Цели и задачи:
- обобщить сведения, необходимые для анализа текста;
- закрепить умение выполнять лингвистический анализ текста; развивать навыки коллективной исследовательской и поисковой работы;
- повторить различные виды орфограмм и пунктограмм;
- воспитывать патриотизм, прививать интерес к предмету.
Оборудование: карточки с заданиями для групп, схемы, таблицы.
Эпиграфы: | …самодеятельность доставляет ученику
то наслаждение, которое всегда связано с исканием мысли,…всегда бодрит, поднимает энергию, создает независимость мышления, прививает любовь к знанию. Н. К. Кульман Святыни бывают различные, и различна их
иерархия. Б. К. Зайцев |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Начать сегодняшний урок мне хочется со слов профессора императорского женского педагогического института Н. К. Кульмана. (Читаем первый эпиграф).
- Как вы понимаете, что такое самодеятельность? (ответы учащихся).
Сегодня у вас будет возможность в полной мере проявить самодеятельность. Вы проведете небольшое исследование, успех которого будет зависеть от вклада каждого участника группы.
Работая сегодня с текстами, вы показываете свое умение работать в группе: решать вместе поставленную задачу и выходить на результат. А для этого нужно, напомню, быть предельно вежливыми и уметь выслушивать друг друга.
Оценивать работу каждого в группе будет консультант, а я оценю вашу грамотность и умение создавать мини-сочинение.
А теперь обратимся ко второму эпиграфу. (Читаем слова Б. К. Зайцева).
- Какая мысль заключается в этом высказывании? (Человек, который любит Родину, богат духовно).
2. Анализ текста № 1.
К теме Родины, патриотизма мы не раз обращались на уроках. Сегодня, проанализировав тексты разных авторов, вы попробуете ответить на вопрос :Из чего вырастает огромная любовь к Родине? Это будет вашим письменным домашним заданием.
Обратимся к тексту В.Пескова и, вместе проанализировав его, вспомним порядок лингвистического разбора.
(У каждой группы на столе лежат карточки с заданием к тексту. 1 группа: определить тему текста, 2 группа: определить стиль текста, доказать свою точку зрения, 3 группа: найти средства художественной выразительности, объяснить их роль в тексте).
Чтение текста учителем.
- Как вы считаете, как этот текст перекликается с эпиграфом к уроку, со словами Б.Зайцева?
(Примерный ответ: Б.Зайцев говорит о святости чувства любви к Родине. Песков размышляет, из чего вырастает это чувство).
- Какова тема этого текста?
(Примерный ответ 1 группы: Песков пишет о любви к Родине, к Отечеству. О любви, которая проявляется в сохранении памяти о прошлом. Основная мысль текста - это мысль о необходимости воспитывать любовь к Отечеству. А воспитание этой любви заключается в сохранении культурного наследия, в бережном отношении к нему).
- А теперь посмотрим, какие средства использует автор, чтобы донести эту мысль до читателя.
(Примерный ответ 2 группы: Это текст публицистический, т.к. в нем есть все признаки этого стиля. Здесь поставлена актуальная проблема воспитания патриотизма. В тексте употребляются книжные обороты (“древние зодчие”, “памятник мастерству”, “в совокупности с окружающим миром природы”, “домашний очаг”) и слова с отвлеченным значением (красота, строгость, отечество, декрет и др.). Чтобы придать тексту эмоциональность, автор использует риторический вопрос и риторическое восклицание. Много предложений с однородными членами, чтобы заострить внимание на проблеме. Также автор использует инверсии (“бережного отношения требует все”, “дела великие”), чтобы сделать логическое ударение на слова все, великие).
- Какой тип речи выбирает автор?
(Ответ 3 группы: рассуждение с элементами повествования. Автор, рассуждая о том, из чего вырастает любовь к Родине, рассказывает о себе, о своем приезде в Москву, о своих впечатлениях от встречи со столицей).
Свое чувство к родине, восхищение, любовь, тревогу можно передать по-разному. Мы увидели, как это сделал В. Песков, а, работая с текстом своей группы, вы посмотрите, как говорят о своей любви другие писатели.
