Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения "Шляпный салон Семицветик" (подготовительная группа)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Программные задачи:

Образовательные:

  • Вызвать у детей интерес к истории создания головных уборов, к историческому прошлому России, народной культуре.
  • Стимулировать умение вести диалог, быть уверенным, активным в роли историка, экскурсовода, шляпника.
  • Способствовать развитию речи, умению рассуждать, активизировать словарь.
  • Закреплять названия головных уборов у людей различных профессий, узнавать и называть шляпы сказочных героев.
  • Воспитывать эстетический вкус. этикет

Предварительная работа: чтение художественной литературы беседы, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: проектор, шляпный салон «Семицветик» с головными уборами; головные уборы к игре «Назови профессию», «Угадай головной убор сказочного героя»; парики; семейные дизайнерские шляпы; кафе.

Ход занятия

Педагог: Послушайте, пожалуйста, слова и догадайтесь, что это: бини, кипа, амбассадор, балаклава, труба, папаха, кубанка, тюбетейка, боярка, чепец, чепчик, клош, будённовка, гоголь, треух, бомбер, кубанка, ермолка. Что это такое? Правильно, это названия головных уборов. А знаете ли вы, что у каждого самого маленького головного убора есть своя большая и интересная история. Сегодня мы узнаем, как и чем люди украшали свои головы, как назывались мастера, которые это делали. Интересно? – Интересно! Неизвестно?- Неизвестно! Тогда приглашаю вас в Шляпный салон «Семицветик», в котором есть несколько залов. Первый зал «Исторический», здесь нас встречают историки моды. Знакомьтесь, (имя ребенка).

Ребенок: Первые головные уборы появились давным-давно в Египте. Все знают, что в Африке очень жарко. Люди хотели укрыться от солнца и делали себе шляпы из крупных листьев, из коры деревьев, из тростника, соломы. Такие шляпы были не прочными, быстро ломались. Потом люди научились делать шляпы для осени, зимы, весны. Шляпы в моде при любой погоде!
Спасибо за внимание!

Педагог: А Вы знаете, что есть такая поговорка – «По шапке встречают». Представляю вам историка моды (имя ребенка).

Ребенок: Цвет, фасон и даже перья на шляпе могли много рассказать о человеке. Головные уборы раньше носили только очень богатые люди, они их украшали большими, яркими и красивыми перьями. А вот у разбойников на шляпах могли быть только маленькие перышки лесных птичек. А в Греции, например, никто шляпы не носили, их одевали только когда отправлялись в путешествие. Зеленые и желтые шляпы заставляли одевать людей, у которых были проблемы с деньгами. Потому и говорят: «По шапке встречают».

Спасибо за внимание!

Педагог: Ради красоты люди способны на многое. Дамы, например, украшали себя не только шляпками, но и сооружали на голове очень большие прически. Интересно? – Интересно! Неизвестно? – Неизвестно! Приглашаю вас в видеосалон (ребенок рассказывает по Презентации)

Ребенок: Давным-давно была мода на очень большие прически. На головах расцветали сады с красивыми цветами, летали бабочки и птицы. В волосах крепили огромные перья, бусы, драгоценности. На голове даже строили замки и плыли корабли. Прически были очень большие, вот такой ширины, вот такой высоты. Иногда их делали несколько дней, а потом долго носили. Представляете, чтобы прическа не сломалась, нужно было даже спать сидя.

Спасибо за внимание!

Педагог: Головной убор может нам рассказать о человеке много – каков возраст, есть ли семья, богатый или бедный, из какого города он приехал, и даже кем работает. Предлагаю вам проверить свои знания.

Д/и «Назови профессию» (врач, повар, ученый, строитель, пилот, полицейский, пожарный, космонавт, хоккеист)

Педагог: А знаете ли вы, что в давние времена люди украшали голову не только прической, шляпой и платком, но и париком.

