Цель: выявить у учащихся знания по русскому языку, воспитывать любовь к родному языку, развивать кругозор учащихся, помочь проявить смекалку, юмор.
Домашнее задание: придумать название команды, девиз; составить приветствие; подготовиться к конкурсу чтецов; подготовить интересную сценку о русском языке.
Ведущий:
– Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых. В КВНе разрешается быть весёлым и находчивым, не оставлять ни единого вопроса без ответа, до последнего вздоха бороться за свою команду, драться со скукой.
Приветствие команд.
Первая команда «Мудрецы» поют песню:
Выходит на арену наш мудрец,
Не ведая, что в мире есть печаль.
Противника изводит он на нет,
И судей покоряет невзначай.
Капитан:
– Вас приветствует совет
Все:
– Мудрецов!
– Прибывший на поле сражения
– В полном составе:
– мистер Корнев
– господин Суффиксов
– мадам Приставкина
– пани Окончание
– фрау Основа
– мисс Морфема
– леди Словообразование
Капитан:
– Наш девиз
– Знай не знай, а команду выручай!
Капитан:
– Мы рады приветствовать команду соперницу. Желаем ей
Все:
– Если смерти, то мгновенной, если раны – небольшой.
Капитан вручает камень со словами:
– Примите от нас вопросов камень.
Приветствие жюри:
– Чтоб лучше видеть вы могли, мы вам очки, вы нам очки
Приветствие второй команды:
Девиз:
Смело мы в бой пойдём на КВНе и как один умрём на этой сцене.
Поют песню:
Призрачно всё в КВНе бушующем.
Есть только миг, за него и держись.
А для команды, что сорвалось и падает,
Есть только миг, очень горестный миг.
Вечный покой, вряд ли он нас порадует,
Вечный покой для седого жюри,
А для команды, что сейчас вот выиграет, есть только миг, за него и держись.
Приветствие противника:
Противник жареный,
Противник пареный,
Противник хочет победить.
Мы желаем вам место занять призовое, не больше, не меньше, чем место второе.
Дарят иголку с ниткой со словами:
– Нитка – это длинная дорога к победе.
Приветствие жюри:
А жюри мы дарим мыло, чтобы судило справедливо, а не то, жюри на мыло.
Ведущий:
Представляю секундантов предстоящей дуэли знатоков русского языка (каждый правильный ответ оценивается одним баллом).
Ведущий:
Первое задание – препятствие.Кто быстрее отгадает?
Назовите два слова-синонима, начинающиеся с И, с З и обозначающие заграждение, тогда мы пропусти вас дальше. (Изгородь, забор)
Второе задание «Сражение знающих». Приглашаются два человека. Заполните клеточки словами, которые начинаются с указанных букв (существительные). На выполнение задания даётся 2 минуты
Вопрос к болельщикам. Метаграмма
1. С «Л» – лить слёзы заставляю.
С «Ж» – по воздуху летаю (лук – жук)
2. С «Ё» – колючий
С «У» – ползучий (ёж – уж)
3. С «Е» – я жаркая пора
С «О» – настольная игра (лето – лото)
Третье задание. Дуэль сильнейших грамотеев.
Приглашаются 2 человека. Вставьте пропущенную букву:
ГИГАН_СКИЙ | УЧА_СТВОВАТЬ |
РОВЕС_НИК | СВЕРС_НИК |
СЛ_ЖЕНИЕ | ПОЛ_ГАТЬ |
ОТР_СЛЬ | Р_СТОК |
ОБЛ_КО | К_СТЮМ |
БРОШ_РА | ПАРАШ_Т |
НЕОБ_ЯТНЫЙ | ОБ_ЁМНЫЙ |
Четвёртое задание. Аукцион «Кто больше?»
На место пропусков вставьте буквы. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
С * Е * А (среда, стена, свеча, смена, слеза, схема, сцена, суета)
Пятое задание. Восстанови песню.
Вы умеете не только хорошо сражаться, но и веселиться. Что ж, споём?
Восстановите песню по данным словам и исполните её.
………………..улыбки……………………….
………………..улыбки……………………….
………………..улыбкою……………………..
………………..будет………………………….
………………...будет…………………………
………………...будет…………………………
………………...буду………………………….
В бой идут одни капитаны.
Шестое задание.
Из букв слова ВЕЛИКАН составьте и запишите, возможно, большое количество существительных (лик, вилка, век, лак, нал, лев, вал, вена).
