Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления, основывается на следовании трем фазам.
Первая фаза – фаза вызова
На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи: самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления)
На этой фазе решаются две основные задачи: организация активной работы с информацией и самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.
Третья фаза – фаза рефлексии
Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.
Цели:
- Образовательные:
- формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;
- Развивающие:
- развивать письменную и устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
- создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
- дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;
- Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и творческую активность;
- воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация MS Power Point, аудиозапись арии Царевны-Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», раздаточные материалы (таблица и искусствоведческий текст)
ХОД УРОКА
I стадия – вызов
– Сегодня у нас необычный урок русского языка,
мы учимся описывать картину. Совсем недавно на
уроках литературы мы говорили о сказках.
Иллюстрации к каким сказкам вы сейчас увидите? (На
фоне музыки демонстрируются слайды 2-5)
– Как вы думаете, к какой хорошо известной вам
сказке может служить иллюстрацией эта
репродукция? (слайд 6)
– А кто-то помнит её полное название? («Сказка о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной
Царевне-Лебеди»)
– В черновиках Пушкин хотел изменить название
сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь».
Почему? (Придавал огромное значение)
– Именно эту картину мы и будем сегодня
описывать. А создал её известный русский
художник Михаил Александрович Врубель, который
был просто очарован пушкинской сказкой(слайд 7)
– Вы когда-нибудь слышали это имя? Что вы
знаете о художнике? Он иллюстрировал
произведения Пушкина, Лермонтова, писал
иллюстрации к сказкам и создавал декорации к
опере «Сказка о царе Салтане». (слайды 8 – 9)
– Но вернёмся к картине «Царевна-Лебедь», кстати,
на ней Врубель изобразил свою жену Надежду
Ивановну Забелу, которая была лучшей
исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере
Николая Александровича Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане» (слайд 10)
II стадия – осмысление (по ходу работы каждый заполняет таблицу)
1. – Представьте, что вы находитесь внутри этой картины. Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете? (Вначале записывают в1 колонку таблицы, а потом зачитывают 3-4 работы)
2. «Подзорная труба»
– Теперь представьте, что у вас в руках
подзорная труба. Посмотрите внимательно,
наверняка появятся новые детали, которые вы
раньше не заметили (слушаем 2-3 чел)
– Какой фрагмент картины вы показали бы более
крупным планом? Почему? (Лицо, глаза большие и
печальные)
– Записываем во вторую колонку.
3. «Ковёр-самолёт»
– А сейчас помимо подзорной трубы у нас
появился небольшой летательный аппарат. Кстати,
какие сказочные летательные аппараты вам
известны? На каком мы все вместе сможем полететь?
– Итак, отправляемся в путь на ковре-самолёте и
высаживаемся на острове Буяне. (Кто хочет,
закрывает глаза)
– Можете потрогать воду (какая она? Холодная,
бирюзовая), почувствуйте запах моря,
прикоснитесь к скалам (тёплые или холодные,
скользкие). Оглядываемся назад, смотрим издалека
на прекрасную Царевну, хрупкую и изящную, видим,
как переливаются драгоценные камни на её венце,
сияет роскошное белое оперение, лучи заходящего
солнца.
– А теперь включаем слух. Что мы слышим? Какие
звуки на этом острове? Возьмите ручки и запишите
в 3 колонку.
4. – А вот что услышал композитор
Римский-Корсаков. (Слушаем вступление к арии,
слайд 10)
– Как музыка обогатила ваше представление о
картине? Что вы слышите, что представляете? (Озвучиваем
и потом записываем в 5 колонку)
5. – Вернёмся к сказке и посмотрим, какой видел
Царевну-Лебедь автор, А.С. Пушкин (учебник по
русскому языку для 5 класса под ред. С.И. Львовой,
упр.20, стр.12). Что подчёркивает Пушкин в образе
Царевны? (Красоту)
– Давайте посмотрим, а как он это делает.
Пушкин-художник слова, и в его арсенале есть
особые изобразительно-выразительные средства.
Это эпитеты (свет какой? божий), сравнения (с
кем сравнивает? Павой, реченькой). С этими и
другими изобразительно-выразительными
средствами мы будем знакомиться на уроках
русского языка и литературы.
– Запишите в колонку №6, какой видит Царевну
Пушкин.
6. – Мы с вами посмотрели, какой
представляли Царевну Врубель,
Римский-Корсаков, Пушкин, а вот какой увидел
Царевну известный искусствовед И.Долгополов, мы
сейчас узнаем. (Чтение текста)
– Понравилось описание? Почему?
– Посмотрим, как Долгополов показывает
красоту Царевны, какие части речи помогают ему?
– А давайте проведём эксперимент. В последнем
абзаце уберите все прилагательные (вычёркиваем
карандашом).
– Что изменилось в тексте, что он утратил? (Волшебство,
он больше не завораживает)
– Выпишите из текста в 7 колонку таблицы
словосочетания, которые помогут в описании
картины.
III стадия – рефлексия
– Мы очень хорошо поработали, узнали, какой
представляли Царевну художник, композитор, поэт,
искусствовед (слайд 11)
– А какой вы её представляете, какой видите?
Продолжите предложение, которое находится ниже
таблицы. (Зачитываем несколько работ)
– А теперь домашнее задание. Составьте черновик
сочинения по плану в 4 колонке.
– Справитесь с работой? Что вам поможет? Чем
будете пользоваться?
– А смогли бы мы так живо и ярко представить
Царевну без живописного полотна Врубеля, без
чарующей музыки Римского-Корсакова, волшебной
сказки Пушкина, внимательного взгляда
Долгополова? Помогли они вам? (слайд 11)
На втором уроке традиционная словарно-стилистическая и орфографическая работа, коллективное составление вступления, редактирование черновиков.