Не надо плыть по течению, не надо плыть против течения,
надо плыть туда, куда тебе надо.
Михаил Жванецкий
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольные группы – это важный шаг на пути к инклюзивному образованию. Для успешной интеграции таких детей необходимо создать условия, способствующие их всестороннему развитию и социализации. Любая образовательная организация обязана реализовывать инклюзивную практику: в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года говориться, что каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Педагоги и родители также понимают и осознают важность создаваемых условия, для успешного образования детей с ОВЗ.
Инклюзивная образовательная модель
Инклюзивная образовательная модель предполагает создание единого образовательного пространства для всех детей, где учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ.
Родитель при получении заключения ЦПМПК предоставляет его в образовательную организацию и подает заявление о предоставлении специальных условия. После чего начинается всеобъемлющая работа с конкретным ребенком.
При посещении дошкольного учреждения, обучающемуся оказывается помощь коррекционных специалистов, по тем направлениям работы, которые рекомендует ЦПМПК. В первую очередь любой ребенок проходит адаптационный период и здесь очень важно сопровождение всех специалистов, особенно психолога, и всех участников образовательного процесса. Родители в свою очередь являются важным звеном в успешной адаптации ребенка, взаимодействие семьи и педагогов позволяет ребенку пройти этот период наиболее комфортно и быстро.
По результатам диагностики специалисты коррекционной службы составляют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в котором учитываются все дефициты и ресурсы ребенка. Каждый специалист, педагоги и родители могут внести свои коррективы в процессе реализации образовательного маршрута. Согласно Адаптированной образовательной программы, рекомендованной обучающемуся, педагоги понимают на какие целевые ориентиры должны опираться в реализации ИОМ. По мере прохождения маршрута у обучающегося могут возникать некоторые сложности или, наоборот, ребенок при совместных усилиях с учетом индивидуальных ресурсов и компенсаторных возможностей показать значительный прогресс в освоении ИОМ. В любом случае задача участников образовательного процесса создать условия позволяющие как можно успешнее реализовать освоение АОП в полном объеме.
Что же включает в себя реализация ИОМ в работе с детьми ОВЗ:
- Индивидуальные образовательные программы (ИОП): Разрабатываются с учетом специфики нарушений развития ребенка и включают в себя цели, задачи, содержание и методы обучения.
- Индивидуальная поддержка: Предоставляется квалифицированными специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) в рамках коррекционной работы.
- Модификация учебных материалов: Учебные материалы адаптируются к особенностям восприятия и познавательной деятельности ребенка с ОВЗ.
- Создание доступной среды: Оснащение групповой комнаты, игровой площадки и санузла для детей с различными потребностями (пандусы, поручни, адаптированная мебель, оборудование).
- Сотрудничество с родителями: Важна тесная работа педагогов с родителями, участие которых в воспитательном и коррекционном процессе является важным фактором успешного развития ребенка.
- Повышение квалификации педагогов: Необходима регулярная подготовка педагогов к работе с детьми ОВЗ.
Создание специальных условий:
- Специально оборудованные помещения: Отдельные комнаты для проведения коррекционных занятий, оборудование для детей с различными нарушениями (сенсорные комнаты, развивающие центры).
- Специальные пособия и материалы: Учебные пособия, дидактические игры, адаптированные для детей с ОВЗ.
- Технологии вспомогательной реабилитации: Применение современных технологий, облегчающих обучение и развитие детей с ОВЗ.
- Организация групповой работы: Создание групп с учетом особенностей детей (смешанные группы, группы с детьми ОВЗ).
- Проведение индивидуальных занятий: Специальные занятия для детей с ОВЗ, направленные на коррекцию нарушений и развитие компенсаторных механизмов.
Социализация детей ОВЗ:
- Включение в игровую деятельность: Организация совместных игр с детьми без ОВЗ, создание инклюзивной игровой среды.
- Развитие коммуникативных навыков: Поощрение общения детей, развитие навыков межличностного взаимодействия.
- Формирование чувства принадлежности: Создание атмосферы принятия, уважения и поддержки среди всех детей в группе.
- Взаимодействие с родителями детей без ОВЗ: Объяснение особенностей развития детей с ОВЗ, поощрение толерантного отношения к одноклассникам.
Заключение
Включение детей с ОВЗ в дошкольные группы – это сложный, но необходимый процесс. Реализация ИОМ, создание специальных условий и активное участие всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, специалистов) позволяют сделать этот процесс эффективным, содействуя полноценному развитию и социализации детей с ОВЗ.