Лингвистические старты (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


В основу данного мероприятия положен хорошо знакомый всем алгоритм проведения «Весёлых стартов». Мероприятие, по возможности, проводится в спортивном зале или школьном коридоре. Оно не требует особой подготовки, но принесёт массу положительных эмоций пятиклассникам- участникам «Лингвистических стартов». Классы, участвующие в мероприятии, делятся на команды (по5-10 человек в каждой). Можно увеличить количество конкурсов, усложнить их, использовать разнообразный спортивный инвентарь. Это зависит от фантазии организаторов мероприятия.

Цель мероприятия: создание условий для формирования устойчивого интереса к русскому языку.

Задачи мероприятия:

  • обогащать опыт общения детей в коллективе;
  • учить организовывать досуг;
  • помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний;
  • расширять словарный запас учащихся.

Ход мероприятия

I. Построение команд, приветствие (накануне мероприятия можно дать задание пятиклассникам: придумать название своей команды, эмблему, девиз и приветствие; обязательное условие: всё должно быть связано с русским языком, например, «Знаки препинания»). Выступления команд, а также конкурсы оценивает жюри, в которое приглашаются педагоги, работающие на данной параллели, старшеклассники, родители. Каждое задание оценивается по двум критериям: быстрота выполнения и правильность выполнения. В конце мероприятия баллы суммируются и подводится общий итог.

II. Конкурсы (в каждом конкурсе спортивное действие связано с выполнением задания по русскому языку: участникам необходимо добежать определённым образом до стула и выполнить задание на своей карточке; у стульев стоят ассистенты из старшеклассников, которые помогают сориентироваться участникам, а также передают детские работы в жюри для подсчёта баллов и подведения итогов).

1. Бег по прямой

Описание конкурса: дети бегут по прямой, добегают до стульев, где на карточках написаны слова (у каждого участника- своё слово), в которые необходимо вставить пропущенные буквы; вставив букву, участники возвращаются в свою команду; это же упражнение выполняет следующий участник. Примеры слов для карточек: уд..вительный, лингв..стический, д..алог, к..лючий, ж..лание, разд..ваться, р..машка, увл..кать).

2. Ведение мяча

Описание конкурса: дети ведут мяч по прямой до своих стульев; на карточках даны слова, в которых надо поставить ударение (например: баловаться, включит, гусеница, свекла, щавель, торты, звонит, медведей). После выполнения задания на карточках, дети бегом, неся мяч в руках, возвращаются в свою команду; это же упражнение выполняет следующий участник.

3. «Паровозик»

Описание конкурса: на листе бумаги написано слово, например «Когда…»; первый участник бежит по прямой, добегает до стула, записывает следующее, подходящее по смыслу, слово, возвращается в свою команду, берёт за руку второго участника своей команды; они вместе добегают до стула, второй участник дописывает своё подходящее по смыслу слово, вдовоём возвращаются в команду, берут третьего участника и так далее. В итоге у каждой команды должно получиться связное высказывание.

4. Бег спиной вперёд

Описание конкурса: участники бегут спиной вперёд, добегают до стула, записывают антонимы к данным словам (например: карлик-…, гигантский-…, холодный-…, зима-…, отличник-…, война-…, вода-…, лёд-…); после этого возвращаются в команду бегом по прямой лицом вперёд.

5. Скачем на одной ноге

Описание конкурса: дети прыгают на одной ноге по прямо до стульев, где на карточках написаны буквы ; необходимо придумать слово на эту букву; на команду выдаётся одна буква (задание можно усложнить: каждый следующий участник придумывает слово на конечную букву слова, которое записал предыдущий участник); обратно в команду участники возвращаются обычным бегом.

6. «Море волнуется раз…»

Описание конкурса: в этом конкурсе детям необходимо с помощью пантомимы передать текст какой-нибудь пословицы, а остальным командам необходимо угадать, какую пословицу изобразили их соперники. В этом конкурсе оценивается и оригинальность представления пословицы, и её угадывание (предлагаемые пословицы могут быть самыми разнообразными, из любой тематической группы).

7. Конкурс капитанов

Описание конкурса: это статичный конкурс; капитанам команд необходимо перечислить книги, кинофильмы, в названиях которых встречаются имена собственные (например, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Чипполино» и т.д.) или числа (например, «Три толстяка», «Семеро козлят» и т.д.).

8. Подведение итогов, награждение победителей.