Цель: закрепление прямого и обратного счёта (в пределах десяти); состав числа «пять».
Программное содержание
- Расширять знания о первом полете человека в космос, жизни и личности первого космонавта.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
- Закрепить знания о геометрических фигурах.
- Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.
- Развивать логику, внимание и память.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям, успехам советской космонавтики, уважения к первопроходцам.
- Показать значение подвига Юрия Гагарина, вызвать чувство гордости космоса. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желания помочь.
Предшествующая работа
- Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле.
- Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций
- Занятия по математике, дидактические игры на математические темы, развивающие игры.
- Детская литература математического содержания.
- Разработка заданий и наглядности к занятию.
Оборудование
- Портрет Юрия Гагарина
- Иллюстрации Земли, планет солнечной системы
- Глобус
- Карандаши
- Бумага в клеточку
- Чертеж ракеты, конверты с геометрическими фигурами
- Сертификаты
- Интерактивная доска
Организационный момент
(Приложение 1 слайд №2)
- Сегодня у нас будет космическое путешествие. А если мы полетим в космос, то на чём мы можем совершить наше путешествие?
Послушайте загадку:
Космические загадки:
Предлагаю всем загадки.
Но подумайте, ребятки!
И подайте мне ответ
На космический секрет.Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звёзд.
(ракета)
(слайд № 4)
- Правильно. Каждый из своего конверта достал геометрические фигуры. Назовите их.

- А теперь приступаем к сборке ракеты. (образец на интерактивной доске; посмотрели 5 секунд и экран выключается)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт.
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (космонавт) (слайд № 5)
Мы с вами – космонавты! Но первым космонавтом был Ю.А.Гагарин (слайд № 6). 12 апреля 2011 года наша страна будет отмечать важное событие-пятидесятилетие первого полёта человека в космос. Это событие потрясло мир и сделало известным всем странам и всем народам имя удивительного человека – Юрия Алексеевича Гагарина. Он стал легендой при жизни. 12 апреля 1961 года, в этот день впервые далёкий Космос, недоступный и увлекательный, покорился человеку. Пилотируемый корабль «Восток» совершил полёт в неведомое.» Был первым в космосе Гагарин, каким по счёту будешь ты?» (слайд № 7)
- На сегодняшнем занятии мы увидим, каких успехов вы достигните, как будете заниматься, помогать своим товарищам.
Счёт прямой и обратный
- До отправления ракеты осталось совсем немного времени. Космонавты подошли к ракете и начали подниматься по ступенькам. Их ровно 10. Посчитай от 1 до 10. И вот космонавты уже в космическом корабле. Они заняли свои места. Начинается обратный отсчёт времени. Посчитай от 10 до 1. (слайд № 8)
Задание на логику
(связь с окружающим миром)
Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты!
Ах, какая красота !
Не страшна нам высота
Пролетаем над лесами
Над высокими горами.
- Посмотрели космонавты в иллюминатор и вспомнили свой родной дом. Найдите дом космонавтов Крыша у него не треугольная, а окно не круглое. Заштрихуем дом карандашом коричневого цвета. (слайд № 9)

До Ю.А.Гагарина в космос летали и мыши и собаки. Ой, а что это за шорохи слышны? Оказывается к нам на космический корабль пробрались мыши. С собой они пронесли кусок сыра. Видите, ушки торчат из-за куска сыра. Раскрасьте столько мышек, сколько полакомилось сыром. Сколько ушей у трёх мышей?
Две мышки проникли в ракету.
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки.
Три сереньких мышки-норушки.
А ну, сосчитай поскорей
Сколько было мышей?
(слайд № 10)

Юрий Гагарин большое внимание уделял своему здоровью, ведь космонавты сильные и выносливые люди (слайд № 11). Поэтому каждый день он обливался холодной водой, делал зарядку, занимался спортом. Вот и мы с вами сделаем небольшую зарядку.
Физминутка, зрительная и артикуляционная гимнастика "Ракета"
Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.
На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.
Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,
Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.
Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.
За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.
Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят.
Мы летим за ними следом. И обратно, в детский сад
Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.
Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.
Над макушкой три хлопка, а потом и два прыжка.
Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,
Сели тихо и легко.
(слайд №12)
«Где произойдет стыковка космических кораблей». Игра

- А наш корабль продолжает свое космическое путешествие. (слайд № 14) Сейчас произойдет стыковка космических кораблей. Соедините число с цифрой. (слайд № 15)
Сравнение предметов
- Настало время обеда. Космонавты достали пирожки и положили их на салфетки. 4 пирожка с мясом, а 5 пирожков с капустой.
- Сколько пирожков всего?
- А каких больше с мясом или с капустой? (слайд № 16)

- Насколько больше?
- Что нужно сделать, чтобы пирожков с мясом и капустой было поровну?
Задача на логику. Состав числа 5
- После пирожков космонавты решили выпить чай. Но одна мышка махнула хвостиком и разбила чашку, которая стояла между второй и четвертой. (слайд № 17)
Заштриховали эту чашку красным карандашом. Чашка разбилась на множество кусочков разной формы. Посчитаем сколько кусочков треугольной формы (5). Пять - это сколько? (1+4; 2+3) (слайд №18)

(слайд № 19)
- Молодцы, мы справились с заданием.
А теперь пора прощаться,
И на землю возвращаться
Космонавты по местам
Старт давайте кораблям.
Вот вернулись из полета
Наши храбрые пилоты
Все приедем мы с дороги
Подведем свои итоги.
(слайд № 21)
Подведение итогов
(слайд № 22)
– Поздравляю! Теперь вы настоящие космонавты! И каждый из вас получает сертификат о том, что он прошел, все испытания и слетал в космос!
Каждый ребенок получает сертификат о том, что он прошел, все испытания, освоил знания и готов к полетам!
– А теперь можно поздравит друг друга! Возвращаемся домой, на Землю! (слайд 23)