Русский язык
-
Урок развития речи по теме "Словарь — мой верный помощник и друг" 2010
Данная разработка представляет собой урок по развитию речи, направленный на развитие и закрепление навыков учащихся работать со словарями разных типов. Урок рассчитан в первую очередь на работу с учащимися 5–6-х классов, но при необходимости также может быть проведен и в 7–9-х классах с перспективой усложнения материала на отдельных этапах.
-
Урок развития речи по теме "Стилистическая роль определений (эпитет)". 8-й класс 2012
Урок развития речи совершенствует навыки речи; развивает устную и письменную речь, творческие способности учащихся; обогащает словарный запас учащихся новыми словами и выражениями; развивает умение учащихся обобщать знания, навыки самостоятельной деятельности; приобщает детей к поэзии; воспитывает бережное отношение к природе.
-
Урок развития речи по теме "Текст и его признаки" на основе краеведческого материала. 5-й класс 2012
Учащиеся к началу 5-го класса уже имеют представление о тексте и его признаках. Это один из первых уроков по развитию речи, где повторяются, обобщаются, систематизируются сведения о тексте, его теме, основной мысли, полученные в курсе начальной школы. Одна из главных задач урока – формирование умения строить текст на основе сочинения-миниатюры.
-
Урок развития речи по теме "Употребление служебных частей речи" (7-й класс) 2010
Урок развития речи в 7-м классе по УМК М.Разумовской по теме "Употреблениие служебных частей речи" проводится после изучения служебных частей речи и цель его: создание условий для рассмотрения роли служебных частей речи, развития речи, логического и творческого мышления, эстетического и нравственного воспитания.
-
Урок развития речи по теме "Учимся писать письма". 8-й класс 2012
На уроке развития речи учащиеся знакомятся с примерами эпистолярного жанра, в процессе работы создана устойчивая мотивационная база для углубленной самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. Восьмиклассники изучают историю появления письменности на Земле. Урок развивает устную и письменную речь учащихся на примере образцов из художественных произведений и жизни выдающихся людей.
-
Урок развития речи по теме "Художественный стиль речи". 5-й класс 2011
Урок строился на основе стихотворения А.Прокофьева «Березка», отпечатанного для каждого ученика. Таблица для заполнения на уроке – важный элемент, позволяющий контролировать рефлексию. На уроке дети учились исследовать текст, отбирать материал к ответу на вопрос, самостоятельно составлять тексты художественного стиля.
-
Урок развития речи по теме "Этикетные диалоги" (5-й класс) 2010
Урок формирует у учащихся представление об этикетном диалоге, создает условия для проявления познавательной активности учащихся и воспитывает потребность в соблюдении правил поведения в обществе.
-
Урок развития речи по теме «Описание природы». 6-й класс 2015
Речеведческий урок включен в раздел «Имя прилагательное». Особое внимание уделено совершенствованию умения употреблять прилагательные в речи. В ходе урока учащиеся научатся устанавливать стилевую принадлежность текста-описания; использовать в художественном описании средства выразительности; описывать природу, создавать художественные образы.
-
Урок развития речи по теме: "В гостях у словарей" 2007
"Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные вместе слова – дело плоти, крови, души родины и человечества" – так говорит А.Франс. Чтобы постичь этот мир – мир слов, автор предлагает учащимся побывать в "Гостях у словарей". Данный урок может быть использован на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по предмету.
-
Урок развития речи по теме: "Описание внешности хорошо знакомого человека". Русский язык. 8-й класс 2007
Данный урок поможет преподавателям русского языка и литературы сформировать представления учащихся о таком виде описания, как описание внешности; провести целенаправленную работу над деталями портрета, отобрать и записать с учащимися материал для описания общего впечатления о человеке.
-
Урок развития речи по теме: "Реклама" 2006
Уроки развития речи решают задачи развития образного мышления, самостоятельного видения окружающего мира, вопросы этики, эстетики, формальной логики, что вызвано требованиями современной жизни. Современную жизнь невозможно представить себе без рекламы, поэтому урок развития речи по обучению составлению рекламы может представлять интерес для учителя-практика. Целью данного урока является: ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к рекламе, научить составлять рекламу, развить коммуникативные и творческие способности учащихся. Данный урок предлагается для использования на уроках развития речи в 8-м классе.
-
Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март") 2006
Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию - в привычном и будничном. Поэтому особой задачей учителя становится развитие эстетического восприятия, языкового чутья и ассоциативного мышления учащихся, обучение комплексной работе по созданию текста в художественном стиле с использованием личных впечатлений.
-
Урок развития речи по теме: "Этикетные формулы и правила обращения к собеседнику в устной и письменной речи" 2007
Урок по речевому этикету формирует понятие о правилах речевого этикета, учит использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, воспитывает культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка.
-
Урок развития речи по теме: «Сочинение по картине В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни"» 2010
Урок систематизирует знания по строению текста сочинения, закрепляет навыки; формирует информационные умения учащихся; знакомит с жизнью и творчеством замечательного русского живописца В.И. Сурикова.
-
Урок развития речи с компьютерной поддержкой "Устное выступление о происхождении имен" 2012
Содержание урока расширяет знания учащихся о разнообразии имен, истории их возникновения. Самостоятельная исследовательская работа учеников развивает умение отбирать и систематизировать материал, на основе которого создается текст. Лекция учителя с компьютерной поддержкой проводится в игровой форме, повышается интерес к материалу. Цель: развитие речи учащихся.
