Фольклорная арт-терапия – это метод, использующий фольклор в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Фольклор – доставшаяся нам от предков естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой.
Автор книги «Фольклорная арт-терапия» Людмила Назарова выделяет русский фольклор как естественную 125 систему интегративной арт-терапии, которая включает в себя воздействие на человека звуком, музыкой, цветом, рисунком, движением, драматизацией. В силу своих художественных особенностей, народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует проявлению чувства удовлетворения, радости, оказывает психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.
Занимаясь художественно-творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате фольклорной арт-терапии уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного творчества. Эти особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что придает им особую притягательность. Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой, а именно она в основном занимается движениями мышц, органов, неподконтрольных сознанию структур.
Следующее направление фольклорной арт-терапии – танцевально - двигательная терапия. Это направление относится к телу и разуму как к единому целому, определяя их взаимодействие как залог здоровой психики. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, предназначенных для производства тонких дифференцированных движений, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Но ведь наши руки – это наша речь, наше мышление. Следует вывод - помогая ребенку освоить танцевальные движения для рук, мы способствуем формированию эмоционально устойчивой личности и развитию речи и мышления.
Постоянная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд такой огромной силы, что не остается сомнений в их важности в фольклоротерапи. Настрой ритма внутреннего – залог оздоровления. В восточной мудрости мы встречаемся с такой мыслью: «Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка не в порядке. Поэтому, когда музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние гармонии и ритма». Подготовка ребенка к телесному взаимодействию с партнерами – сложный процесс, обусловленный разными причинами. В качестве позитивной установки выступает личная симпатия. Именно под ее влиянием и осуществляется выбор партнера при организации того или иного упражнения. В случае, когда в терапии участвует вся группа, стимулом для нее являются доверительные отношения внутри группы. Танцевально-двигательная терапия как средство невербальной коммуникации предполагает решение как личных, так и внутригрупповых проблем.
Развивая эмоциональные переживания в танце, члены группы помогают друг другу. Часто приходится наблюдать, как во время затруднений один ребенок из группы призывает к активности другого, помогает ему выйти на уровень взаимодействия со всей группой. Следовательно, работая над негативными реакциями за счет «телесного расширения», дети постепенно избавляются от страха, зажатости, недоверия друг к другу, их движения постепенно становятся более уверенными, легкими и грациозными, что свидетельствует о снятии напряжения мышц и получении детьми ощущения прилива энергии.
Одно из направлений фольклорной арт-терапии, элементы которого возможно применить в качестве динамической паузы или самостоятельного режимного момента – народные игры. Эти игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игра всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает ребенку освоить важные жизненные функции легко и быстро. В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности, воображения, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.
Эти игры, относящиеся к неструктурированным играм, позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме речевой, музыкальной, хореографической деятельности.
Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три компонента: музыку, слово и импровизацию самих детей.
В результате применения этой психотехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата. В игровой ситуации дети приучаются регулировать степень внимания, физические нагрузки, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать товарищам. С помощью игры ребенок учится определять расстояние (тренирует глазомер), развивает свои чувства. Приучается к образности, простоте, быстроте речи. В играх дети учатся сочетать свое поведение с поведением других. Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Большую роль в работе с детьми играет то, что народная игра с правилами регулирует действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействует формированию воли. Эти игры - одно из звеньев этнопедагогики и имеют многовековую историю. Они дошли до нас из глубокой старины, вобрав в себя лучшие национальные традиции.
В коррекционной работе успешно использование и фольклорных кукол.
Использование ее в работе с детьми играет важную психологическую роль, ведь кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто ребенок в игре действует так, как ему хочется, давая выход своим эмоциям. Образ в народной игрушке - кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен. Простота изготовления, творческая индивидуальность и яркость возрождают интерес к этим скромным куклам.
Кукла широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы-костюмы.
Методика использования кукла-терапии в педагогике предусматривает проведение нескольких занятий.
Первый этап (первое занятие): изготовление (пошив) куклы.
Второй этап (второе занятие): обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством педагога, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
Третий этап (все последующие занятия) – сказка-терапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий педагога с помощью кукол, создание кукольного театра.
Таким образом, народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
Использование элементов фольклорной арт-терапии в работе с детьми эффективно способствует развитию интеллекта, психических процессов, эмоционально-волевой и познавательной сферы, а также позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они являются.