Ребенок: Парики стали делать очень давно из хвоста коней или овечьей шерсти. Они помогают человеку быстро измениться, стать красивым, если с волосами что-то не так. В Россию моду на парики привез царь великий Петр I, он и сам носил парик. Парики носили женщины, и мужчины, их пудрили, завивали, украшали цветами и драгоценностями.

Педагог: Сегодня у нас в гостях участники городских фестивалей – группа «Сестрички». У них всегда очень яркие прически. Предлагаю вам, парики одевай, веселую минутку с ними начинай! Веселая разминка «Шляпка».

Приглашаю вас в следующий зал «Дамская Шляпка». Здесь много интересных фасонов шляп из разных стран и времен. Представляю вам модистку (имя ребенка).

Ребенок: Полюбуйтесь на наши шляпки, они украсят любой наряд! Шляпы сделаны из разного материала, у них есть поля – узкие и широкие. Они украшены перьями, мехом, лентам, бантами, цветами, и даже драгоценностями. По шляпке можно узнать настроение хозяйки. Если шляпку опустили на глаза, то это значит «Не хочу разговаривать». Если шляпка, сдвинутая назад, то это значит: «Ну, посмотрите на меня, давайте познакомимся!». Шляпы в моде при любой погоде! Спасибо за внимание!

Педагог: Давайте узнаем, как называется эта шляпа? Вы помните ее одевала волшебница, которая приходила к нам на праздник? Консультант по шляпам (имя ребенка).

Ребенок: Этот головной убор называется генин. В давние времена его носили очень богатые дамы. Такую шляпу делали из бумаги и красивой ткани, а к макушке прикрепляли длинную, прозрачную вуаль. Шляпа была очень высокая (1м.), размером почти с меня. При входе в дом, дама должна была низко приседать, чтобы она не упала. Из-за моды на такие шляпы в замках даже приходилось прорубать двери.

Педагог: Обратите внимание на эту волшебную шляпу, как же она называется? Мастерица-рукодельница (имя ребенка) познакомит нас с историей шляпы:

Ребенок: Это русский головной убор – кокошник. Знаете, почему его так назвали? Давным-давно на Руси было такое слово «кокошь» - так называли курицу-наседку. Кокошник и правда похож на яркий гребешок, или развернутый хвост-веер. Кокошники украшали жемчугами, драгоценными камнями, золотыми нитками. Одевали их только на большие праздники, например, на свадьбу, бал. Мамы берегли кокошники и потом дарили своим дочкам. Примерьте кокошник, и вы сразу превратитесь в сказочную принцессу!

Спасибо за внимание!

Педагог: В Дамском салоне я вижу очень старинную шапочку или косынку, как она называется и о чем она может нам рассказать? Знакомьтесь, мастерица-рукодельница – (имя ребенка).

Ребенок: Это старинный головной убор называется – сорока. Знаете, почему его так назвали? Потому что сзади есть такой длинный хвостик, как у птицы. Давным-давно сороки носили все мамы и бабушки. На каждый день сороки были простые, без украшений, а вот на праздник одевали дорогие и нарядные сороки с бусинами, блестками, золотыми нитками.

Спасибо за внимание!

Педагог: В салоне «Дамская шляпка» сегодня проходит показ домашних дизайнерских шляп. Шляпы в моде при любой погоде! (Шляпы показывают девочки).

Внимание на подиум.

Ребенок: (Лера)

Чтоб не мерзла голова,
Шапка теплая нужна:
Красная с помпоном,
Синяя с зеленым,
Желтая с ромашками,
Белая с букашками,
Разноцветная с ушами.
Надевайте шапки сами!
Шляпы в моде при любой погоде!

Педагог: Мы благодарим семейные дизайнерские мастерские и отправляемся в шляпный зал «Джентльмен». Обратите внимание на эти красивые, волшебные и таинственные шляпы, которые любят фокусники, маги и волшебники. Знакомьтесь – шляповал (имя ребенка).