-
Урок развития речи с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо (6-й класс) 2009
Урок-изложение с творческим заданием. Изложение проводится в конце декабря, когда тема текста (срубленная во дворе ель) приобретает злободневный характер. Творческое задание-эссе "Зачем жильцы прикрепили к дереву табличку?" не просто заставит шестиклассников задуматься над нравственными проблемами, но и даст им возможность выразить своё отношение к проявлению человеческой подлости.
-
Урок развития речи с элементами дебатов. Подготовка к сочинению-рассуждению по произведению И.Маслова. 11-й класс 2013
Урок требует предварительной подготовки. Тема дебатов объявляется заранее, ученики подбирают материал для доказательства своего мнения из газет, Интернета, книг. На уроке дети знакомятся с правилами ведения дебатов, учатся слушать оппонентов и доказывать свое мнение. Оценивают ответы выступающих судьи. По произведению выявляется проблема, позиция автора. Доводы двух команд служат в качестве аргументов к сочинению, которое ученики пишут дома.
-
Урок развития речи с элементами интеграции на тему "Человек и природа" в 8-м классе 2009
Урок воспитывает чувство патриотизма, любви к своему родному краю, готовит детей к выполнению домашнего задания (написание сочинения).
-
Урок развития речи с элементами риторики "Предметная лингвистическая сказка" 2011
На уроке дети учатся создавать лингвистическую сказку. Роль таких сказок велика (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка. Они оказывают влияние на развитие речи. Дети учатся переводить пройденный теоретический материал с языка науки на язык сказки, т.е. доступно и увлекательно объяснять его.
-
Урок развития речи с элементами риторики по теме «Подготовка к сочинению-описанию животного по личным впечатлениям» 2015
На уроке дети учатся составлять связный текст-описание. Учащиеся знакомятся со строением текста-описания, способами составления риторической схемы текста, учатся создавать текст, содержащий описание животного. На занятии используются словесный (беседа), практический, репродуктивный (построение схемы описания) и исследовательский методы.
-
Урок развития речи. 10–11-й класс 2012
Задания на грамотность чтения предлагаются ученикам при проведении обучающих изложений. Подобный тип заданий может предшествовать контрольному изложению. Ориентированы на овладение разными способами чтения, выявление необходимой информации, понимание содержания и отдельных частей, выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументацию, сопоставление, сравнение; формирование собственной точки зрения и ее обоснование.
-
Урок развития речи. 6-й класс "Как исправить текст с неудачным повтором" 2009
На уроке формируется умение видеть в тексте различные средства связи, редактировать тексты с неудачным повтором, анализировать текст с экспрессивным повтором и тексты с повтором-недочетом. Наблюдение над языковым материалом и его анализ способствует формированию чувства языка, повышению уровня речевого развития школьников, формированию речевых умений и навыков во всех видах речевой деятельности.
-
Урок развития речи. 6-й класс. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 2010
Представленный урок рассчитан на два учебных часа. Цель урока - совершенствование умения составлять текст-описание по картине. Учащиеся должны овладеть умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. На уроке дети знакомятся с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова.
-
Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения 2010
Материал представляет собой разработку урока по развитию речи учащихся в 6-м классе. Обучение выборочному изложению помогает подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, т.к. учит находить в тексте нужную микротему. Проводится работа по определению стиля и типа речи, работа над особенностями описания.
-
Урок развития речи. Изложение "Исаак Левитан" 2010
На изложении учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством художника, с новым лингвистическим термином "градация"; формируют навыки грамотного слушания, умения подмечать особенности стиля и языка автора художественного произведения. Урок воспитывает эстетический вкус у учащихся на основе восприятия произведений пейзажной живописи. Урок состоит из нескольких этапов, в которых активное участие принимают ученики, тем самым развивая свою устную и письменную речь.
-
Урок развития речи. Изобразительно-выразительные средства языка (Эпитет) 2009
Цели урока: формировать умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка – эпитеты, составлять высказывания-описания состояния окружающей среды (снега); развитие устной монологической речи, умение раскрыть тему текста, развитие познавательной культуры учащихся, умение выделять из текста слова, словосочетания, фразы, соответствующие поставленному вопросу.
-
Урок развития речи. Обучающее сочинение. Доказательство в рассуждении 2010
В ходе урока учащиеся развивают творческие способности, устную и письменную речь.
-
Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь" в 5-м классе 2009
Одной из проблем при написании письменных работ разного формата является проблема детализации. Именно для того, чтобы развить эту способность, используется стратегия детализации. Другим методом, помогающим конкретизировать образ и сделать описание более разноплановым, красочным и свободным, является визуализация.
-
Урок развития речи. Описание внешности человека 2018
Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И.Глазунов)
-
Урок развития речи. Описание картины Ив. Шишкина "Сосна" (6-й класс) 2010
Вашему вниманию я предлагаю свою методическую находку - описание картины от имени ее участника. Этому предшествует и ряд традиционных приемов: восприятие картины (видимые предметы), активизация словарного запаса, определение цветовой палитры картины, устное словесное рисование, и возможность увидеть картину через невидимые ее элементы (корни, воздух).