Цель: создание условий для
- рассмотрения роли служебных частей речи,
- развития речи, логического мышления,
- эстетического и нравственного воспитания.
Задачи:
- рассмотреть роль служебных частей речи на примере текстов о цветах,
- повторить служебные части речи,
- формировать орфографическую зоркость,
- повторить правописание чередующихся гласных в корне слова,
- подготовить детей к написанию сочинения-миниатюры,
- провести частичный анализ текста.
Оформление: презентация в программе Notebook, интерактивная доска.
Ход урока
- Какие задачи мы перед собой поставим?
Рассмотреть:
Повторить:
Попытаться:
Зачем нам это надо?
Правильно использовать в своей устной и письменной речи.
Повторение.
- С реализации какой задачи начнем работу?
Повторить служебные части речи.
Соотнести термины с определениями.
Предлог, союз, частица.
- Служебная часть речи, указывающая на различные грамматические отношения в словосочетании и предложении.
- Служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
- Служебные слова, которые служат для образования наклонения глагола, для выражения различных оттенков значения в предложении.
Главные грамматические признаки этих частей речи -:
Не изменяются, не являются членами предложения.
Употребление служебных частей речи.
Вспомнили, что такое служебные части речи. Над какой задачей будем работать?
А поможет нам в этом предмет, который мы определим, отгадав загадки. Отгадки запишем.
Эй, звоночки, синий цвет -
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)На воде увидел ты
Нежно-белые цветы,
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. (Лилия)
- Названия чего записали?
Цветов.
С. Красиков о цветах сказал так:
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Красивые наследники природы -
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят... (С.Красиков)
Запишите эти слова как эпиграф.
- Словарная работа.
Цветок - др.-рус. - яркий цвет, блеск, и только потом цветок.
Эстафета.
Записать однокоренные слова, по очереди выходя к доске.
Цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный, цветистый, соцветие.
Проверить, отодвигая цветки.
Вставить буквы и предлоги с союзами. Объяснить их правописание.
Как-то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, всё вокруг зар:сло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Зар... сли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоб... рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда скл... няется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись вверх.
Вставьте пропущенные буквы на доске. Почему не использовали оставшиеся буквы?
Проверьте себя. (отодвигаем экран.)
Какую орфограмму повторили?
Выделитв в тексте служебные части речи. Зачем они использованы?
Работа с теоретическим материалом.
Роль служебных частей речи.
Служебные части речи, в отличие от знаменательных, не называют предметы, их действия, признаки и т.д. они только о б с л у ж и в а ю т знаменательные части речи, поэтому и называются служебными.
Служебные части речи выполняют следующие функции:
Связывают слова и предложения: думать о каникулах, мороз и солнце:
Передают дополнительные значения: не ветер бушует над бором: - частица не выражает отрицание.
Служебные части речи не являются членами предложения, но они могут входить в их состав. Так, в предложении Волк не пастух отрицательная частица не входит в состав сказуемого. Без нее предложение теряет смысл.
Служебные слова необходимы для построения предложения. Так, если из предложения Уважайте в себе и других человеческую личность (Д.Писарев) убрать предлог в и союз и, оно станет бессмысленным.
Служебные слова - важнейшее средство речи, поэтому они довольно частотны. Обычно в тексте они составляют 25% от общего числа слов.
- Что нового узнали из текста о служебных частях речи?
Работа с текстом. Домино. Восстановите порядок абзацев так, чтобы получился текст. Поработайте с ним по плану.
Цветок этот, пожалуй, из скромных скромный, не выбирает себе лучшего места, не выпячивается, не бросается в глаза, как, к примеру, ромашка, медуница, Иван - чай. Где сырая ложбинка, где овражек с ручейком, там и незабудки...
Незабудки... Имя-то, какое ласковое! Заслужил. Цветок этот о пяти лепесточках, синь - синью, неба понежнее, а в самой серединке жёлтое сердечко. Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышко лета. Поглядишь - и не забудешь...
Стою у ручейка, что переплёскивает чистую студёную струю через камешки, гляжу на незабудки - тут их целый куст - и удивляюсь: как они доверчиво глядят, как совершенны в своей простоте. Стою у ручья, любуюсь незабудками и думаю: грешно их срывать для букета.
Почему они должны принадлежать только мне, а не этому ручью, не этой иве, не этим незабудковым небесам.
(В.Бочарников) Проверить помогает экран.
Укажите правильные ответы.
А теперь послушайте притчу.
Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.
Притча о цветке.
1) Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. 2) Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: 3) "Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. 4) Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. 5) Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. 6) Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. 7) И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее". 8) Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. 9) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.
О.М. Безымянекая, С.А. Лукьянов
1. Какова основная мысль текста?
а) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.
б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.
в) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому
г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.
2. Каковы тип и стиль речи текста?
а) Художественный, описание.
б) Публицистический, рассуждение.
в) Публицистический, повествование с элементами рассуждения.
г) Художественный, повествование.
3. Что собой представляет последнее предложение текста?
а) Тезис;
б) вывод;
в) мораль.
4. В каком предложении заключена основная мысль текста?
а) "Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного".
б) "Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее".
в) "За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы".
5. Какие средства выразительности использованы в тексте?
а) Эпитеты и гиперболы;
б) метафора и эпитеты;
в) эпитеты, олицетворение, перифраза;
г) инверсия, эпитеты.
6. Укажите номера предложений, в которых есть все служебные части речи.
А) 1,2,3
Б) 4,5,6
В) 7,8,9
Параллельно идет проверка
Над какой задачей мы еще не работали?
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру "Мои любимые цветы" или "Цветы в моей жизни"
Итог урока. Рефлексия. Дайте оценку своей работе.
Литература:
- И.И. Антелова. Урок в 7 классе на тему "Цветы в нашей жизни". Сайт ИД "Первое сентября", Фестиваль педагогических идей 2007/ 08 учебного года.
- В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М: Дрофа, 1995.
- М.М.Разумовская. Русский язык. 7 класс. М: Дрофа, 2001.