Лингвистический анализ стихотворения в прозе "Эгоист" И.С. Тургенева

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к новому формату экзамену в IX классе, отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское к ним отношение;
  • продолжить подготовку к выполнению заданий (часть В);
  • совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения – рассуждения по заданному алгоритму.

Развивающие: содействовать развитию мышления, памяти, устной и письменной речи, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественным текстом.

Оборудование урока: Тексты, компьютер и проектор с презентацией учебного материала.

ХОД УРОКА 

I. Организационный момент и целевая установка.

II. Проверка домашнего задания.

а) Слово учителя.

Образцом русского художественного слова являются произведения И.С.Тургенева.

1-й слайд: портрет И.С. Тургенева

Арс. Введенский говорил о том, что «сам тургеневский язык гармонический, образный, производит впечатление скорее стихов, чем прозы». На уроке мы будем говорить об особом произведении. Это « Стихотворения в прозе»- совершенно оригинальный во всей мировой литературе цикл – итог многолетних раздумий писателя над человеческой жизнью вообще и жизнью русского народа.

В этом своеобразном лирическом дневнике Тургенев поднимал вечно волновавшие его вопросы творчества, поэзии, красоты, любви и дружбы. В центре многих стихотворений – гражданские, нравственно-эстетические проблемы.

б) Выступление учащихся.

– Вспомните, что вы знаете из уроков литературы о стихотворениях в прозе?

(2 подготовленных учащихся дают краткую справку)

2-й слайд: о создании стихотворения в прозе

3-й слайд: определение жанра.

ΙΙΙ. Работа с текстом.

(И. С. Тургенев «Эгоист»)
1) В нём было все нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.
2) Он родился здоровым; родился богатым – и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.
3) Он был безукоризненно честен!.. 4) И гордый сознаньем свой честности, давил ее всех: родных, друзей, знакомых.
5) Честность была его капиталом… и он брал с него ростовщичьи проценты.
6) Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра… потому что добро по указу – не добро.
7) Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной – столь примерной! – особы, и искренно возмущался, если и другие также старательно не заботились о ней!
8) И в то же время он не считал себя эгоистом - и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! 9) Еще бы! 10) Чужой эгоизм мешал его собственному.
11) Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. 12) Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.
13) Он даже не понимал, что значит: прощать? 14) Самому себе прощать ему не приходилось... 15)С какой стати стал бы он прощать другим?
16)Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога – он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе и твердым и ясным голосом произносил: «Да, я достойный, я нравственный человек!»
17) Он повторит эти слова на смертном ложе – и ничего не дрогнет даже тогда в его каменном сердце – в этом сердце без пятнышка и без трещины.
18) О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево, доставшейся добродетели – ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!
Декабрь, 1878

– Обратите внимание на заглавие текста. Какие ассоциации возникают у вас при слове эгоист? (Учащиеся высказываются и рисуется схема).

4-й слайд: ассоциации при слове «эгоист»

Итак, вы видите, что эти слова несут негативную эмоциональную окраску.

А вот как это слово объясняют словари?

5-й слайд: словарная статья.

– Эгоист – это положительный человек?

– Нет.

б) Чтение текста( читает подготовленный ученик).

– Что отражает заголовок: тему или идею текста? (Тему)

– Определите стиль данного текста.

(Одни учащиеся могут доказать, что это художественный стиль, другие – публицистический, третьи – художественная публицистика).

– Какова основная функция?

(Воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин).

– Какой(-ие) тип(ы) речи? Докажите свою точку зрения.

(Описание)

– Вспомним, как строится текст-описание?

6-й слайд: построение текста-описания.

(1 предложение – зачин, 2-17 предложения – срединная часть, 18 предложение – концовка).

– Одна из особенностей данного стиля состоит в использовании образных средств языка.

IV. Работа в группах, после чего составляется таблица.

1-я – найти лексические средства выразительности речи.

2-я-синтаксические средства выразительности речи.

3-я-найти, какая часть речи преобладает, с какой целью используется

(обратить внимание на служебные части речи.)

– Выступление учащихся в группах, составление таблицы.

7 слайд: таблица

V. Работа с тестом.

Работая в группах, вы достаточно глубоко изучили содержание текста, его языковые и стилистические особенности. В новой форме итоговой аттестации предусматриваются задания, которые я вам предлагаю выполнить самостоятельно.

(Учащиеся получают задания и выполняют с последующей самопроверкой.)

В1. Замените словосочетание сделаться бичом семьи из предложения1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 3-6 выпишите слово ,правописание приставки в котором определяется правилом:» На корне приставки пишется з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный.

В3. Из предложений 9-11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В4. Из предложений 16-17 выпишите слово, в котором правописание –нн- определяется правилом:»В прилагательном, образованном при помощи суффикса –н- от существительного, основа которого оканчивается на –н, пишется нн».

В5. Среди предложений 8-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством .Напишите номер этого предложения.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

В7.Среди предложений 1-4 найдите СПП. Напишите номер этого предложения.

8-й слайд: ответы на тесты для самопроверки.

VI. Написание сочинения-рассуждения.

Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «О безобразие самодовольной, непреклонной, дёшево доставшейся добродетели- ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

VII. Домашнее задание.

По аналогии проанализировать самостоятельно текст Д. Лихачёва «Про зависть».

VIII. Рефлексия.