Диагностический инструментарий педагога-психолога (1-4-е классы)

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4


Познавательная сфера

Название, автор

Цель

Класс, возраст

Методика «10 слов»
(А.Р. Лурия)

Изучение объема кратковременной и долговременной вербальной памяти

1 класс, 6-7 лет

Кратковременная речевая память (Л.А.Ясюкова)

Определение уровня развития кратковременной речевой памяти

1 класс, 6-7 лет

Кратковременная зрительная память
(Л.А.Ясюкова)

Определение уровня развития кратковременной зрительной памяти

1 класс, 6-7 лет

«Сосчитай, сравни, уровняй»
(Н.Я.Семаго,
М.М.Семаго).

Определение способности усвоить и удержать сложную, многоступенчатую вербальную инструкцию.

1 класс, 6-7 лет

Комплекс методик:
- Предметная классификация»,
- «Исключение неподходящего предмета»,
- «Кубики Кооса»

Оценка различных параметров когнитивной сферы: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, способность к пространственной ориентировке, определение способности к обобщению и абстрагированию, умственной работоспособности детей

1-2 класс, 6-8 лет

Методика
Э.Ф.Зямбицявичене
(4 субтеста)

Определения уровня умственного развития детей

3-4 класс, 9–10 лет

Методика «Установление последовательности событий» (комплект из теста Векслера)

Выявление способности к установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей

1-4 класс

Личностная и мотивационная сфера

Методика «Беседа о школе»
(Т.А.Нежнова,
А.Л.Венгер,
Д.Б.Эльконин)

Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивов

1 класс, 6–7 лет

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации»
(Н.Г.Лусканова)

Выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности

1-3 класс, 7–9 лет

Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка»

Изучение уровня притязаний и самооценки школьников

2-4 класс, 8-11 лет

Методика «Лесенка»
(В.Г.Щур)

Выявление уровня развития самооценки

1-4 класс

Исследование адаптации методом Люшера

Определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях

1-4 класс

Проективная рисуночная методика «Рисунок человека» (К.Маховер)

Определения индивидуальных особенностей личности

1 класс, 6-7 лет

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Выявление нравственных представлений учеников

1-4 класс

Проективная рисуночная методика «Человек под дождем»

Выявление готовности человека справляться с трудностями, применять защитные механизмы

1-2 класс, 7-8 лет

Эмоционально-волевая сфера

Тест школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой

3-4 класс, 9-10 лет

«Проективная методика для диагностики школьной тревожности»
(Прихожан А.М.)

Диагностировать школьную тревожность

2-3 класс, 8-9 лет

Методика «Домики»
(О.А.Орехова)

Диагностика эмоциональной сферы, психологических проблем ребенка и наличие внутренних противоречий

1-4 класс

Проективная рисуночная методика «Рисунок несуществующего животного»

Изучение эмоциональной, мотивационно-потребностной сферы, особенности самосознания

1-4 класс

«Страхи в домика», (Захаров А.И., модификация Панфиловой М.А.)

Выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей

1-3 класс, 7-9 лет

Коммуникативная сфера

Методика «Рукавички»
(Г.А.Цукерман)

Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

1 класс, 6-7 лет

Методика «Социометрия»

Диагностика взаимодействия классного коллектива

1-4 класс

Работоспособность и регуляции произвольной деятельности

«Графический диктант» (Д.Б.Эльконин)

Выявление уровня внимания и самоконтроля, ориентации в пространстве

1 класс, 6-7 лет

Таблицы Шульте

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности

1-2 класс, 7-8 лет

Методика «Рисования по точкам»

Ориентировка на заданную тему, контроль своих действий

1 класс, 6-7 лет

Корректурная проба Бурдона

Изучение устойчивости, концентрации и переключения внимания, темпа деятельности и работоспособности

2-3 класс, 8-10 лет

Тест «Срисуй точки»
(А.Керн)

Диагностика сформированности зрительно-пространственного восприятия

1 класс, 6-7 лет

«Продолжи узор»
(Н.Я.Семаго,
М.М.Семаго)

Удержание вербальной инструкции и двигательной программы; диагностика пространственных функций

1-2 класс, 7-8 лет