Класс: 4–5.
Цель: Познакомить с ролью леса в жизни человека и природы.
Задачи урока:
- Способствовать расширению знаний детей о значении леса в жизни человека.
- Развивать мышление, обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесным богатствам.
Необходимое оборудование и материалы: толковый словарь, карта «Природные зоны России», ветки деревьев, памятка 1 «Значение леса в жизни человека», памятка 2 «Значение леса в природе», разрезные картинки, фотографии животных и растений, карточки с домашним заданием, подготовительный материал к уроку (карточки по профессиям), музыкальная запись «Звуки природы: пение птиц».
Ход урока
I. Оргмомент
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так давайте начинать,
Чтоб скорее всё понять.
- Сядьте удобно. Начинаем урок.
II. Сообщение темы урока
- Ребята! Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку и поймёте, кого я имею в виду. Это и будет тема сегодняшнего урока.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук.
И тысячи ладошек.
(Лес)
- Правильно.
Открывается тема урока.
III. Актуализация знаний
Звучит музыкальная запись «Звуки природы: пение птиц».
- Хочешь знать, что значит лес?
Это сосны до небес,
Ели да осины, да кусты калины.
Шелест листьев в синеве,
Утром пенье птичек,
И в некошеной траве
Огоньки лисичек.
Лес меняется, растёт
Долгими годами,
Всё живое в нём живёт,
Вечно дружит с нами.
- Что такое лес? (Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
- Ребята, всем вам приходилось бывать в лесу.
- Чем запомнилось Вам посещение леса?
Педагог предлагает детям рассказать о лесе, при затруднении может задать следующие вопросы:
- Какой воздух в лесу? (чистый, свежий).
- Чем пахнет в лесу? (хвоёй, грибами, травами, сырой землёй).
- Какие звуки вы слышали? (птичье пение, треск сучьев, шорох листвы и т.п.)
Молодцы! Много уже знаете о лесе.
Хотите узнать еще больше? Итак, приступаем…
IV. Работа по теме урока
1. Определение понятия “Лес”
Чтобы нам ребята узнать, что означает слово «Лес» мы обратимся к толковому словарю.
Вывешивается толкование слова “Лес – это множество деревьев растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами”.
- Как вы понимаете выражение “сомкнутые кроны”? (Ветви одного дерева плотно примыкают к ветвям другого дерева).
2. Территория леса
Ребята, перед вами карта.
- Это карта какого государства? (России).
- Посмотрите на условные обозначения и скажите, какими цветами обозначена на ней территория леса? (Голубым и зелёным).
- Скажите, какую часть земли в нашей стране занимают леса? Большую или меньшую?
- Верно, леса занимают большую часть территории России.
- А какие деревья растут в наших лесах, вы знаете? (да).
Сейчас я вас проверю.
Д/И «Узнай дерево по описанию» + «Составь букет»
Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зелёные круглый год. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (ЛИСТВЕННИЦА)
Дотронься летом до ствола этого дерева, он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (БЕРЁЗА)
Сверху листья этого дерева зелёные, а снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать. (ОСИНА)
(показ веточек деревьев, выбор по ответам)
Это – вечнозеленое высокое дерево с пушистой кроной, вместо листьев иголки. Живет е в среднем 300 лет и вырастает до 50 метров. Наряжают на праздник. (ЕЛКА)
Стройное, высокое дерево с красивыми золотистыми стволами. Иголки сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе. ( СОСНА)
Величественное, мощное дерево. Высота - 40–42 метра, толщина ствола — до 2 метров. Хвоя длинная, 7–15 сантиметров, тёмно-зелёного или ярко-зелёного цвета. Живёт до 500 лет. Шишки крупные, размером с большое гусиное яйцо, созревают на второй год, опадают вместе с семенами (КЕДР)
- Молодцы, справились с заданием! Посмотрите, какой лесной букет у нас получился
3. Значение леса для человека
Послушайте стихотворение «Русский лес» С.Никулина, а прослушав его скажите, чем является лес для человека.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно всё со дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
- О чем говорится в этом стихотворение?
- Так чем же является лес для человека?
- А почему лес аптека?
- Что ещё человек находит в лесу?
- А как лес может обогреть человека?
- Значит лес для человека источник топлива.
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
Лес – наше богатство. Как вы думаете, почему мы так говорим?
(Педагог предлагает учащимся высказать свое мнение и подводит их к выводу, что лес – прежде всего ценное сырьё для промышленности).
На вопрос: “Что можно сделать из древесины?” люди разных специальностей ответили бы, наверное, по-разному.
Познавательная игра (музыкант, повар, врач, художник, строитель)
- Подумайте и скажите, как ответит на этот вопрос Строитель? (Дом)
- Что ответит МУЗЫКАНТ? (Музыкальные инструменты: рояль, скрипку, балалайку).
