Цель урока:
- учить учащихся видеть в тексте различные средства связи, формировать умение редактировать тексты с неудачным повтором;
- развивать умение анализировать текст с экспрессивным повтором и тексты с повторами-недочетами;
- воспитывать чувство ответственности за произнесенные слова, умение работать в группе
Ход урока
I. Беседа с учащимися.
Какое слово вы считаете ключевым в названии темы урока? (Слово КАК)
Какова цель нашего урока исходя из темы? (Найти способы исправления текста с неудачным повтором)
Какова роль повтора в тексте? (Подчеркнуть самое важное в высказывании, основную мысль текста, которая может располагаться в начале или в конце текста)
II. Познакомимся с текстом Д. Родари.
Что вы знаете о Д. Родари? Какие его произведения вам известны? (Итальянский писатель, автор таких произведений, как “Путешествие Голубой Стрелы”, “Джельсомино в Стране Лжецов”, “Приключения Чиполлино”, “Сказки по телефону”)
Учащиеся читают текст “Солгать…”, доказывают, что это текст, опираясь на памятку “Что такое текст”.
“Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь, принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь, не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывает лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи”.
Памятка “Что такое текст” Текст – это два и более предложений, объединенных по смыслу грамматически: Тема Заголовок Основная мысль Однотематическая лексика Порядок предложений Синонимы Антонимы Повторы Трехчленная структура Цепная, параллельная связь Интонация |
III. Какую роль играет повтор слов в данном тексте?
(Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль).
Какие средства связи, кроме повтора, вам известны? (Синонимы, заменяющие имена существительные местоимения)
Учитель предлагает учащимся определить, работая в группах, лексические и морфологические средства связи предложений, их роль в данных предложениях:
- Самое прекрасное, самое дорогое для человека – это его жизнь. А жизнь поддерживается разносторонним, неустанным трудом. Стоит замереть труду человека – начинает замирать и его жизнь.
- В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
- Тропинка привела к обрыву. Под кручей шумела река.
- В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находим душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки, любовались голубыми незабудками. (И.Соколов-Микитов)
5. Первый снег… Сколько радости дарит нам это белое чудо!
6. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье. (С.Я.Маршак)
IV. Оправдан ли повтор слов в данных предложениях? Если необходимо, отредактируйте текст. Ответ обоснуйте.
Вывод: к чему приводит неоправданное использование повтора? (К однообразию, монотонности речи).
Что необходимо предпринять, чтобы избежать неоправданного повтора слов? Учащиеся читают текст Эдуарда Шима, отвечают на вопрос “Как удалось автору избежать повторения слов?”
Сначала мы ехали на поезде, потом в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окно. Все жду, когда наша деревня покажется.
(Учащиеся находят такие приемы, как пропуск слова, использование однородных членов, которые помогают избежать неоправданного повтора слов)
V. На основании данных в учебнике текстов составить памятку “Как устранить повтор-недочет” (групповая работа)
Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов. |
Устранить лишнее слово |
Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен. |
Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание. |
Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его. |
Объединить в предложение с однородными членами. |
В результате групповой работы учащиеся создают памятки, коллективно обсуждается результат проведенной работы, итог на доске в виде памятки:
КАК УСТРАНИТЬ ПОВТОР-НЕДОЧЕТ
|
Используя памятку, учащиеся выполняют упражнения учебника (§60), заменяя повтор одним из способов.
Вывод по этапу урока: Какие способы использовали учащиеся для устранения неоправданного повтора?
VI. С целью самопроверки по изученному материалу проводится тест.
Критерии оценки записаны на доске:
“5” – 6 правильных ответов
“4” – 5 правильных ответа
“3” – 4 правильных ответа
I вариант
1. Напишите способ связи предложений в тексте:
Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.
2. Напишите способ связи предложений в тексте:
Прямо над дверью в избушке висел пук длинной сухой травы. Она издавала сладкий запах с привкусом мяты. Считается, что эта трава отгоняет от: жилища злых духов.
3. Закончите предложение:
В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, заменяющие их _______________________
4. Напишите средство связи предложений:
Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал громко плакать.
5. Напишите средство связи предложений:
Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.
6. Что нужно сделать, чтобы исправить в следующем тексте неоправданный повтор?
Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель.
а) Заменить повторяющееся слово на местоимение.
б) Объединить в предложение с однородными членами.
в) Здесь нет неоправданного повтора.
II вариант
1. Напишите способ связи предложений в тексте:
Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. Стук этот затихал по мере того, как поезд подъезжал к станции. Затем он снова набирал силу.
2. Напишите способ связи предложений в тексте:
В деревне шел сильный дождь. Он пришел как спасение среди сухого жаркого лета. Такого лета старожилы не помнили.
3. Закончите предложение:
В тексте могут быть использованы различные средства связи: _______________________________________________________________, синонимы.
4. Напишите средство связи предложений:
Картина была огромная. Она занимала почти всю стену гостиной комнаты.
5. Напишите средство связи предложений:
Цветы — великолепное создание природы. Цветы украшают нашу жизнь.
6. Найдите текст с параллельным строением.
а) Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.
б) Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понес… (О.Григорьев)
в) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летела за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов мне стало не по себе.
(По К.Паустовскому)
Анализ проведенной работы, самооценка.
VII. Подведение итога урока.
Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
Всегда ли уместен повтор?
Какие способы устранения повтора-недочета вы узнали?
Какие трудности возникли? На что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания?
VIII. Домашнее задание.
Найти в предложенных текстах упражнения №647 повторы-недочеты, устранить их, используя способы правки или продолжить текст, используя слова и выражения, близкие по значению слову маленький, тему текста и конкретные предметы определить самостоятельно: Все здесь было как настоящее, только очень маленькое.