Лингвистический анализ текста (урок русского языка в 6-м классе)

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  1. научить школьников проведению лингвистического анализа текста;
  2. выявить художественные средства, использованные автором в тексте, предложенном для анализа;
  3. определить их роль в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
  4. способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные произведения;
  5. заинтересовать учащихся проводимым на уроке анализом текста, сохранив его целостное восприятие;
  6. продолжить работу над формированием уме6ния выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах, работать в группе.

I. Психологическая подготовка к теме урока.

(Звучит музыка – П.И. Чайковский “Времена года” (“Октябрь”) и идет показ слайдов об осени).

Сегодня на уроке мы вновь будем говорить об осени. Вспомните, мы уже рассматривали стихотворные тексты, посвященные осени (стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Фета), описывали картину С.Ю. Жуковского “Осень. Веранда”, делились своими впечатлениями об осени в сочинении “Мало ли что можно делать в лесу”.

- А какие приметы осени вы могли бы назвать? Как бы вы рассказали об этом времени года, например, жителям тропиков, которые не знают, что такое осень в нашем понимании?

- Итак, каждый из нас видит происходящие в природе изменения, но реагируем мы на них по-разному. У кого-то щемит сердце при виде улетающих на юг птиц, и печальном шелесте листьев под ногами, кого-то восхищает необычайная красота пестрого осеннего леса, кто-то безразличен ко всем этим изменениям. Но есть люди, которые видят все, что происходит вокруг них, удивительно ярко и отчетливо, реагируют на малейшие изменения природы. А если такой человек вдобавок ко всему наделен чувством слова, то он выражает свои мысли , чувства, настроения так, как это делают писатели. Благодаря этому мы с вами можем со-чувствовать, со-мыслить, со-переживать, со-радоваться, читая: “Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…” Но читая описания осени у разных писателей, мы видим, что осень у каждого из них разная, особенная. Сегодня мы обращаемся к нескольким произведениям, посвященным осени. А начнем с чудесной зарисовки писателя Николая Сладкова “Золотой дождь”. Постарайтесь понять особенности его восприятия осени, увидеть своеобразие его речи, понять, как ему удается сказать об обыденном, повседневном так необычно и красиво.

II. Знакомство с текстом.

Золотой дождь.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.

И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Н. Сладков

III. Лингвистический анализ текста.

- О чем этот текст? (О листопаде.)

- Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется в тексте? (По смыслу текста.)

Как вы думаете, зачем автор называет листопад “золотым дождем”, почему бы не сказать просто: “Листопад”? (Сладков хотел показать, что обычное ежегодное явление – листопад – необычно и удивительно красиво, для этого он использовал не само слово, отражающее природное явление, а создал образ листопада.)

- Нам необходимо разобраться, как удалось писателю создать такой образ, каким волшебством он обладает, что мы понимает, о чем идет речь. Необычное начинается с первого предложения: ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОШКИ И ЩЕЧКИ, СПИНКИ И ЖИВОТИКИ. “Переведите” слова автора на обычный язык, назовите все своими именами.

- Посмотрите, какой многословный у нас получился перевод, а у Сладкова все – в одном предложении!

- Проведем лингвистический эксперимент. Я прочитаю вам это предложение, сохранив все слова, только чуть-чуть их изменю: ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОНИ И ЩЕКИ, СПИНЫ И ЖИВОТЫ. Изменилось ли что-нибудь в предложении? (Исчез образ маленького, симпатичного, беззащитного существа.)

- Почему это произошло? Что я изменила в предложении? (Из слов исчезли уменьшительно-ласкательные суффиксы, и предложение потеряло свое очарование и смысл.)

- Читаем следующее предложение: И ДО ТОГО НАЛИЛИСЬ И ПРОПИТАЛИСЬ СОЛНЦЕМ, ЧТО К ОСЕНИ САМИ СТАЛИ КАК СОЛНЫШКИ – БАГРЯНЫМИ И ЗОЛОТЫМИ. Какую картину рисует нам автор одним этим предложением? (Автор описывает листья, поменявшие к осени свой цвет.)

- Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет (под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску.)

- Как вы считаете, автор не знает этого? (Знает, но ему нужно показать листья как живые существа, и он не отступает от созданного образа.)

- Читаем дальше: НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ И ПОТЕКЛИ. Почему появилось такое необычное слово ПОТЕКЛИ? Почему не ЗАКАПАЛИ? (Глагол ЗАКАПАЛИ передает действия единичных явлений, а глагол ПОТЕКЛИ - действие сплошного потока. Автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня.)

- Прочитайте следующие предложения: ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ… ЗАПРЫГАЛИ БЕЛКАМИ… ПОНЕСЛИСЬ КУНИЦАМИ... НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ, значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они ПОЛЕТЕЛИ, ЗАПРЫГАЛИ, ПОНЕСЛИСЬ! Может быть, автор ошибся? (Нет, не ошибся. Листочки, о которых пишет автор, сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца: БАГРЯНЫЕ И ЗОЛОТЫЕ.)

- Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков? (Каждый листочек для автора – индивидуальность, личность, неповторимое создание природы и по форме, и по своему характеру. “Характеры” разные, вот и действуют они по-разному.)

- Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. (Противоречия нет. Дождь у Сладкова – необычный, золотой. Автор следующим предложением это подтверждает: ЗАШУМЕЛ В ЛЕСУ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.)

- Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы? (Автор показывает изменения в осеннем лесу.)

- Действительно, дождь у Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходят изменения, идет своя особенная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами:

КАПЛЯ ЩЕЛКНЕТ – СОРВЕТСЯ ЛИСТ…

СИНИЦЫ ЗАВОЗЯТСЯ – ЛИСТЬЯ БРЫЗНУТ…

ВЕТЕР НАЛЕТИТ – ЗАКРУЖИТСЯ СМЕРЧ.

КОСАЧ ВЛОМИТСЯ – ХЛЫНЕТ ВОДОПАД.

Кто заметил особенности, “изюминки” этой картины? (Во-первых, на каждое действие в природе листочки отвечают по-своему; во-вторых, все идёт по возрастающей: чем сильнее воздействие, тем больше листьев падает с дерева.)

Обратите внимание на существительное КАПЛЯ. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может СОВЕРШИТЬ КАПЛЯ. (Капнет, растечется, высохнет, упадет…) А Сладков использует глагол ЩЕЛКНЕТ. щелкнуть может дверной замок, птица, бич. Почему же у Сладкова капля ЩЕЛКАЕТ? (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому натянутому листочку звучит, как щелчок.)

- Следовательно, автор рисует не только зримую, но и звуковую картину. Перечитайте текст каждый вслух, негромко, вслушивайтесь в звуки текста. Что вы услышали? (Обилие шипящих свистящих звуков, что соответствует осенним шорохам, шелесту.)

- Вернемся к четырем последним из рассматриваемых предложений. Я прочитала их в сокращенном варианте, чтобы выделить действия, но что-то важное при таком прочтении было упущено. Что же? (Смерч – пестрый, косач – неуклюжий; водопад – сверкающий.)

- Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором.) И не только картину. Как характеризует прилагательное НЕУКЛЮЖИЙ косача? (При помощи данного определения показан характер движения данной птицы.) А какова роль глагола в этом предложении? (Глагол дополняет характеристику птицы: не просто СЯДЕТ, а ВЛОМИТСЯ.)

- Итак, мы видим, что у Сладкова важны не только слова, но и выбор слова или словосочетания. Слова ВЛОМИТСЯ и НЕУКЛЮЖИЙ соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.

- Мы уже подчеркивали, что у Сладкова дождь не обычный, а золотой. Рассмотрим следующее предложение: ЛИСТЬЯ ШУРШАТ, СКРЕБУТ, ЛОПОЧУТ. ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ, КАЧАЮТСЯ И БЕГУТ. ЛИСТЬЯ ВВЕРХУ, ВНИЗУ И ВОКРУГ. Как подчеркивает автор отличие обычного дождя от “золотого”? (При помощи глаголов, обозначающих различные действия, и наречий.)

- ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ. Три предложения – три повтора слова. Мы помним, что нужно избегать повторов, заменять их синонимами. Давайте попробуем отредактировать этот отрывок, избавимся от повторяющегося слова. Сделайте вывод. (Делать этого нельзя, т.к. повторы в данном случае оправданы, необходимы, они показывают обилие осенних листьев, разгар листопада.)

ШУМИТ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ – так заканчивает писатель осеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжается удивительное явление в природе, происходящее осенью.

Мы видели, как изобразил одно из явлений осени – листопад Н. Сладков. Давайте посмотрим, как изображается осень в других произведениях другими авторами.

IV. Знакомство учащихся с текстами, посвященными осени.

Обиженной девочкой осень
Уходит,
Срывая цветы…
И голая ива маячит
Над синью холодной травы.
И осень,
Как девочка, плачет
Над россыпью алой листвы.

Ф. Васильев

Осень листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы читаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу, читаю.

А. Барто

Золотая осень, погоди немножко!
За леса и горы ты не уходи!
На тебе янтарные светятся сережки,
Золотые бусы блещут на груди.
В золотых сапожках ножки-невелички,
Золотой платочек вьется на юру,
А косички, словно у моей сестрички,
У моей сестрички – маленькой Гулру.

Г. Сулейманова

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем сврй.

И. Бунин

- В каком образе предстает перед читателем осень в каждом из этих стихотворений? (У Ф. Васильева осень – обиженная девочка, у А. Барто – почтальон, рассылающий письма-листья, у Г. Сулеймановой – красавица девушка, у И. Бунина – тихая вдова.)

- Назовите приметы каждого образа осени.

- А теперь каждому из вас предстоит стать писателем и написать об осени, но каждый будет писать по-своему. Каждый представит осень в каком-то образе, придумает атрибуты каждого образа (волшебница – волшебная палочка, художник – кисти и краски) и подберет необходимые для раскрытия данного образа языковые средства. Создайте свою миниатюру об осени.

Рефлексия

  1. Что у меня получилось неплохо?
  2. Чему нужно уделить особое внимание?
  3. Над чем мне следует ещё работать?
  4. Какое у меня в конце урока настроение?