Ребенок: Эта высокая шляпа называется Цилиндр. Когда-то давно в Англии один человек одел такую новую, высокую шляпу и пошел гулять. Люди удивлялись и даже падали в обморок, дети начинали плакать, а собаки лаяли на него. С этого модника даже взяли большой штраф. Но прошло время и цилиндры стали носить все знатные люди. Сначала они были цветными, а потом остались только чёрного цвета. Спасибо за внимание.

Педагог: Держать в руках цилиндры и хранить было не очень удобно. Люди стали придумывать для них специальные подставки, а потом изобрели новую шляпу. Знакомьтесь – шапошник (имя ребенка).

Ребенок: Вы знаете, как называется эта шляпа? Сейчас я вам расскажу ее историю. 2 брата шляпника придумали, как с помощью щелчка сложить цилиндр и сделать шляпу узкой как блин. Получилась «щелкающая шляпа», а если сказать по-французски, то получается «Шапо-клак». Помните кто носил такую шляпку? (старушка Шапокляк). А если снова нужен был цилиндр, то нужно было щелкнуть по шляпе и готово. Спасибо за внимание.

Педагог: На смену цилиндрам и щелкающим шляпам пришли другие. Нужны были удобные головные уборы для военных сражений, охоты, спорта. Представляю вам шляпника – (имя ребенка).

Ребенок: Давным-давно на охоту и на военные сражения одевали шляпы с широкими полями, но они были очень неудобны. Чтобы все хорошо было видно вокруг люди стали подгибать углы с трех сторон, так появились треуголки. Они хорошо укрывали головы от солнца и в дождь, а еще треуголкой люди здоровались друг с другом, они кланялись и рисовали в воздухе разные фигуры. Их носили богатые люди солдаты, мушкетеры, пираты и даже цари.

Спасибо за внимание.

Педагог: Головные уборы нужны всем людям без исключения и молодым, и пожилым. Все мы знаем, что сказочные герои тоже носят их. Предлагаю вам проверить свои знания, и узнать чей это головной убор?

Д/и «Угадай головной убор сказочного героя» (Красная Шапочка, Незнайка, Доктор Ай-Болит, Старуха Шапокляк, Карабас-Барабас, Буратино, Почтальон Печкин, Золушка, Кот в сапогах, Снегурочка)

Модный показ дизайнерских шляп представляют мастеровые салона «Джентльмен». (Шляпы демонстрируют мальчики)

Педагог: Не только женщины, но и мужчины соревновались в красоте головных уборов. В каждой стране есть свой традиционный головной убор! Сейчас мы проверим, знают ли гости названия русских мужских головных уборов?

Ребенок: Это самый древний мужской головной убор на Руси. Шили его в форме конуса из ткани, или шерсти. Носили его и богатые люди и бедные. Богатую шапку украшали жемчугом, мехом, драгоценными камнями. Эти головные уборы были - комнатные, спальные, уличные и парадные. (Колпак)

Ребенок: Егор Ш.

Как называется эта фуражка с козырьком? На Руси ее очень полюбили и молодые, и пожилые люди, они удобные и красивые. Шапки бывают легкие и теплые. В праздники этот головной убор всегда украшали цветами, ленточками; шнурками и пуговицами. (Картуз)

Ребенок: Эта шапка в России всегда была в особом почёте. У нее есть длинные наушники с завязками, которые защищают от холодного ветра и мороза. Эту шапку раньше носили русские ямщики и казаки, а теперь ее носят много людей, а еще полицейские и военные. (Малахай).

Гардероб разнообразить
Сможет шляпа, без сомненья,
В дождь и в жаркую погоду
Носят шляпы поколенья.
Какой стиль! Пошив чудесный!
В ней ни холодно, ни жарко.
Наши будни станут песней
Надевайте, люди шляпки!
Шляпы в моде, при любой погоде.

Приглашаю вас в кафе «Модистка», где можно выпить сок, вкусный чай и устроить фотосессию.