Седьмое задание. (Команде)
Найдите спрятанное слово:
1. ЭтА сова – грузовик, а не птица
С * * О * ВА* (самосвал)
В этой – народная мудрость таится:
* * С * ОВ * * А (пословица)
Этой покорны и тигры, и львы:
* * * С * * * ОВ * * * А (дрессировщица)
В этой хранятся запасы травы:
С * * ОВА * (сеновал)
Эта питается только словами:
С * ОВА * * (словарь)
Эта сердито шипит на плите:
С * ОВ * * * * * А (сковородка)
2. Этот слон белоголовый
На столе живет в столовой
С * ЛОН * * (солонка)
Враг шофёров этот слон,
Много зла приносит он
С * * Л * * О * * Н * * (столкновение)
Этот бдителен всегда,
Он разводит поезда
С * * * ЛО * Н * * (стрелочник)
Этот слон со знаком плюс
СЛО * * Н * * (сложение)
В этом дружба и союз
С * ЛО * * Н * * * * * (сплочённость)
Вопросы к болельщикам.
Ответьте на шуточные вопросы:
- Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (строчку, прошитую на машинке)
- Каким ключом нельзя открыть замок? (ключом – источником, ключом – музыкальным знаком)
- Что стоит посреди Земли? (буква М)
Метаграмма.
Разгадай попробуй ты
С «А» посуда для воды
С «Ы» рогатый на лугу
С «У» растёт в лесу, в саду (бак – бык – бук)
Шарада.
1.
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое летает и жужжит,
То сядет на цветок, то полетит. (шмель)
3.
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица,
Вместе – зверь,
Живёт в лесу, на ульи падок,
Ну, угадал его теперь? (медведь)
Добавь одну букву, чтобы получилось новое слово.
Рот (крот), Вал (овал), Том (атом), Овцы (ловцы), Рубка (трубка)
Проверка конкурса капитанов.
Проверка конкурса для команд.
Восьмое задание (Капитанам).
По приметам узнайте мистера Фосса. Внимательно слушайте стихотворение, запоминайте все приметы.
Широкоплечие мужчины
Поют, садясь за руль машины,
Мужчины с узкими плечами,
Садясь за руль, молчат, как камень.
Те, кто за руль садятся с пением,
Не отличаются терпением.
Терпенье тем дано с избытком,
Кто чинит домики улиткам.
Чтоб домик починить улитке,
Клей варят на электроплитке.
Фосс не выносит запах клея.
Он сразу падает, бледнея.
Прошу ответить на вопрос:
Широкоплеч ли мистер Фосс? (да)
Ведущий:
Сегодня у нас сражение знатоков русского языка, великого языка. Известный русский писатель И.С.Тургенев назвал русский язык великим, могучим. Призывал беречь наше достояние.
Сейчас мы проведём конкурс чтецов. Послушаем стихотворения о русском языке (домашние задание).
Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих ленинских книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен
Выучи русский языr. (С.Абдулла, узбекский поэт.)
Два языка
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
Не нём живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слове «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив, русский –
Стану я глухой. (Т.Зумакулова, балкарская поэтесса)
Ведущий:
Сражение окончилось, большой привал. Посмотрим сценки о русском языке, подготовленные учащимися (домашнее задание)
- Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Сашка
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
- Сошлись три Точки, разговорились.
– Как жизнь? Что нового?
– Да все то же.
– Приятного мало…
У Точки, известно, жизнь точечная. О ней вспоминают только в самом конце, когда уже к предложению нечего добавить.
А ведь как хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.
– А что, если нам всем попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём…
– И, правда, попробуем?
– Только бы найти подходящее предложение.
Точки настораживаются и начинают зорко следить за текстом.
Это законченное, это законченное. Вот…
Точки бросаются в незаконченное предложение и, как ни в чём не бывало, становятся за последним словом.
Очередное слово, которое уже было готово сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку.
– Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.
– Нет, стояла
– Вы не могли здесь стоять.
– Успокойтесь, пожалуйста, – вмешивается в разговор вторая Точка. – Она стоит лично за мной, а вас я что-то не видела.
– Но вы же здесь тоже не стояли, – возмущается слово, болтаясь на кончике пера.
– Она не стояла? – изумилась третья точка. – Придите в себя. Она стоит за мной!
Слово видит, что точкам этим не будет конца, и начинает злиться…
А точки стоят и посмеиваются. Три Точки – это вам не одна. В предложении три точки кое-что значат…
Ведущий: Секундантам пришлось проследить интереснейшее сражение, страсти постоянно накалялись. Обе стороны оказались достойными противниками. Посмотрим, кто на щите, а кто со счётом. Слово секундантам (объявляются итоги).
Ведущий: Мы закрываем КВН. Пожелания всем:
Любите, изучайте РУССКИЙ ЯЗЫК!!!