Одна из самых частых фраз на уроках от педагога: «Открываем учебники на странице 51, будем читать текст…».
В своей совсем небольшой педагогической деятельности заметила, что, произнося такие слова, у класса невольно пробегает мысль «Эх, каждый день одно и то же!». И они без всякого энтузиазма начинают выполнять указания учителя.
Но недавно провела эксперимент. Вместо этих слов произнесла: «Сейчас, ребята, мы поиграем! Для этого откроем страницу 51 и посмотрим на текст». Класс тут же оживился. Быстрее обычного нашли нужную страницу и подняли глаза в недоумении – текст и игра. Как это связано?
Ниже поделюсь с вами такими играми. Для детей игра, а для нас, педагогов – способ увеличить скорость чтения.
1. «Уследи за мной». Первая игра направлена на ознакомления с текстом. Я начинаю читать текст, ребята следят за мной. Суть заключается в том, что я то увеличиваю скорость чтения, то совсем замедляю. То есть им нужно контролировать движение глаз. То быстрее, то медленнее.
2. «Молния». После первого упражнения я предлагаю учащимся почитать текст уже самим. В привычном темпе они начинают читать текст, но как только я говорю «Молния», они должны ускориться. Команда «Стоп» значит, что нужно вернуться к привычному темпу.
3. «Жужжим». В этой игре я предлагаю почитать текст шёпотом. Получается, как будто рой пчёл вокруг.
4. «Отыщи слово». Ещё одна любимая игра у класса – искать слово, которое я загадаю. Эта игра позволяет быстрее ориентироваться в тексте, бегло читать.
5. «Расшифруй». В этой игре нам понадобится линейка или закладка. Я прошу детей закрыть верхнюю часть букв на строчке линейкой и попробовать прочитать слово, предложение. Второй вариант упражнения – закрыть нижнюю часть букв. Это оказывается чуть сложнее.
6. «Вверх ногами». В этом упражнении мы переворачиваем книгу и пробуем прочитать текст вверх тормашками. Таким образом стараемся воспринимать не отдельные буквы, а слово целиком.
Эти упражнения позволяют ребятам учиться сосредотачиваться на задании учителя, увеличить скорость и продуктивность чтения. А ещё – упражнения делают чтение не монотонной скучной рутиной, а очень «живой», интересной игрой.