Преимущества использования в работе технологий разноуровневого обучения детей с ТМНР

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: дети с ТМНР


Статья расскажет преимуществах технологии разноуровневого обучения детей с ТМНР, дети с ТМНР входят в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Несколько слов о детях данной категории.

По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с особыми образовательными потребностями (ООП) :

  • «Дети-инвалиды»
  • «Дети с ОВЗ» (ограниченные возможности здоровья)

Дети инвалиды - это дети имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, которые имеют справку об инвалидности, которую выдает только врачебно-трудовая экспертная комиссия.

Дети с ОВЗ - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальный условий. Отличие между ребенком с ОВЗ и ребенком инвалидом заключается в том что ребенок с ОВЗ не всегда имеет « розовую» справку. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Различают следующие категории детей с ОВЗ:

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
  • Дети с нарушением речи
  • Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталость разной степени)
  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Дети с нарушением опорно — двигательного аппарата (ДЦП)
  • Дети с нарушением эмоционально — волевой сферы (расстройство аутистического спектра)
  • Дети с множественные нарушениями (сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП).

Категория «Обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК.

Формы обучения детей с ОВЗ:

  • в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
  • в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
  • в коррекционном саду или коррекционной школе,
  • на дому или по форме семейного образования,

Если родители ребенка с ОВЗ после детского сада решают отдать его в общеобразовательную школу, то специально для него создают:

  • АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка),
  • АООП (Адаптированную основную образовательную программу, которая пишется на уровень образования — например, младшее звено),
  • ИУП (Индивидуальный учебный план, разрабатывающийся с учетом потребностей конкретного ребенка),
  • СИПР (Специальную индивидуальную программу развития, которая разрабатывается для ребенка, испытующего трудности в усвоении программы в соответствии с возрастной нормой).

Перед поступлением в школу ребенок с ОВЗ проходит центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. По рекомендации цПМПК ребенок с ОВЗ может пойти в школу с 8 лет.

Я работаю в классе где дети имеют сложную структуру дефекта и сталкиваюсь с такими проблемами как:

  • у детей ограниченные представления об окружающем мире;
  • повышенная впечатлительность (тревожность), болезненно реагируют на повышенный тон голоса;
  • повышенная утомляемость, они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми и с трудом могут сосредоточится на задании;
  • повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Поэтому в этом случае с ребенком надо разговаривать спокойным тоном и проявить терпение;

Для того чтобы обучить каждого ребенка со сложной структурой дефекта, используют разноуровневый подход к обучению. В настоящее время эта технология обучения является одним из ключевых направлений школы.

Технология разноуровневого обучения - технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно она актуальна в нашей школе, где обучаются дети с ОВЗ.

Технология используется для решения таких проблем как:

  • Снятие психоэмоционального напряжения, предупреждении тревожности и агрессивности с помощью системы методов коррекции, компенсирования нарушений в развитии ученика;
  • Коррекция и развитие психических процессов, базовых способностей всех компонентов продуктивного интеллекта и их включение в учебный процесс;
  • Формирование положительной мотивации учебной деятельности;
  • Основной организационный формой образовательного процесса остается урок;

При реализации данной технологии в обучении, существуют определенные требования к организации урока:

  • Создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения;
  • Основа мотивации учебной деятельности-познавательный интерес;
  • Сочетание рационального и эмоционального, специальные коррекционные методы, игровые приёмы и формы работы, занимательный материал, материал практического содержания и прикладного характера;
  • Личностно-ориентированный подход как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи школьникам с трудностями в обучении;
  • Ход познания – «от ученика». Преобразующий характер деятельности учащихся;
  • Гибкая структура целей, задач, методов обучения, приёмов и форм работы, средств организации урока в зависимости от назначения урока, его содержания и возможностей ученика.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:

  • изучение нового материала;
  • контроль знаний на уроке;
  • текущая проверка усвоения пройденного материала;
  • самостоятельные и контрольные работы;
  • организация работы над ошибками;
  • уроки закрепления;

Создание условий для познавательной активности достигается специально организованным обучением. Оно предполагает дифференциацию учащихся с учётом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом.

