Лингвистический анализ текста. Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Предварительный комментарий к уроку

Данный урок рекомендуется проводить параллельно с уроками литературы, на которых изучается творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Рекомендуется проводить данный урок в классе, в котором большинство учащихся отличает высокий уровень учебной мотивации.
На предшествующем уроке русского языка рекомендуется выполнить только лингвистический анализ текста (например сказки «Дикий помещик»), чтобы помочь учащимся подготовиться к лингвокультурологическому анализу текста.
Домашнее задание к уроку – прочитать сказку «Премудрый пискарь» и продумать анализ данного текста, взяв за образец классную работу.
На данном уроке русского языка учителю не придется останавливаться на вопросах, связанных с биографией писателя, не придется говорить о «Сказках…» как о литературном явлении, т. к. эти темы рассмотрены на уроках литературы.
В предлагаемом тексте сказки «Премудрый пискарь» выделены те языковые явления, на которые учащиеся должны обратить внимание.

Тема: Лингвокультурологический анализ художественного текста (Салтыков Щедрин «Премудрый пискарь»)

Цель: Вызвать у учащихся интерес к изучению особенностей стиля писателя

Задачи:

  • Продолжить работу над понятием «стиль писателя»
  • Провести лингвистический анализ сказки «Премудрый пискарь»
  • «Премудрый пискарь» – явление литературной, культурной и социальной жизни России

Тип урока: комбинированный урок

Оформление доски: тема урока и определение стиля

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

«Стиль – совокупность приемов использования языковых средств  для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики» (С. И. Ожегов)
Каждого большого художника отличает стилевое своеобразие: «обманчивая простота» Пушкина, инверсия и особый ритм прозы Гоголя, избыточная метафоричность Маяковского и т. д. Индивидуальность стиля можно почувствовать уже в самом, пусть поверхностном сравнении, например Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Обличающая традиция русской литературы определялась творчеством Фонвизина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Однако важным остается не только то, о чём говорят писатели, но и то, как они об этом говорят. Приемы создания комического эффекта у каждого свои, перед читателем предстают разные стилевые культуры.
Сегодня мы попробуем проанализировать сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» как воплощение индивидуальности стиля писателя, его мыслей и чувств.

3. Работа в малых группах: лингвистический анализ сказки «Премудрый пискарь» с последующим коллективным обсуждением

4. Беседа по вопросам

– Что вам помогло почувствовать отношение автора к герою?
Пескарь – исторически и социально обусловленный тип или нет? Насколько он современен?

5. Заключение и обобщение: учащиеся рассматривают предлагаемые иллюстрации к сказке и отвечают письменно на вопросы. (Какую цитату из текста вы бы выбрали в качестве подписи к данному рисунку? Какими словами из текста вы бы описали пескаря, изображенного на данном рисунке? Как вам кажется, кто из авторов иллюстраций наиболее близок по стилю Салтыкову-Щедрину? Аргументируйте свой ответ.)

Эту работу учащиеся, вероятнее всего, не успеют выполнить за оставшееся время урока. Рекомендуется завершить её как домашнее задание.

Приложения