Изучение географии в школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость.
На занятиях раскрывается определенная система коррекционно-воспитательной работы, включающая основные стороны учебно-воспитательного процесса: в ходе коррекционных занятий, экскурсий, внеклассной работы.
Особое значение для решения коррекционно-развивающих задач на уроках географии имеет работа по развитию логического мышления. Исследования дефектологов позволяют утверждать, что именно это — главное направление корригирующего обучения.
Необходимо использовать различные виды практической деятельности. В некоторых случаях индивидуальные коррекционные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, географической картой, а также алгоритмами, действия по следованию тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания географической номенклатуры, терминологии, условных знаков географической карты. Как один из видов познавательных операций широко используются сравнения. Это дает возможность учителю исправлять недостатки, типичные для умственно отсталых школьников, и специально формировать умение сопоставлять географические объекты и явления. Следовательно, главная цель коррекционных занятий – формирование готовности к восприятию сложных разделов программы.
Практические работы, проводимые в процессе коррекционных занятий, направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми практическими устойчивыми навыками и умениями, которые они будут использовать в своей дальнейшей деятельности на уроках географии. Данные занятия делают акцент на личностно-ориентированный подход к каждому ученик, составлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий.
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, связанное с умственными способностями — недоразвитие операции обобщения. На уроках географии при изучении сведений о конкретных однородных географических объектах и явлениях следует подводить учащихся к определенным обобщенным знаниям в виде понятий и закономерностей. Например, при изучении отдельных природных зон нужно выявить особенности растительного мира каждой из них и подвести учеников к обобщенному выводу о том, что эти особенности зависят от климатических условий. Такой индуктивный путь изучения географических сведений, подсказанный самой логикой курса, способствует коррекции и развитию умений обобщать.
Коррекционные занятия как одно из звеньев в формировании обобщенного представления о ближайшем окружении, низкая способность к самостоятельному обобщению воспринимаемых разрозненных предметов, установлению пространственных и причинно-следственных связей между ними.
Список литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
- https://ikp-rao.ru/vnedrenie-faoop/
- https://sdo-journal.ru/journal/sections/osobyy-rebenok