- Что ответит на этот вопрос ПОВАР? (Лес даёт нам дичь, грибы, орехи, ягоды).
- Что ответит ВРАЧ?
- Почему детские оздоровительные лагеря строят в лесу?
Педагог дополняет ответы детей: “Потому, что лесной воздух полезен для здоровья, особенно если в лесу растут сосны и ели. Значит, лес нужен нам для здоровья”.
- А вот, если обратиться к ХУДОЖНИКУ с вопросом “Зачем нам нужен лес?”, он непременно ответит: “Лес – это бесценная красота”. И эту красоту художники показывают нам на своих картинах.
- Итак, ребята, какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?
Педагог подводит детей к мысли, что лес имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому люди называют его своим богатством.
Вывешивается памятка «Значение леса в жизни человека.
Д/Игра «Составь разрезную картинку» (Картинки по количеству детей разрезать как ПАЗЛ)
Ребята, перед вами лежат конверты, достаньте пожалуйста его содержимое. Вам необходимо собрать из частей картинку.
Что у вас получилось?
Как лес связан с этими животными?
4. Физминутка
Пожалуйста, выйдите из своих парт. Сейчас мы с вами немного отдохнем.
По тропинке леший шел,
На полянке гриб нашел (ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок (Приседание)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,
(Потягивание рук верх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно.
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку (садятся на место).
5. Значение леса в природе
- Ребята, что значит лес для человека мы узнали. Сейчас давайте разберемся, какую же роль играет лес в природе. Приступаем…
Поставщик кислорода
Лес — это "кислородный цех", "легкие планеты». Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, которая занимается выделением кислорода. Это ребятам тем, чем мы дышим. Поэтому в лесу легче дышится, приходит здоровый, крепкий сон.
В чем значение кислорода для всего живого?
Лес — фильтр.
В крупных городах, где много заводов и фабрик, огромное значение имеют зеленые насаждения, зеленые зоны отдыха, парки.
Как вы думаете, почему в городах, где много пыли, копоти, ядовитых газов, лес так важен? (ответы учеников)
П: Верно, ребята! Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю.
Лес — защитник полей
Лес – защитник полей! Зеленой стеной стоит он на пути беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена.
Лес защищает и реки
Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле. Поля к этому времени солнце уже высушит, а в густом лесу – лужицы, кое-где по оврагам даже сугробы. Вода постепенно впитывается в почву, уходит под землю, чтобы невидимыми ручейками побежать из леса к рекам и речкам.
Итак, ребята, лес накапливает и задерживает в почве талую и дождевую воду. Леса защищают реки от обмеления: если лес по берегам водоёма вырубают, такой водоём быстро мелеет.
Лес является домом для многих животных и растений
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?
- Чем для них является лес?
- Для кого ещё лес является домом?
- Значит, лес – это еще и дом для растений и животных.
- Каких животных, обитающих в наших лесах, вы знаете?
Молодцы! Вы настоящие знатоки леса.
Итак, давайте подведем итог, какое значение имеет лес для природы.
(Вывешивается памятка 2)
6. Вред лесу, причиняемый человеком
- Ребята, подумайте и скажите, какой вред причиняет лесу человек?
Педагог помогает детям вспомнить, что пожары, свалки мусора и незаконные вырубки очень вредят лесу, и предлагает им ответить на следующие вопросы:
- К чему может привести неправильно разложенный или оставленный без присмотра костёр?
- Кто и что может погибнуть во время пожара в лесу? (Во время пожара в лесу погибает очень много деревьев и лесных животных).
- Какой вред наносит бытовой мусор?
Бытовой мусор из населённых пунктов очень часто вывозится в лес и не подлежит никакой переработке. А знаете ли вы, что бумага не сгнивает 2 года, а консервная банка, полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка сохраняются до 50-100 лет.
- Очень часто на огромных плантациях леса производятся незаконные вырубки.
Итог
Лес – наше богатство. Чтобы лес оставался всегда радовал нас своей красотой, чтобы мы могли пользоваться его богатствами, надо беречь и охранять его. Чтобы лесных богатств хватило не только вам, но и вашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, лучше два новых деревца. Берегите лес, и он отблагодарит вас за вашу любовь.
VI. Итог урока
- Наш урок подходит к концу. Что нового, интересного и полезного вы сегодня узнали?
- На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы, познакомимся с растениями леса, животными, птицами, насекомыми и другими лесными обитателями. Учитель отмечает активность ребят на уроке.
VII. Релаксация
Звучит спокойная расслабляющая музыка.
- Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Послушайте пение птиц и представьте, что вы в лесу. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет между веток. У вас прекрасное настроение……
- Откройте глаза. Потянитесь. Урок окончен. Всем спасибо.