Задания на грамотность чтения предлагаются ученикам при проведении обучающих изложений. Подобный тип заданий может предшествовать написанию контрольного изложения. Ориентированы на овладение разными способами чтения; на работу и выявление необходимой информации; на понимание общего содержания и отдельных его фрагментов; на выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументацию, сопоставление, сравнение; удерживание фрагментов в памяти; формирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.
После написания изложения можно предложить ученикам домашнюю творческую работу.
Задача "Быстро или медленно?"
Текст задачи
Чтобы приобщиться к новой информации (ее объем в наше время стремительно увеличивается), надо уметь быстро читать. А всегда ли быстрое чтение полезно, уместно? Могут ли навыки скорочтения приносить не пользу, а вред? Подумайте над этими вопросами, читая отрывки из воспоминаний Д.С. Лихачева о том, как он, будучи студентом университета, учился "методу медленного чтения".
Используйте текст для ответов на вопросы-задания.
Л.В. Щерба-ученый, специалист по общему языковедению, русскому, славянскому и французскому языкам, академик.
Д.С. Лихачев - ученый, специалист по истории русской литературы и русского искусства, публицист.
Истинной вершиной метода медленного чтения был пушкинский семинар у Л.В. Щербы, на котором мы за год успевали прочесть всего несколько строк или строф. Могу сказать, что в университете я в основном учился "медленному чтению", углубленному филологическому пониманию текста. <...>
В 1926 году, как я уже писал, я занимался в Ленинградском университете в семинаре по Пушкину у Л.В. Щербы. Занятия шли по методике "медленного чтения", которая приучала студентов к глубокому филологическому пониманию текстов. За год мы прошли только несколько строк из "Медного всадника". В нашем распоряжении были всевозможные словари и грамматики. Мы доискивались грамматически ясного, филологически точного понимания текста, углублялись в историю изучения значений каждого слова ...
В пушкинских стихах есть затруднения мнимые, вызываемые тем, что мы плохо знаем уже некоторые реалии, особенности быта, которые были близки Пушкину4
В "Евгении Онегине" в главе пятой строфа 11 начинается всем знакомыми с детства строками:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь ...
Почему "торжествуя"? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему "обновление пути" по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?
Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.
"Торжество" крестьянина относится не к "обновлению пути" по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь ...
Если бы осенняя погода постояла дольше, озимые погибли бы. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом "на третье в ночь" спасен урожай. < ...>
Малопонятны сейчас и следующие слова - "снег почуя". Почему лошадь "чует снег", а не видит? Почему она "плетется рысью как-нибудь"? По этому поводу я обратился к известному литературоведу и одновременно мастеру конного спорта Д.М. Урнову. Вот что он мне ответил в письме:
"Как-нибудь" означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота - земля незасыпанная, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает. Лошади, как правило, подслеповаты, всякое пятно под ногами кажется им ямой. Некоторые из них ни за что не пойдут через тень, лужу, а начнешь понукать - прыгнут, именно как через яму, а так не пойдут ... И вот выезжаешь по первому снегу, и начинает лошадь упираться ... Вообще это конники так говорят - "упирается", то есть идет неохотно, и Пушкин, много в деревне ездивший, это, конечно, хорошо знал.
"Снег почуя" - лошадь прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное - чутье".
Очень часто у читателя вызывает недоумение - как можно "плестись рысью". В современном русском языке рысь ассоциируется с быстрым бегом лошади. Но это, с точки зрения знатока лошадей, не совсем так. Рысь - это родовое понятие. Бывает медленная рысь. С нее, по разъяснениям Д.М. Урнова, рысь начинается. "Трюх-брюх" - лошадь трусит рысцой, потом - "средняя рысь" и, наконец, "маха" - быстрая рысь.
Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни.
Задания
Задание 1. Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов.
А. "Пушкин - житель деревни".
Б. "Метод медленного чтения"
В. "Диалог с текстом".
Задание 2. Д.С. Лихачев пишет, что " за год мы прошли только несколько строк из "Медного всадника". Почему так медленно студенты читали текст? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
Задание 3. В тексте говорится о "методе медленного чтения". Выпишите, как формулирует автор "метод медленного чтения".
Задание 4. Что нового вы узнали о Пушкине и его произведениях? Выпишите обьяснения слов "торжествуя", "почуя", "как-нибудь".
Задание 5. Почему полезно при анализе текста обращаться к словарям, справочникам, к мнению специалистов из других областей знаний? Объясните ваш ответ.
Задание 6. Как помогает медленное чтение углубленному пониманию текста? Обоснуйте свой ответ.
Задание 7. Кому адресованы размышления Д.С. Лихачева? Обоснуйте свой ответ.
Задание 8. Напишите изложение. Расскажите о своем отношении к "методу медленного чтения". Нужен ли этот метод современному человеку?
Ответы и критерии оценки.
Задание 1
Деятельность: Понимание общего содержания текста, "сворачивание" текста.
1 балл - ответ В.
0 баллов - другие ответы.
Задание 2 Деятельность: Поиск и выявление информации.
1 балл - "Мы доискивались до грамматически ясного, филологически точного понимания текста, углублялись в историю изучения значений каждого слова ..."
0 баллов - другие ответы.
Задание 3 Деятельность: Поиск информации.
1 балл - приучала студентов к глубокому филологическому пониманию текстов.
0 баллов - другие ответы
Задание 4 Деятельность: Поиск и выявление информации.
1 балл - "Торжество" крестьянина относится не к "обновлению пути" по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. "Как-нибудь" означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. "Снег почуя" - лошадь прежде всего и преимущественно все чует.
0 баллов - другие ответы (неточные, неясные,не относящиеся к вопросу).
Задание 5 Деятельность: Критическая оценка информации, аргументированное изложение собственной точки зрения.
1 балл - ученик понимает, необходимость обращений к словарям и другим источникам и дает аргументированный ответ.
0 баллов - дан неверный или неясный ответ.
Задание 6 Деятельность: Анализ текста, изложение своей точки зрения.
1 балл - имеется указание на понимание и на проявление интереса к тексту и творчеству Пушкина.
0 баллов - ученик ограничивается указанием на получение информации.
Задание 7 Деятельность: Анализ формы и содержания текста с точки зрения его адресованности.
2 балла - учитывается желание автора привлечь, заинтересовать читателя (информация, простой язык)
1 балл - в ответе содержится указания на призыв к медленному чтению.
0 баллов - в ответе нет аргументации.