Цели урока:
Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к новому формату экзамену в IX классе, отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское к ним отношение;
- продолжить подготовку к выполнению заданий (часть В);
- совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения – рассуждения по заданному алгоритму.
Развивающие: содействовать развитию мышления, памяти, устной и письменной речи, навыков самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественным текстом.
Оборудование урока: Тексты, компьютер и проектор с презентацией учебного материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент и целевая установка.
II. Проверка домашнего задания.
а) Слово учителя.
Образцом русского художественного слова являются произведения И.С.Тургенева.
1-й слайд: портрет И.С. Тургенева
Арс. Введенский говорил о том, что «сам тургеневский язык гармонический, образный, производит впечатление скорее стихов, чем прозы». На уроке мы будем говорить об особом произведении. Это « Стихотворения в прозе»- совершенно оригинальный во всей мировой литературе цикл – итог многолетних раздумий писателя над человеческой жизнью вообще и жизнью русского народа.
В этом своеобразном лирическом дневнике Тургенев поднимал вечно волновавшие его вопросы творчества, поэзии, красоты, любви и дружбы. В центре многих стихотворений – гражданские, нравственно-эстетические проблемы.
б) Выступление учащихся.
– Вспомните, что вы знаете из уроков литературы о стихотворениях в прозе?
(2 подготовленных учащихся дают краткую справку)
2-й слайд: о создании стихотворения в прозе
3-й слайд: определение жанра.
ΙΙΙ. Работа с текстом.
(И. С. Тургенев «Эгоист»)
1) В нём было все нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.
2) Он родился здоровым; родился богатым – и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.
3) Он был безукоризненно честен!.. 4) И гордый сознаньем свой честности, давил ее всех: родных, друзей, знакомых.
5) Честность была его капиталом… и он брал с него ростовщичьи проценты.
6) Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра… потому что добро по указу – не добро.
7) Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной – столь примерной! – особы, и искренно возмущался, если и другие также старательно не заботились о ней!
8) И в то же время он не считал себя эгоистом - и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! 9) Еще бы! 10) Чужой эгоизм мешал его собственному.
11) Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. 12) Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.
13) Он даже не понимал, что значит: прощать? 14) Самому себе прощать ему не приходилось... 15)С какой стати стал бы он прощать другим?
16)Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога – он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе и твердым и ясным голосом произносил: «Да, я достойный, я нравственный человек!»
17) Он повторит эти слова на смертном ложе – и ничего не дрогнет даже тогда в его каменном сердце – в этом сердце без пятнышка и без трещины.
18) О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево, доставшейся добродетели – ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!
Декабрь, 1878
– Обратите внимание на заглавие текста. Какие ассоциации возникают у вас при слове эгоист? (Учащиеся высказываются и рисуется схема).
4-й слайд: ассоциации при слове «эгоист»
Итак, вы видите, что эти слова несут негативную эмоциональную окраску.
А вот как это слово объясняют словари?
5-й слайд: словарная статья.
– Эгоист – это положительный человек?
– Нет.
б) Чтение текста( читает подготовленный ученик).
– Что отражает заголовок: тему или идею текста? (Тему)
– Определите стиль данного текста.
(Одни учащиеся могут доказать, что это художественный стиль, другие – публицистический, третьи – художественная публицистика).
– Какова основная функция?
(Воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин).
– Какой(-ие) тип(ы) речи? Докажите свою точку зрения.
(Описание)
– Вспомним, как строится текст-описание?
6-й слайд: построение текста-описания.
(1 предложение – зачин, 2-17 предложения – срединная часть, 18 предложение – концовка).
– Одна из особенностей данного стиля состоит в использовании образных средств языка.
IV. Работа в группах, после чего составляется таблица.
1-я – найти лексические средства выразительности речи.
2-я-синтаксические средства выразительности речи.
3-я-найти, какая часть речи преобладает, с какой целью используется
(обратить внимание на служебные части речи.)
– Выступление учащихся в группах, составление таблицы.
7 слайд: таблица
V. Работа с тестом.
Работая в группах, вы достаточно глубоко изучили содержание текста, его языковые и стилистические особенности. В новой форме итоговой аттестации предусматриваются задания, которые я вам предлагаю выполнить самостоятельно.
(Учащиеся получают задания и выполняют с последующей самопроверкой.)
В1. Замените словосочетание сделаться бичом семьи из предложения1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 3-6 выпишите слово ,правописание приставки в котором определяется правилом:» На корне приставки пишется з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный.
В3. Из предложений 9-11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В4. Из предложений 16-17 выпишите слово, в котором правописание –нн- определяется правилом:»В прилагательном, образованном при помощи суффикса –н- от существительного, основа которого оканчивается на –н, пишется нн».
В5. Среди предложений 8-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством .Напишите номер этого предложения.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
В7.Среди предложений 1-4 найдите СПП. Напишите номер этого предложения.
8-й слайд: ответы на тесты для самопроверки.
VI. Написание сочинения-рассуждения.
Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «О безобразие самодовольной, непреклонной, дёшево доставшейся добродетели- ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
VII. Домашнее задание.
По аналогии проанализировать самостоятельно текст Д. Лихачёва «Про зависть».