Лингвистический анализ художественного текста

Разделы: Русский язык


Цели:
-повышение культуры речи учащихся и привитие им прочных навыков устной речевой деятельности, -осознание и овладение отдельными элементами языка, -формирование важных речевых (коммуникативных) умений, которые постепенно синтезируются в сложенное и речевое умение - умение создавать целый текст.
-усилить внимание к функциональному аспекту при усвоении системы языка. Способствовать формированию понятия функционирования изучаемых языковых явлений, раскрытию их текстовых возможностей.
-раскрыть закономерности построения текста художественного произведения.

 Задачи:
-внимание смысловому единству текста через анализ лексико-грамматических средств.
-внимание к лексико-семантическим особенностям текста, являющимся ключевыми в реализации смыслового и композиционного единства.
Материал рассчитан на 2 часа.

ТЕКСТ К УРОКУ

Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего противника. Весеннее солнце взошло, жар наспевал. Я увидел его издали. Он шел пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему на/встречу. Он приближился, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому; но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: нумер достался ему, вечному любимцу счастий. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его, наконец, была в моих руках; я глядел не него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, - сказал я ему, - вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...» - «Вы ничуть не мешаете мне, - возразил он, - извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам». Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился.

Вступление:

Сегодня на уроке развития речи мы будем анализировать текст. Эта работа вам уже знакома. Вы познакомились с понятием текст еще в 5-ом классе. На уроках в 6,7 классах вы дополнили свои знания много раз, чуть ли не на каждом уроке мы обращались к тексту, комментировали его, смотрели как слова той или иной части речи "работают" в текст. Какие синтаксические конструкции использует автор, к каким образным средствам языка прибегает автор, чтобы выразить свои взгляды, мысли, идеи, чтобы убедить читателя и вызвать в нем ответные чувства. Скажите, для чего мы это делали?
-... (ответы учащегося)
Мы смотрим на художественное произведение, как на образец владения словом, как на совершенное произведение речи.
■=> Разбирая, как "сделан" текст мы учимся сами составлять
Конструировать творить свой собственный текст.
Ваши изложения и сочинения - это ваши произведения.
Итогом нашей совместной работы должно стать изложение близкое к тексту, с возможным соблюдением авторских приемов.

I-Прочитайте текст про себя:

1)Из какого произведения взят отрывок.
2)От чьего лица ведется повествования.
3)При каких обстоятельствах Сильвио рассказывает о давних событиях.
-Назовите, прочитайте выражения или слова, значение которых вам не понятно.
"секундант"
"не понадеялся на верность руки"
"жребий","нынче"
"положили бросить","я всегда готов к вашим услугам".

НА ДОСКЕ  (пока учащиеся выписывают тематическую цепочку) желающий:

Изобразите , как вы себе представляете поединок?

  о / о

Эта группа слов связывает текст ? Да, это ядро ,вокруг которого строится текст. 1 * леке, ср-во связи.
Внутри этой группы есть ли слова еще более тесно связанные?- однокоренные слова. 2* леке, ср-во связи.

ПОСМОТРИТЕ НА РИСУНОК, «РАСШИФРУЙТЕ» СЛОВО «ПОЕДИНОК».

Один на один
Поединок
НАЙДИТЕ СЛОВА В ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПОЕДИНОК»  противоположные по значению , указывающие на крайние противоположности: ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ. Что можно сказать о значении этих слов ? Они противоположны по значению. Они указывают на противостояние.

Почему в тексте языковые антонимы оказались сближенными ,т .е. рядом? ! 3* лексическое средство связи.
НА ДОСКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
= Жизнь его наконец была в моих руках .Что пользы мне лишить его жизни ,когда он ею вовсе не дорожит! = убить
 Как вы понимаете слова обращенные Сильвио к графу:
«Вам ,кажется , теперь не до смерти?»

ДОКАЖИТЕ по тексту ,что противник Сильвио всем своим
видом показывает презрение к смерти.

IV . КАК СИЛЬВИО НАЗЫВАЕТ  ГРАФА?

Мой противник, противник, он ,вечный любимец счастья.Для Сильвио граф - только противник, соперник ,он не хочет видеть в нем никаких других качеств.

