности, которые он может испытывать.
Одной из форм реализации инклюзивного подхода могут быть и совместные подгрупповые занятия детей с нарушениями и детей без нарушений, такие совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей коммуникативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение друг к другу, стремление помочь в выполнении заданий. Дети воочию видят, что у каждого из них могут быть проблемы – кто-то не умеет правильно произносить звуки, а кто-то умеет, у кого возникают трудности на занятиях математикой при пересчете предметов, определении количества предметов, зато все вместе могут преодолеть возникшие трудности с помощью специальных игровых приемов предлагаемых педагогами, и у ребенка начинает получаться, тогда он уже включен в процесс и обучения, и все за него рады и поддерживают его.
Для успешного развития эмоционально-волевой сферы, повышения уровня стрессоустойчивости можно отметить такую форму реализации инклюзивного подхода, как музыкальная деятельность.
Совместная работа на приподнятом эмоциональном фоне детей с нарушениями и без таковых, с музыкальным руководителем – совместные занятия, репетиции – приносит много радости детям. Для многих, это как раз та деятельность, в процессе которой они и не только получают новые для себя навыки – в области сценической речи, сценического движения и т.д., и развивают свои способности, но и учатся постепенно в чем-то преодолевать себя, справляться с теми трудностями, которые у них имеются, – и в плане речи, и в плане коммуникации, и в плане эмоций, то есть происходит коррекция психоэмоционального фона и развитие личности ребенка.
Подводя итог всему вышесказанному хочется отметить что, организация совместной работы детей с нарушениями и без них, а также специалистов, воспитателей, родителей по реализации инклюзивного подхода в разных формах, интересных для детей и для взрослых, разумных в плане учета возрастных и личностных особенностей детей, позволяет в условиях массовой группы дошкольного отделения ГБОУ Школа №1905, создать психологически комфортную обстановку, в которой каждый из воспитанников имеет возможность и преодолеть имеющиеся у него проблемы, и в максимальной степени проявить и развить имеющиеся у него способности.
Используемая литература
- Актуальные проблемы инклюзивного обучения / материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. М.: «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», 2001.
- Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология, № 4, 2005.