3. Самостоятельная работа с текстом. (У каждой группы свой текст и план анализа).
1 группа. Текст В. Белова “Владимирские проселки”.
(Примерный ответ:
В этом тексте автор рассказывает о своих чувствах. Он хочет сказать, что любовь к родине, к ее природе – это чувство, которое не дает человеку стареть душой.
Стиль художественно-публицистический. Автор размышляет о том, какое воздействие оказывает на него родная природа, и то же время создает художественный образ родины.
Текст эмоциональный, образный. В. Белов использует восклицательные предложения, в тексте много метафор, эпитетов, сравнений (“синяя тугая вода”, “прохладная русалочья постель”, “умирают водяные круги”, “зеленая тишина”, “как хитрая лисичка”, “белые сказки моей земли” и др.). Они помогают автору создать сказочный образ родины. В последнем предложении используется предложение с однородными членами, чтобы показать тесную связь природы с крестьянским бытом.
Тип речи – рассуждение с элементами описания. В свои размышления автор включает описание природы родного края).
2 группа. Текст “Владимирские проселки”.
(Примерный ответ:
Автор текста размышляет о красоте русской природы. Поездка в кавказский ботанический сад заставила его задуматься о том, что красота родной природы не сравнима ни с чем. Иногда мы просто “не знаем, чем владеем”.
Стиль художественно-публицистический. В тексте используется книжная и разговорная лексика, фразеологизмы (“на однообразном по колориту фоне”, “экзотические страны”, гласила, “заморский краев”, “к черту на кулички”, набаловались), риторический вопрос и риторическое восклицание. Это делает текст эмоциональным, экспрессивным.
Основной художественный прием – антитеза. Противопоставляется красота заморских краев и прелесть русских пейзажей.
Текст образный. Говоря о березе и пальме, автор рисует яркие образы деревьев, используя эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Автор противопоставляет березу и пальму, чтобы подчеркнуть неброскую красоту русского дерева. Лексический повтор “мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому” привлекает внимание читателя к слову новый, используется звукопись (“шелест листвы”). В тексте много сложноподчиненных предложений, которые придают ему логичность, стройность.
Тип речи – рассуждение с элементами описания).
3 группа. Текст Д. Лихачева “Воспитывающая наука”.
(Примерный ответ:
В этом тексте говорится о важности такой науки, как краеведение. Важность этой науки, по мнению Д.С.Лихачева, в том, что она помогает больше узнать о своем крае и полюбить его.
Стиль научно-публицистический. Текст логичный, насыщен сложноподчиненными предложениями, которые помогают точно выразить причинно-следственные связи. Много слов и оборотов научного стиля, слов с абстрактным значением (“рост духовной культуры”, “удвоив число музейных работников”, “архитектурные и археологические памятники”, “культурный уровень”, “синтез нескольких культур” и др.).Повторяются ключевые слова: краеведение, культура, памятники. Слова в основном употребляются в прямом значении. Автор использует только одно сравнение: “культура как растение: у нее не только ветви, но и корни”.
Тип речи – рассуждение. Автор формулирует тезис, приводит доказательства, делает вывод).
4. Выводы.
Итак, мы видим, что тексты очень разные. И по-разному авторы выражают свои чувства. И все же, что объединяет все тексты, которые прозвучали сегодня на уроке?
(Примерный ответ: все авторы говорят о своей любви к родине, выражают свое восхищение и тревогу за ее судьбу).
- Можно ли авторов всех текстов назвать патриотами? Кто такой патриот?(ответы учащихся).
Вернемся еще раз к словам Б. Зайцева: “У кого есть настоящая Родина, тот не нищ”. Авторы только что прозвучавших текстов по-своему ответили на вопрос, как воспитать это чувство Родины.
- А как считаете вы, из чего вырастает настоящая любовь к родине? (ответы учащихся).
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру, ответив на последний вопрос урока и используя материалы текстов урока.