ВЫПИШИТЕ ВСЕ ГЛАГОЛЫ , называющие действия противников в два столбика .Соблюдайте хронологию.

! ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ. 5* ЛСС.
Сильвио                                                                                               Граф
Стоял,                                                                                                    шёл,
Ожидал,                                                                                        приближился,
Увидел,                                                                                       держа фуражку;
Не понадеялся,                                                                            не соглашался,
Уступал,                                                                                         прицелился,
Глядел жадно,                                                                                прострелил,
Стараясь уловить;                                                                    стоял ,выбирая из
Подумал,                                                                                          фуражки;
Опустил пистолет,                                                                       выплевывая,
Сказал,                                                                                              возразил.
Обратился ,объявив.

Сделать вывод об использовании глаголов одного времени. По этим глаголам мы можем восстановить последовательность событий , рассказать о действиях персонажей (использовать как план).
!? ЕСТЬ ЛИ среди них глаголы , называющие совместное действие или согласованное - НЕТ = ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЛИНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЯ. Подберите пары глаголов , указывающие на принцип несогласованности действий:
Уступал - не соглашался
Сказал - возразил.

V. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТЕКСТА (ЧАСТИ РЕЧИ). 5* ЛСС.

Большое количество глаголов передает динамичную(т.е. меняющуюся) ситуацию , действия происходят одно за другим , быстро сменяя друг друга.
Какой тип текста? - повествование.

 Чем можно объяснить такой выбор автора?
1) Сильвио живо переживает давние события.

ИТАК: Чтобы рассказать о событии мы должны использовать глаголы, но, чтобы полностью восстановить картину, нам потребуются и другие слова .Чего же не хватает?

ВЫПИШИТЕ в два столбика слова передающие чувства, состояние героев.
СИЛЬВИО_______________________________________ ГРАФ
Нетерпение;                                                                      равнодушие.
Волнение;
Злоба;
Остыть(успокоиться);
Беспокойство;
Взбесило;
Злобная.                              

6* ЛСС.

Обратите внимание на следующий отрывок:
« Я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства...Он стоял под пистолетом , выбирая косточки , которые долетали до меня .Его РАВНОДУШИЕ ВЗБЕСИЛО меня.»
Что значит ВЗБЕСИЛО? - вывести из себя, крайняя степень негодования, волнения. Сравните со словом «равнодушие». Противопоставление по принципу наличие - отсутствие. ! в одном предложении.

У1.НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , КОТОРОЕ КАК БУДТО
ЛИШНЕЕ, не вписывается в рассказ:

«Весеннее солнце взошло ,и жар уже наспевал.»
Только ли к состоянию природы относится это?
Как можно соотнести это с состоянием героев , Сильвио?
! Нарастает напряжение , усиливается волнение , дело идёт к
развязке.
Попробуйте построить график ,как нарастает волнение героев.

В какой момент волнение = действие достигло наивысшей точки?

Когда прозвучал первый выстрел .
Выстрелил, прострелил фуражку (перечисление= не высшая
точка).
А когда же?
Обратите внимание на время глаголов . До этого момента
время было прошедшее, а теперь- настоящее.( актуализация, как сейчас).Также появилась прямая речь , действие ослабло. В этой точке и кульминация и развязка . Но мы знаем , что для дальнейших событий эта ситуация - завязка. Тема исчерпана, на данном этапе завершена. Дуэль состоялась , а поединок?
Давайте вернемся к названию , какое же из них было более
верно?

ИТОГИ:
Языковые явления, которые мы изучаем на уроках русского языка и литературы , играют в речи ( а текст- это отрезок речи) определенную роль .Иначе говоря функционируют.
В ходе работы мы смогли установить различные виды языковой
связи в тексте: лексическую
_____________ грамматическую
_____________ стилистическую.
Мы увидели , как все эти связи играют на содержательную завершенность текста. Наблюдение над текстом, над тем ,как и из чего оно сделан ,дает нам материал ,схемы ,модели построения собственного текста (требования к композиции, сод. завершенности, единству времени), позволяет нам максимально точно выразить мысль , передать чувство.

Итоговая работа - изложение.