Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), - это не заболевание, как ошибочно принято считать, а комплекс неврологических нарушений развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека [4]. Тогда, получается, раз расстройство аутистического спектра не является заболеванием, следовательно данное расстройство не лечится.
Симптомы сильно зависят от типа и степени тяжести РАС и обычно проявляются в возрасте до 2 лет. Как правило, дети с аутизмом испытывают потребность в строгом распорядке действий, который повторяется изо дня в день, то есть стереотипность. Даже небольшие изменения могут спровоцировать тревогу или истерику у ребенка и именно по этой причине, специалистам, которые работают с такими детьми, должны четко строить свою работу по воспитанию и социализации своих «особых» воспитанников.
Для того чтобы воспитатель и специалисты могли грамотно выстроить свою работу, им необходимо изучить все признаки детей, которые имеют данное расстройство. Давайте рассмотрим, что должны знать и учитывать специалисты при работе с ребенком с РАС. Специалисты должны учитывать, что:
- ребенку тяжело дается общение;
- ребенок не смотрит в глаза, избегает прямого контакта;
- не играет в совместные игры;
- имеет стереотипное поведение;
- старается все игрушки и вещи расставлять в определенном порядке;
- может не откликаться на свое имя, не обращать внимание на просьбы взрослого;
- не обращается за помощью;
- любое нарушение его обыденности приводит к истерике и непринятия, и т.д.
Диагностировать РАС можно после 1–1,5 года. Трудности в диагностике возникают из-за того, что симптомы могут проявляться по-разному. Так, чем быстрее развивается ребёнок, тем менее заметными они могут быть. Поэтому даже в странах с хорошо развитой диагностикой аутизм иногда выявляют только к 4–6 годам.
Работа воспитателя и специалистов с такими детками ведется исключительно на индивидуальном подходе, а так же составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка с РАС. Специалисты должен учесть особенности ребенка, его умения и навыки, на сколько ребенок может запоминать и выполнять просьбы, как он воспринимает помощь, как реагирует на других детей, может ли он работать в группе других детей, или же исключительно индивидуально. Давайте рассмотрим, в чем же заключается междисциплинарный подход.
Междисциплинарный поход выражается:
- В опоре на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка с РАС.
- Едином календарно-тематическом планировании всех специалистов.
- Проведении специалистами коррекционно-развивающих занятий придерживаясь единой тематики, при этом достигать свои цели и задачи.
В чем же заключается единый подход при междисциплинарной работе специалистов:
- работа с психологом: установление контакта, эмоционально-личностное общение, развитие навыков коммуникации;
- занятия с педагогом ЛФК (развитие двигательных навыков);
- занятие с музыкальным педагогом (развитие слухового внимания);
- занятия с дефектологом и логопедом («зоны ближайшего развития»);
- занятия с родителями: во время индивидуальной работы родители может присутствовать на занятиях для того, чтобы можно было наглядно показать и объяснить приемы и способы взаимодействия с ребенком, с целью закрепления навыков в домашних условиях.
Поскольку при расстройствах аутического спектра происходит нарушение базовых механизмов взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, решить трудности социализации непросто. Проблема также состоит в том, что отсутствие социальных ориентиров проявляется в раннем возрасте, что приводит к исключению из социума.
Чаще всего ребенок с РАС старается избегать контакта, как со взрослыми, так и с детьми. Междисциплинарный подход специалистов, работающих с такими детками должны учесть, что работа должна происходить последовательно, дозировано и постоянно. Давайте рассмотрим, как же должна строиться междисциплинарная работа всех специалистов работающих на группе с детьми имеющие расстройство аутистического спектра:
- необходим интегрированный подход;
- упорство и постоянство;
- слаженная совместная работа педагогов;
- дозировано преподносить учебный материал;
- подбор игр и игрушек по интересу ребенка;
- постепенно вводить новизну;
- повторение пройденного материала, закрепление;
- выполнять ритуалы распорядка для, приветствие, мытье рук, принятие еды, сон, прогулка, одеваться и раздеваться и т.д. Лучше всего, если для всех ритуалов наглядный материал.
Благодаря слаженной и систематичной работы воспитателей и специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога), у детей постепенно начнут появляться навыки на пути к социализации. Но не только социализация детей с расстройством аутистического спектра зависит от работы воспитателей и специалистов, но так же продолжение упорной работы, закрепление ранее полученных навыков и умений в домашних условиях. Родители таких детей должны поддерживать и продолжать выстроенную траекторию работы по обучению и социализации детей. А для того, чтобы родитель мог правильно преподносить и закреплять изучаемый материал, воспитатель должен:
- помогать подбирать материал для занятий дома:
- объяснять родителю важность совместной работы:
- научить родителя правильно разговаривать с ребенком, чтоб он понимал и запоминал просьбы.
Если родитель будет поддерживать выбранную траекторию работы специалистов со своим ребенком, то ребенок безболезненно будет воспринимать новую информацию, а также легче усваивать новые умения и знания.
В статье мы показали, что правильно подобранная работа с ребенком РАС, может изменить ситуацию по социализации в лучшую сторону. Междисциплинарном подходе главное единение тематики занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра. Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития детей с РАС важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива. Междисциплинарный поход выражается: в опоре на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; едином календарно-тематическом планировании; проведении специалистами коррекционно-развивающих занятий, которые имеют одну тему, но при этом каждый специалист преследует свои цели и задачи по развитию ребенка с РАС.
Библиографический список
- Букановская Т.И. Психопатологическая пропедевтика: методика и диагностика психических расстройств/ 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021 112 стр.;
- Данилова А.М. Междисциплинарный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 2. С. 187-195.
- Ефремова Г.И., Колесник Н.Т., Орлова Е.А. Нейро- и патопсихология. Патопсихологическая диагностика. Москва-Юрайт 2023 112-117 стр.;
- Старшенбаум Г. Самая полная энциклопедия психотерапевта. Клиническая психология/Москва: Издательство АСТ, 2021 640 стр.;
- Стенли Гриспен, На ты с аутизмом.; Издательство «Теревинф». 2012.
- Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 112 стр..