Проект «Лес – наше богатство»

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Человек и природа: конфликт или гармония?

Класс: д/с

Ключевые слова: лес


Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: средней продолжительности, 3 недели (11-27 октября).

Участники проекта: дети логопедической группы; воспитатели группы; учитель-логопед; родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.

Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая.

Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные.

Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Актуальность проекта

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

  • Экологическое образование и природоохранная деятельность живущих на планете людей не является сегодня приоритетной.
  • Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  • Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).

С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.

На экскурсиях в парк, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, мы заметили, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Это и определило тему проекта «Лес – наше богатство».

Объект изучения – экосистема «Лес».

Цель: формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения экосистемы «Лес».

Задачи:

  • сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе как об экосистеме, его обитателях, взаимосвязях в растительном и животном мире. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
  • Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
  • Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Методы:

  • Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
  • Беседы;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Практическая (продуктивная) деятельность.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Дети:

  • в ходе работы по проекту у детей будет формироваться эмоционально-положительное восприятие мира природы, а также представления о природных объектах экосистемы «Лес» (кто живет в лесу, что растет в лесу) и взаимосвязях между ними (кому нужны деревья, как птички помогают деревьям и т.д.). Дети больше узнают о природе родного края. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса), повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
  • Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.

Родители:

  • повышение интереса к познанию природы родного края;
  • расширение кругозора экологических знаний;
  • привлечение внимания родителей к жизни группы, заинтересованности в совместной творческой деятельности с ребенком.

Этапы проекта

I. Подготовительный этап

Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью

- Что такое лес? Что в лесу растет? Кто в лесу живет?

- Какие деревья ты знаешь? Какие деревья растут в лесах Московской области?

- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?

- Как правильно использовать лес?

- Какие меры по охране леса вам известны?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план мероприятий.

- подобрать художественную литературу для детей по теме (Приложение 2)

- подобрать дидактический и наглядный материал.

II. Основной этап

Теоретическая часть:

  • составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов ООД, бесед и мероприятий.

Практическая часть:

  • беседы по теме
  • ООД по теме
  • изготовление плакатов «Берегите лес», «Мы – веселые листочки».
  • оформление выставки семейного творчества «Поделки из природного материала» (Приложение 3)
  • консультации для родителей (Приложение 4)
  • дидактические и подвижные игры (Приложение 5)
  • консультация для педагогов (Приложение 6)

Реализация образовательных областей

Образовательные области

Виды детской деятельности

Речевое развитие

  • Беседы с детьми на тему «Что такое лес», «Для чего нужны деревья?», «Лес - наше богатство, «Берегите лес!».
  • Беседа с детьми «Как зависит жизнь деревьев от насекомых, птиц, животных?».
  • Составление описательных рассказов по теме «Деревья» с использованием мнемотаблиц.
  • Разучивание стихов, посвященных Дню защитника Отечества.
  • Загадки о деревьях, лесе, ягодах, грибах, лесных обитателях (Приложение 2).
  • Чтение художественной литературы (Приложение 2).

Познавательная деятельность

  • ООД «Хвойные и лиственные деревья», «Лес – наше богатство», «Прогулка в осенний лес».
  • Наблюдения на участке детского сада за деревьями.

Социально-коммуникативное развитие

  • Рассматривание иллюстрированных альбомов по теме

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование «Береза», «Ветка рябины», «Что за чудо эти листья!», «Осенний лес».
  • Аппликация: «Осенняя березка», «Лес точно терем расписной», «Придумай, чем может стать красивый осенний листок» (аппликация из природного материала).
  • Пластилинография «Кленовый лист», «Осеннее дерево».

Физическое развитие

  • Подвижные и пальчиковые игры (Приложение 4).

Игровая деятельность

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в осенний лес».
  • Дидактические игры (приложение 5).

III. Заключительный этап

  • изготовление накопительной папки «Все о деревьях».
  • проведение итогового мероприятия «Развлечение для детей «Путешествие в осенний лес».

Результаты проекта

Дети

  • имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
  • расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
  • знают правила поведения в природе;
  • сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
  • проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
  • развита связная речь, обогащен словарь детей.
  • воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
  • воспитано убеждение о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
  • сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

Родители

  • принимают активное участие в реализации проекта. Повышен интерес к познанию природы родного края;
  • понимают важность бережного отношения к лесу.
  • понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
  • расширен кругозор экологических знаний.

Продукты проекта:

  • выставка совместных работ.
  • плакаты «Берегите лес», «Мы – веселые листочки».
  • методический материал.

Перспектива:

В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории ДОУ.

Литература

  1. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170 с. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
  3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
  4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Ёлкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
  7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009. - 144с.