По степени выраженности нарушений в развитии учащихся выделяются 3 основные группы:

  • 1 группа – дети с наиболее высоким уровнем обучаемости;
  • 2 группа – дети со средним (базовым) уровнем обучаемости;
  • 3 группа – дети с низким уровнем обучаемости;

Выделяют ещё 4 группу – группу учебного риска. Работа с такими детьми ведётся только по индивидуальным образовательным программам. По результатам диагностирования класс делим по уровням:

1-я группа - ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.

Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; умеют раскрывать сущность понятий. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-я группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам). Учащиеся обучаемы, проявляют положительное отношение к учебному процессу. Для таких детей характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Однако не могут самостоятельно выделять признаки предмета; их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимо многократное повторение. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для учащихся трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке). Для таких детей характерно: низкий уровень сформированности познавательного интереса, мотивации учения, быстрая утомляемость, пробелы в знаниях, игнорирование трудных заданий. Ученики медлительны, апатичны, не успевают за классом. В отсутствии индивидуального подхода, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса. При организации дифференцированного обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной мотивации. Состав групп позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на «зону ближайшего развитии» каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для учащихся. Каждое задание предполагает определенные цели и требования .Работая в режиме технологии разноуровневого обучения, ученики получают возможность вариативного подхода к отбору заданий, их объёма с учётом времени выполнения задания, уровнем развития познавательной деятельности и индивидуальными возможностями, стилем учебной деятельности. Такая организация деятельности учащихся на уроке способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, снижает учебный негативизм детей, позволяет ученику понять свои возможности, почувствовать состояние успеха, преодолеть стрессообразующие ситуации. Применяя технологию разноуровневого обучения, учитель планирует в своей деятельности реализацию факторов здоровьесбережения, предотвращение стрессовых ситуаций, снятие негативного опыта учебной деятельности ребёнка.

Технология разноуровневого обучения включает личностную и социальную составляющие в организации образовательного процесса. Это означает, что в педагогической деятельности учителя, работающего по данной технологии, необходим особый стиль общения с учениками: умение увидеть, понять и принять каждого. В отношении каждого ученика должны быть сформированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, терпение. Учитель ориентирован на партнерство, сотрудничество, содружество. В ходе взаимодействия учащимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения, ребенок имеет право на ошибки. Необходимо исключить авторитет силы, диктата, а также насмешки, снисходительности, злорадства. Применение технологии разноуровневого обучения даёт возможность для построения продуктивных отношений детей друг с другом, формирования коллектива. Здесь необходима работа, предполагающая использование различных форм общения, включение в учебный процесс активных методов обучения: игровых, тренинговых, деловых игр, групповых форм работы, обучающих социальным навыкам, сотрудничеству. Очень важно обратить внимание на подбор учебного материала, рассчитанного на использование личного опыта. Учитель целенаправленно концентрирует внимание и интерес детей к внутреннему миру другого – его мыслям, знаниям, формам деятельности. Учит видеть состояние товарища, воспитывает терпимость, дружелюбие, умение выражать свои чувства, входить в положение другого. Это способствует предотвращению конфликтных ситуаций, формирует умение общаться, толерантное поведение, а значит и снятие стрессовых ситуаций.

Список литературы

  1. Алексеева А.В. Применение новых педагогических технологий //начальная школа. 2014. №2. С. 13-17.
  2. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 2011. – 332 с
  3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 474 с. – С. 222-229.
  4. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования. Психологическое обозрение. № 2 (5). 2007. С. 6.
  5. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие. / Под ред. Н.Н.Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 2009 – 327 с.
  6. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. - М.: Новая школа, 2010 – 381с.
  7. Луданская Н.Л. Пути использования новых технологий в начальных классах // Нач. школа. 2012. №4. С. 44-48.
  8. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение. 2016. – 510 с.
  9. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. 4-е изд. М.: Академия, 2008. – 176 с.
  10. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Академия, 2009. – 192 с.
  11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. 4-е изд. / Под ред. Смирнова С.А. М.: Академия, 2000. – 512 с.
  12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008 – 368, с. 266-297.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 2000 – 280с.
  14. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 2014. – 318с.
  15. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Шамова Т.И. Белова С.И., Ильина И.В. и др. М.: Академия, 2015. – 192 с.